Елена Андриянова
Проектная деятельность по развитию духовно-нравственного воспитания в средней группе «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
3. Гипотеза.
4. Объект проекта.
5. Предмет исследования.
6. Методы.
7. Задачи проекта.
8. Срок выполнения.
9. Участники проекта.
10. Обеспечение проекта.
11. Ожидаемые результаты
12. Интеграция образовательной деятельности.
13. Предполагаемый продукт проекта.
14. Этапы работы над проектом :
15. 1этап - подготовительный
16. 2 этап - основной.
Публикация «Проектная деятельность по развитию духовно-нравственного воспитания в средней группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
16.1. Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми. 16.2. Организованная образовательная деятельность.
16.3. Взаимодействие с родителями.
17. 3 этап - заключительный.
17.1 Оформление результатов проекта. Обобщение материала по реализации проекта
17.2. Рефлексия по достигнутым результатам. Определение перспективы на будущее.
18. Список используемой литературы.
19. Приложения.
Введение
Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем, как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Это и явилось причиной моего обращения к проектной деятельности в этом направлении.
Проектная работа. Тема: «Я и моя семья»
Актуальность проекта. Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека, если оно наполнено добрыми сказками, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Семья — первая ступень в жизни человека. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются обычаи, привычки семьи, поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет неизгладимый след на всем его будущем существовании. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. В каждой семье, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым и физически закаленным, обогащенным духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без желания родителей узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания в науке, о психическом развитии ребенка.
В современном мире родителям стало все сложнее заниматься воспитанием детей. Это связано с загруженностью взрослых членов семьи, с семейным положением (неполная семья, гражданский брак). В результате, на начальном этапе формировании личности ребенка, именно на дошкольные учреждения возложена огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях. Родители воспитанников зачастую проявляют малый интерес по привитию детям духовно – нравственных чувств, моральных правил и норм поведения в семье; в понятии значимости семьи, воспитании у детей любви и уважения к членам семьи. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации не утратить связь между поколениями.
Гипотеза. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близким людям – родственникам, является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей. Необходимо способствовать изучению детьми истории создания своей семьи, её родословной, формировать у детей представление о семье и семейных традициях, способствовать воспитанию уважения к членам семьи.
Объект проекта. Духовно-нравственное воспитание семейных ценностей у детей через совместное сотрудничество с родителями.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольника.
Методы: наглядный, словесный, практический, взаимодействие с родителями.
Задачи проекта :
Образовательные:
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “семья”, “родные”, “близкие”. Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек; представления детей о труде взрослых в своей семье.
Развивающие :
Развивать умение детей составлять небольшой рассказ о своей семье. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Воспитательные :
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и научить проявлять заботу о родных людях. Воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи. Возрождать нравственные традиции в современной семье.
Срок выполнения:1 месяц.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы (возраст 4-5 лет, родители воспитанников.
Обеспечение проекта :
Методическое: педагогическая, методическая, детская, художественная литература.
Диагностическое: диагностический материал, дидактический материал.
Интегрируемые виды деятельности :
- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры);
- познавательно-исследовательская деятельность (рассматривание и обсуждение творческих работ родителей и детей);
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
- коммуникативная деятельность (беседы, сочинение рассказов, заучивание стихотворений, загадывание загадок);
- трудовая деятельность (создание поделок-подарков);
- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки);
- музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);
- чтение художественной литературы (восприятие произведения с заданной тематикой)
Ожидаемые результаты:
• Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
• Укрепление связи: ребенок – семья - детский сад.
• Формирование знаний и представлений о родословной, как истории семьи.
• Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Интеграция образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать четкую, ясную дикцию, работать над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек; учить составлять рассказы по темам, сочинять небольшие стихи, рассказы о семье, друге, маме.
Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений.
Развивать литературную речь.
Приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Знакомить с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями. Знакомство с профессиями.
Развивать представление о быте в семье в прошлом и в настоящее время.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Учить слышать в музыке разное эмоциональное состояние передавать его движениями, жестами, мимикой; отличать разнохарактерность содержания музыки, дающее возможность оценить и понять характер героев, образ каждого героя.
Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,
обогащать словарь новыми словами. Расширять представление о народном творчестве, профессиях.
Закреплять умение передавать образ с помощью художественных средств.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Воспитывать любовь к семье и её членам, уважение к старшим.
Образовательная область «Физическое развитие»
Совершенствовать двигательную активность, моторику (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки)
Предполагаемый продукт проекта :
Составление родителями и детьми генеалогического древа «Я и моя любимая семья»;
Оформление фотовыставки ко дню пожилого человека «Как я бабушку люблю, как я дедушку хвалю»;
Оформление альбома «Мама, папа, расскажи мне о своей профессии»;
Поделка «Папочка любимый»;
Рисунки детей на тему «Моя семья».
