Туктарова Лютфия
Проектная деятельность «Овощи-фрукты»
Тип проекта : познавательно-творческий
Сроки выполнения: 06.11.2020-10.11.2020г.
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
Публикация «Проектная деятельность „Овощи-фрукты“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Чтобы помочь детям классифицировать овощи и фрукты, познакомить их со свойствами и местом их произрастания, был выбран метод проектов. В игровом проекте дети знакомятся с такими свойствами: цвет, форма, величина, польза, место произрастания.
Цель проекта :
1. Расширить и обобщить знания детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности.
2. Объяснить, что в овощах и фруктах содержаться полезные вещества, необходимые для нашего здоровья.
Задачи:
1. Создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
2. Познакомить детей с пользой овощей и фруктов
3. Учить различать овощи и фрукты по цвету, форме, величине.
4. Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка, загадки).
5. Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука)
6. Воспитывать культуру питания, понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.
7. Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Социально-коммуникативное развитие.
4. Речевое развитие.
Участники проекта :
Воспитатель группы, воспитанники первой младшей группы, родители воспитанников.
Этапы проекта :
I этап- подготовительный
Подборка художественной литературы:
- Сказки: «Репка»
- Стихи «Есть у зайца огород», «Я у ежика в саду»
- Потешки: «Киска, киска,киска брысь!».
- Загадки об овощах
-Пальчиковая гимнастика: «Огуречик, огуречик», «Мы капусту рубим»
-Рассматривание картинок с изображением фруктов, овощей.
Участие родителей в подготовке развивающей среды по данной теме.
Итоги реализации проекта :
- Знать и называть овощи и фрукты по внешнему виду, цвету, форме.
- Понимать, что овощи растут на огороде, на грядках, а фрукты – на деревьях.
- Сформировать представления о пользе овощей и фруктов.
- Развивать познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.
- Повышать речевую активность, активизировать словарь по теме «Овощи», «Фрукты».
- Проявить желание у детей есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, варённые).
- Привлечь родителей к реализации проекта.
Формирование целостной картины мира
Тема: «Что растет на грядке»
Цели:
1. Учить узнавать и называть овощи : морковь, лук, картофель, помидор, капуста, огурец, репа, соотносить натуральные предметы с их изображением;
2. Подводить к усвоению обобщающего понятия “овощи”;
3. Упражнять в различении и правильном назывании цветов: зеленый, красный, желтый.
Оборудование демонстрационное: корзинка с овощами, игрушка заяц бибабо; раздаточное: картинки овощей.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Есть у зайца огород,
Там много овощей растет :
И капуста, и салат-
Его грядки просто клад,
Огурцы, редис, томаты.
Очень любят их ребята.
Педагог предлагает позвать зайчика, чтобы он рассказал о своем огороде, одевает на руку куклу, инсценирует разговор с ней.
Заяц показывает корзинку с овощами, рассказывает, что эти овощи растут у него на грядке, предлагает рассмотреть их. Уточняет названия, цвет, форму, напоминает детям, как они пробовали морковь и огурец, слушали сказку про репку.
Дидактическая игра «Какие овощи?». Воспитатель просит показать и назвать овощи зеленого, красного, желтого цветов.
Педагог раздает детям картинки овощей.
Вопросы:
-Что нарисовано на твоей картинке?
-Какого цвета морковка?
-Где растет морковка? И т. д.
Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим.»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
Дидактическая игра «Найди такой же». Педагог раскладывает овощи на некотором расстоянии друг от друга. Каждый ребенок кладет свою картинку к соответствующему овощу.
Вопросы:
-Что ты положил к огурчику?
-Что здесь лежит?
-А у тебя что нарисовано на картинке?
Заяц хвалит детей за выполнение заданий, напоминает, что все овощи выросли у него на огороде. Просит повторить слово «овощи», варьируя вопросы:
-Морковка, огурчик –это овощи?
-А капуста и картошка –тоже овощи?
-Где растут овощи? И т. д.
Конструирование
Тема: «Дорожка в сад и скамеечка»
Цели:
1. Закреплять умение приставлять кирпичики друг к другк узкими короткими гранями;
2. Учить строить по словесному описанию.
Оборудование демонстрационное: игрушки- кукла, ежик, ваза с фруктами;
Раздаточное: кирпичики, 2 кубика, пластина, мелкие игрушки.
Ход занятия
Воспитатель приносит куклу, которая говорит, что собралась в гости к ежику, читает стихотворение:
Я у ежика в саду
Яблок много наберу,
Есть и персики, и груши.
Очень я люблю их кушать.
Позову я в сад детей,
Чтоб порадовать друзей.
Воспитатель инсценирует разговор с куклой, которая сетует, что в садик к ежику нет удобной дорожки. Педагог советуется с детьми, как помочь кукле, подводит к выводу: нужно построить дорожку. Обсуждает с детьми ее строительство, напоминает, как они строили грядки для овощей, а теперь будут по-другому приставлять кирпичики друг к другу. Показывает на двух-трех элементах и предлагает приступить к работе.
Когда дорожки готовы, кукла хвалит детей, но говорит, что саду будет приятно посидеть и отдохнуть. Воспитатель предлагает детям сделать скамеечку, объясняет, не показывая, процесс ее постройки: на некотором расстоянии поставить 2 кубика, на них положить пластину.
После выполнения задания кукла зовет своих друзей (маленькие куклы или любые мелкие игрушки, раздает их детям и предлагает отвести их к ежику в садик. Дети обыгрывают сюжет, затем появляется игрушка ежик, который хвалит детей за красивые дорожки и удобные скамеечки, дарит вазу с фруктами. Воспитатель предлагает детям пойти вымыть руки, затем угощает их фруктами.
Коммуникация
Тема: «Кушай фрукты Маша!»
