Епремян Каринэ Валерьевна
Проектная деятельность «Осенние краски»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Осенний краски»
(для старшего дошкольного возраста)
Руководители проекта :
Свинухова А. М,
Епремян К. В.
«Осенний гербарий»
(для старшего дошкольного возраста)
Публикация «Проектная деятельность „Осенние краски“» размещена в разделах
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.
Получается, если не обратить внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, пить этом чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.
После долгих каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, цветы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;
3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проект «Золотая осень!» групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта : «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством проекта «Осенние краски».
2. Авторы проекта : Свинухова А. М., Епремян К. В.
3. Участники проекта : дети, родители и воспитатели подготовительной группы.
4. Район, город, представивший проект : Краснодарский край, г. Краснодар
5. Адрес организации: г. Краснодар, ул. Байбакова,8
6. Вид проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.
7. Цель, направление деятельности проекта : исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
8. Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
10. Краткое содержание проекта :
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- анализ поведения человека в природе осенью;
- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
11. Место проведения: МАДОУ МО «Детский сад №174 «Сказочная страна».
12. Сроки проведения:октябрь – ноябрь 2016 года.
13. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).
14. Ожидаемые результаты (продукт проекта) : дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.
План - схема работы с детьми по осуществлению проекта
«Осенний гербарий»
(старший дошкольный возраст)
Образовательные области.
Виды детской деятельности.
Здоровье
Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», оздоровительный самомассаж «Превращение», «Осень»
Безопасность
Беседа «Как вести себя в лесу», «Осенний гербарий»
Физическая культура
Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и фрукты», «Угадай животное», «Сбор яблок», «Собери листочки»
Подвижные игры: «Березка», «Медведь и вожак», «Дождик и солнце», «Осенние листья»
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,
Словесная игра: «Какая бывает осень»
Труд
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке для создания композиций из сухих листьев.
Ручной труд: Оформление подделок из природных материалов.
Познание
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
- беседы «Признаки осени», «Деревья и кустарники нашего двора», «Огород», «Во саду ли в огороде», «Грибы», «Описание березы», «Беседа о гербарии».
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале осени?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Конструирование : «Грузовой автомобиль»
Коммуникация
НОД :«Осенний лес», «Золотая осень», «Улетает осень».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», Э. Шим «Хлеб растет», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».
Художественное творчество
Рисование: «Осенняя ваза», «Идет дождь», «Осенний цветок», «Украшение листочка».
Лепка: «Путешествие в осенний лес».
Аппликация: «Осенние деревья»
Музыка
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени.
Культурно - досуговая деятельность : Развлечение «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина.
Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни роз. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».
Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.
Аист крыльями полощет - улетает, улетел!
Лист качается узорный в синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной в огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же»
Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад.
Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:
«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?
Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.
А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
В ходе работы по проекту «Осенний гербарий» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, собирали и сушили листья и цветы, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.