Марина Бабинец
Проектная деятельность по нравственному воспитанию дошкольников «Социально-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социально-нравственного и патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным историческим прошлым и героическими личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы или городу. Формирование таких чувств станет первым, самым важным шагом на пути воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.
Публикация «Проектная деятельность по нравственному воспитанию дошкольников „Социально-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность работы по патриотическому воспитанию.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно богатого, нравственного, творческого, думающего. Воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нё м гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. С малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение — есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности.
Цели, задачи и принципы
Цели:
- воспитывать осознанное желание выстраивать свою жизнь на основе ценностей своей семьи и малой родины;
- пробуждать инициативность и стремление к активному участию в мероприятиях по благоустройству двора собственного дома, территории садика;
- поощрять проявления заботы и внимания к пожилым людям и малышам, своим родным и близким;
- формировать уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности окружающих людей;
- стимулировать познавательный интерес к традициям своего народа, желание беречь и соблюдать их;
- способствовать становлению экологического сознания, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, развивать природоохранное поведение;
- познакомить с государственной символикой, её историей и значением для граждан и страны;
-воспитывать уважительное и гуманное отношение к особенностям жизнедеятельности всех народов России, принимать право этих народов на свою культурную самобытность и индивидуальность.
Для реализации обозначенных целей требуется решение таких задач:
Образовательная — пробудить у детей живой познавательный интерес, любознательность к истории и традициям Отечества, культурным достижениям и научным успехам.
Развивающая — практически сформировать навыки осознанной деятельности по заботе о благосостоянии родного региона, страны в целом.
Воспитательная — становление патриотического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Принципы воспитательной работы :
Индивидуальный подход — ключевым фактором воспитания детей является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
Научность — достоверность информации, соответствующей последним оценкам и выводам исторической науки, в рамках патриотического воспитания.
Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностям детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей.
Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия (иллюстрации, национальные костюмы, утварь, орудия труда) способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, опираясь на уже знакомую ему информацию.
Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями. Прикосновение к корням своего рода вызывает живую, трепетную эмоциональную реакцию, чувство сопереживания, пробуждает личный интерес к историческому переплетению судеб своих предков с судьбой народа.
Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности.
Целостность — взаимосвязь и пересечение разных областей знаний, которые помогут сформировать у ребёнка понимание единства мира. Дать понимание связей между малым (деревня, город, регион) и большим (масштабы всей страны).
Методы реализации:
- целевые экскурсии;
- наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей;
- рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми о родном городе;
- использование детских художественных произведений, иллюстраций (рассматривание, обсуждение);
- разучивание песен, стихов, чтение сказок;
- посещение музеев;
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством;
- наблюдение окружающего мира;
- личный пример педагога.
Формы работы воспитателя по социально-нравственному воспитанию дошкольников :
- наблюдения;
- организация экскурсий и целевых прогулок;
- продуктивная деятельность (оформление тематических выставок);
- моделирование и решение проблемных ситуаций;
- придумывание сказок, историй и их театрализация;
- трудовая деятельность;
- досуговая деятельность (праздники, развлечения, конкурсы);
- познавательно-исследовательская деятельность;
- чтение, конкурс чтецов;
- игровая деятельность.
Тематические блоки:
Моя семья — воспитанники младшей группы уже начинают воспринимать себя полноценными членами ближайшего круга родственников, воспитывается трепетное и заботливое отношение к близким и родным, ребёнок погружается в мир семейных традиций, знакомится с историей предков, расширяет свои познания о членах семьи.
Моя малая родина – краеведческая информация об истории и достопримечательностях родного края, специализации трудовой деятельности, воспитывается стремление принимать участие в жизни малой родины, преумножать её благосостояние.
Моя Россия — воспитанники знакомятся с масштабами территории, географическими и климатическими характеристиками России.
Природная сокровищница России — дети получают представление о растениях на территории детского сада, воспитывается эстетическое восприятие неповторимой красоты природы, пробуждается поэтическое чувство эмоциональных переживаний, формируются основы экологического сознания и поведения.
Культура родной страны — педагоги формируют у детей начальные представления о народных традициях, праздниках, учат уважать глубинную мудрость (пословицы, поговорки, стихи). На занятиях дети привыкают ценить богатство, замечать красоту устного народного творчества (сказки, былины, декоративно-прикладные промыслы, обрядовые песни).
Проект «Мой родной край».
Для воспитанников средней группы.
План мероприятий:
1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю) «Моя семья» :
Рассказы детей на тему «Профессии моих родителей».
Дидактическая игра «Моя семья».
Рисуем свою семью.
2 блок «Мой любимый детский сад» :
Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».
Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».
Субботник по благоустройству территории детского сада.
3 блок «Город, в котором я живу» :
Изучаем открытки с изображением города «Наш любимый город».
Интерактивное занятие «Мой Севастополь».
Организуем выставку поделок и рисунков ко дню освобождения родного города.
4 блок «Мир природы родного края» :
Интерактивное занятие «Дары матушки природы».
Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».
Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».
5 блок «Как прекрасен этот мир!» :
Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».
Лепка народной игрушки с использованием пластилина.
Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».
Ожидаемые результаты:
- воспитание в детях любви к своей стране и малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям, обычаям родного края;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных интересов;
- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и повседневных семейных делах;
- деятельное отношение к труду;
- формирование чувства ответственности за свои поступки;
- развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности;
- воспитание чувства патриотизма, потребности в служении на благо Отечества;
- формирование бережного отношения к природе;
- укрепление дружбы между детьми.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.