лия кирилова
Проектная деятельность «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Кирилова Л. В.
2019г
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный, игровой, информационно - творческий.
Продолжительность: Краткосрочный
Участники: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)
Публикация «Проектная деятельность „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Хлеб издавна высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. Дошкольники имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т. к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не знают, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель проекта:
-Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.
-Воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
-Расширить представления детей о сельском хозяйстве.
-Познакомить с сельскохозяйственными профессиями
Задачи проекта:
Образовательные:
-Изучить историю возникновения хлеба;
-Познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
-Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
-Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
-Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы
стать хлебом.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей
разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
-Воспитывать желание делиться полученными знаниями.
книжек -
Работа с родителями:
-Беседа «Значение хлеба в жизни человека».
-Участие в оформлении выставки «Хлеб всему голова»
-Участие в создании книжек - малышек «Загадки, поговорки о хлебе, история появления хлеба».
-Участие родителей вмастер – классе «Лепим, лепим пироги».
- Участие родителей в сопровождение детей на экскурсию в булочную «Радости жизни»
- Памятка для родителей «Хлеб надо беречь»
Предполагаемый результат:
-Сформировать у детей представления о ценности хлеба;
-Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
-Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
-Воспитывать бережное отношения к хлебу.
1-й этап подготовительный:
• Довести до детей и их родителей важность проблемы.
• Подбор методической, познавательной,
• художественной литературы.
• Подобрать материалы для игровой деятельности
• Подобрать необходимые материалы для творческой и
• продуктивной деятельности детей.
• Приготовление материала к сюжетно - ролевым играм;
• Подбор иллюстраций, фотографий по данной теме.
• Постановка целей и задач проекта;
• Подбор конспектов по теме для НОД
• Оформление книжного уголка;
• Чтение произведений.
• Просмотр мультфильмов.
2-й основной этап:
Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Беседы:
«О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу»
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»
«Из чего пекут хлеб?»
«Какой бывает хлеб»;
-НОД. Ознакомление с окружающим «Хлеб – всему голова»
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Просмотр видеофильмов:
«Как растет пшеница»;
«Труд комбайнера»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Просмотр мультфильмов:
«Крылатый, мохнатый да маслянный» русская народная сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.
Андерсена;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Экскурсии ул. Володарского в булочную «Радости жизни».
Опытно – экспериментальная деятельность:
Экспериментирование «Как появилась мука»
Речевое развитие.
НОД по развитию речи в старшей группе: «Хлеб всему голова!»
Картотека речевых игр по теме «Хлеб всему голова»
•Игра «Откуда пришёл хлеб?»
•Игра «Чего нет?».
•Игра «Самый умный».
•Игра «Родственные слова»
•Игра “Доскажи словечко, изменив слово хлеб по смыслу
•Игра «Доскажи словечко».
•Игра «Один – много»
•Игра «Каким бывает хлеб?»
•Игра «Посчитай»
•Игра «Узнай профессию»
Чтение художественной литературы о хлебе:
• Сказки: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
• М. Глинская «Хлеб»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
• С. Михалков «Булка»
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Хлебный магазин»
«Семья» (сюжет мама испекла пироги»;
Дидактические игры:
«Из чего хлеб пекут»•
«Что, где растет»;
«Четвертый лишний»
«Что сначала, что потом»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».
«Найди тень хлебобулочного изделия»
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
• НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий (Масстер класс)
• НОД Аппликация «Чудесный колосок»
Физическое развитие:
Хороводная игра «Каравай»
«Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!»,
Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»
Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки» «Замесим тесто»
3-йЗаключительный этап:
• Обобщение результатов работы;
• Оформление экспозиции поделок из теста;
• Инсценировка литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь» ;
• Памятка для родителей правила обращения с хлебом;
• Создание альбома «Хлеб – всему голова».
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80с.
2. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5
4. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера,2016. – 80 с.
5. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.
Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 7
Памятка для родителей
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью.
Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.
«Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.
Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, чтобыли на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба
Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.
Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством.
Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих
Игра «Договори пословицу»
• Горька работа… (да хлеб сладок)
• Хочешь есть калачи (не сиди на печи)
• Пироги не растут… (на кустах)
• В землю не положишь (и с земли не возьмешь)
• Догулялись мужики (нет ни хлеба, ни муки)
• На чужой каравай (рта не разевай)
• Пот на спине (так и хлеб на столе)
• Хлеб – батюшка, водица – матушка.
• Хлебушко – пирогу дедушка.
• Каравай хлеба не (свалится с неба)
• Хлеб созрел, но к нам на стол
• Прямо с поля не пошел,
• С поля даже в магазины
• Хлебу ехать рановато.
• Он уселся на машину
• И спешит на элеватор.
Проверка и оценивание. Дети отвечают на вопросы по сказкам.
-В какой русской народной сказке пекут хлебное изделие(«Колобок»)
-Что несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожок)
-Что съедала за день Дюймовочка, живя у мыши? (Зернышко)
-В сказке «Маша и медведь» Маша приготовила своим бабушке и
дедушке -гостинец из муки. Какой? (Пирожки).
Приложение 8
Литовская сказка. «Как волк вздумал хлеб печь»
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш ребенок идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
Приложение 9
М. Глинская «ХЛЕБ»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:
Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? (не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Приложение 10
Пальчиковые игры
«Копна»
- Чья копна на моей копне?
- Чья копна на моей копне?
Первый игрок сжимает руку в кулак, оставив большой палец вверх. Второй игрок обхватывает большой палец предыдущего игрока и говорит:
- Моя копна на твоей копне.
Игра повторяется до тех пор, пока все дети не обхватят пальцы друг друга. Затем эта «пирамида» разбивается.
«Как у деда Ермолая»
Как у деда Ермолая две ладони перед собой,
Вся семейка небольшая: кончика пальцев соединены
Только сам, да сама, показывают большие пальцы на обеих руках
Только кум, да кума, показывают указательные пальцы на обеих руках
Да два сына с усами, показывают средние пальцы на обеих руках
Да две дочки с косами показывают безымянные пальцы на обеих руках
Да две внучки на печи показывают большие пальцы на обеих руках
Уплетают калачи руки в замок перед собой, покачивают вверх-вниз