Этапы работы над проектом
1 этап: подготовительный
• Определение цели и задач проекта, его содержания.
• Ознакомление детей и родителей с целью и содержанием проекта.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Проведение анкетирования родителей воспитанников по определению цели работы в данном направлении деятельности.
На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, мною были определены цель и задачи проекта. Ознакомила родителей с целью и задачами проекта : обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Подготовка методического материала: привлекла родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья», выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья»).
2 этап: основной
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми :
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ :
• Дидактические игры «Мамины помощники», «Назови правильно»
• Игровое упражнение «Соберем для мамы бусы».
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Уложим дочку спать», «Покормим
дочку», «Встречаем гостей», «Веду дочку в детский сад». «Большая
стирка», «День рождения»
• Игра-драматизация «Найди свою маму».
• •Этюд «Маме улыбнемся», «Любящий сын».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ :
• Беседы: «Моя мама и мой папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры», «Что такое семья», «Профессии моих
родителей», «Мамы и папы имеют имена и отчества», «Дом моей семьи», «Как и чем можно порадовать свою семью», «Как надо называть своих родных»
• Конструирование «Со своей семьей дружно в доме мы живём».
• Рассматривание фотоальбомов «Я и моя семья».
• Д/и «Кому кто?»; «Ждем гостей на чай». Словесная игра «Кто есть кто?».
• Опытно-исследовательская работа: составление генеалогического древа.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ :
• Чтение художественной литературы по теме «Моя семья».
• Пальчиковые игры «Я пеку, пеку, пеку…», «Постираем бельё»,
«Помощники».
• Словесные игры «Назови ласково», «Волшебные слова»,
• Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке, семье.
• Чтение художественных произведений о семье. Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, Т. Боков «Папа», С. Баруздин «Мамина работа», Я. Аким «Моя родня», Е. Благинина «Посидим в тишине».
• Знакомство с устным народным творчеством.
• Разучивание пословиц о доме, близких.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ :
• Рисование «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы»
• Аппликация «Букет для мамы».
•Лепка из соленого теста папиного портрета в подарок папе «Папочка любимый».
• Коллективная аппликация «Поздравительное панно для мам».
• Слушание музыки и песен о маме, о семье.
• Разучивание колыбельных песен.
• Разучивание песен о маме, папе, бабушке.
•Просмотр и обсуждение мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Если бы я был моим папой», «Бабушка, научи!», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Мама для мамонтёнка» «Крошка Енот».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
• Подвижная игра «Наседка и цыплята»,
• Физкультурно - оздоровительные мероприятия: подвижные игры совместно с родителями.
Организованная образовательная деятельность
• Проведение занятия «Семья - большое счастье!» и беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и родословной, как истории семьи.
Взаимодействие с родителями:
• Разработка консультации для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
•Проведение консультаций для родителей «Роль совместного досуга в создании благоприятного микроклимата для воспитания всесторонне развитой личности», «Типы воспитания детей».
• Создание папки – передвижки «Тайна имени». На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» и папка – передвижка «Тайна имени».
•Оформление выставки «Моя семья».
•Мною был составлен альбом «Как я бабушку люблю, как я дедушку хвалю» о бабушках и дедушках каждого ребенка по принесенным ими фотографиям, который был оформлен сопровождением художественным словом и стихами.
• На этапе ознакомления с профессиями мам и пап, работающих бабушек и дедушек каждый из родителей эстетично оформил рассказ-обращение к ребенку о своей профессии, о месте, где он работает, чем занимается. Из этих красочных и интересных рассказов мы составили альбом «Мама, папа, расскажи мне о своей профессии».
•Дети совместно с родителями изготовили генеалогическое древо своей семьи «Я и моя любимая семья».
3 этап: заключительный
1. Оформление результатов проекта. Обобщение материала по реализации проекта
2. Рефлексия по достигнутым результатам. Определение перспективы на будущее.
1. Оформление результатов проекта. Обобщение материала по реализации проекта
1.1 Выставка детских рисунков «Моя семья».
1.2 Выставка и совместное обсуждение с детьми «Я и моя любимая семья».
1.3 Вручение папам портретов из соленого теста.
1.4 Презентация альбома «Как я бабушку люблю, как я дедушку хвалю», рассматривание семейных фотографий, чтение стихов.
1.5 Презентация альбома «Мама, папа, расскажи мне о своей профессии». Рассматривание фотографий, чтение писем-рассказов родителей о своей профессии, обсуждение с детьми.
1.6 На заключительном этапе была организована выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье.
2. Рефлексия по достигнутым результатам. Определение перспективы на будущее.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
2.1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2.2 В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
2.3 Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
2.4. Родители сменили позицию наблюдателей на позицию активных участников жизни детей в детском саду.