Цели:
1. Упражнять в произнесении звука о изолированно и в словах;
2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, использовании в речи названий цветов;
3. Учить различать на слух звучание бубна, барабана и колокольчика.
Оборудование демонстрационное: кукла, барабан, колокольчик, муляжи фруктов; раздаточное: погремушки.
Ход занятия
Из-за двери слышится плач. Воспитатель вносит куклу с завязанной щекой, объясняет, что у куклы болит зуб, и она плачет: «О-О-О!»
Хороша кукла Маша,
Но болят зубки у куклы нашей.
Воспитатель передает куклу последовательно всем детям и просит показать, как у Маши болят зубки.
Инсценирует разговор с Машей и выясняет, что та ела много конфет. Объясняет ей, что нужно кушать свежие фрукты, и просит детей рассказать Маше про фрукты.
Показывает муляжи, просит детей назвать фрукты и сказать, какие они, обращает внимание на согласование существительных с прилагательными, правильное использование названий цветов. Воспитатель имитирует угощение куклы фруктами, у нее перестают болеть зубы, и она предлагает поиграть.
Пальчиковая гимнастика: «Овощи»
Раз, два, три, четыре,пять
Будем овощи считать.
Раз - капуста, Два - лучок,
Три - румяный кабачок.
Четыре - свекла,
Репа - пять.
Все успели посчитать!
Дидактическая игра «Овощи- фрукты»
Воспитатель раздает детям картинки, уточняет названия и просит отнести к картинке зайчика овощи, а ежика- фрукты, уточняет, что принес ребенок и к какому сообществу относится предмет.
Чтение художественной литературы
Тема: Русская народная сказка «Репка»
Цели:
1. Закреплять умение слушать сказку без наглядного сопровождения;
2. Учить рассматривать иллюстрации, узнавать персонажей, отвечать на вопросы по тексту сказки;
3. Упражнять в произнесении слов и фраз с разной силой голоса.
Оборудование демонстрационное: кошка- кукла бибабо, иллюстрации к сказке «Репка»; раздаточное: шапочки котят или медальоны на шнурке с изображением котят.
Ход занятия
Из-за двери раздается мяуканье. Воспитатель спрашивает у детей, кто бы это может быть. Приносит игрушку, просит детей рассмотреть ее, погладить, читает потешку:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Педагог инсценирует разговор с игрушкой, убеждает ее не сидеть на дорожке, кошка говорит, что пришла напомнить детям сказку про репку.
Воспитатель рассказывает сказку, показывает иллюстрации, задает вопросы по их содержанию.
Воспитатель предлагает разгадать загадку:
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
НОД в форме занятия по художественно-эстетической области -рисование
Тема: «На яблоне выросли яблочки»
Цели:
1. Упражнять в различении и назывании цветов: красный, желтый, зеленый;
2. Учить изображать округлую форму;
3. Учить рисовать, используя краски нескольких цветов.
Оборудование демонстрационное: силуэтное изображение яблони, силуэты яблок трех цветов, игрушка ежик; раздаточное: бумага формата А-4 с изображением яблок, гуашь двух цветов в разных сочетаниях, кисти, емкости с водой, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель показывает силуэт дерева, объясняет что это яблоня, но на ней нет яблок. Предлагает нескольким детям прикрепить их силуэты на дерево, уточняет цвет яблок, их расположение на ветках.
Педагог спрашивает у детей, есть ли у них дерево, и предлагает нарисовать на нем яблочки. Напоминает, как они лепили круглые яблочки разных цветов, просит показать ладошками, пальчиком в воздухе, какое яблочко круглое.
Воспитатель говорит, что дети будут рисовать яблоки двух цветов. Показывает, как нужно вымыть и осушить кисть на салфетке перед использованием новой краски, рисует яблоки двух цветов. Предлагает детям начать работу.
В процессе рисования уточняет у детей названия цветов красок, напоминает, как правильно держать и промывать кисть, помогает расположить яблоки на кроне дерева.
По окончании работы предлагает позвать ежика полюбоваться на красивые яблочки, приносит игрушку, с ее помощью анализирует работы детей.
Вопросы и задания:
-Какие яблочки ты нарисовал?
-0Ты нарисовал много яблочек?
-Покажи, где ты нарисовал одно зеленое (желтое, красное) яблоко. И т. д.
Воспитатель предлагает разгадать загадку о яблочке:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)
НОД в форме занятия по художественно-эстетической области- лепка
Тема: «Яблочки»
Цели:
1. Учить лепить круглые предметы, раскатывая глину круговыми движениями между ладонями;
2. Закрепить умения различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, соотносить предметы по цвету.
Оборудование демонстрационное: ваза с яблоками, тарелочки трех цветов, игрушка ежик; раздаточное: пластилин красного, зеленого, желтого цветов, доски, влажные салфетки, силуэты листочка.
Ход занятия
Воспитатель напоминает стихотворение про ежика, приносит игрушку, обращает внимание на вазу с яблоками, рассматривает их с детьми, уточняет цвет, форму.
Ежик просит детей слепить разноцветные яблоки для его ежат. Воспитатель показывает прием раскатывания теста круговыми движениями между ладонями и предлагает детям взять один из комочков теста и попробовать слепить яблочко.
В процессе лепки просит слепить яблочки разных цветов, чтобы хватило всем ежатам.
По окончании лепки ежик уточняет у детей цвета яблок, которые они слепили, показывает 3 тарелочки, уточняет их цвета и просит положить яблоки на тарелочки по цветам.
Вопросы и задания:
-Какое яблочко ты слепил?
-На какую тарелочку хочешь его положить?
-Покажи, как ты лепил зеленое яблоко.
В заключении ежик благодарит всех детей и угощает их кусочками яблок.