Наталья Назарова
Проектная деятельность в средней группе «В стране насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
«В стране Насекомых»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта –познавательно-творческий
Продолжительность проекта : 2 недели (с 12.06.2023-25.06.2023) Возраст детей: проект ориентирован на детей средней и младшей группы.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Публикация «Проектная деятельность в средней группе „В стране насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
1. Актуальность проекта.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к «мелким букашкам» – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх, отвращение при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто не раздумывая уничтожит беззащитное насекомое. Побеседовав с детьми, я поняла, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Решению задач развития у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение к миру природы, воспитанию бережного отношения к природным объектам и был посвящен наш проект.
2. Целевая группа : проект ориентирован на детей средней группы.
3. Срок реализации проекта : 2 недели (с 12.06.2023-25.06.2023)
4. Цель проекта : развитие у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение дошкольников к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам
5. Задачи:
содействовать развитию представлений детей о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
способствовать знакомству детей с существующими в природе взаимосвязями растений, насекомых, животных и человека;
поддерживать у детей познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность;
побуждать к бережному, ответственному, эмоционально-доброжелательному отношению к миру насекомых;
воспитывать любовь к природе родного края, личной ответственности за ее сохранность.
6. Ожидаемый результат.
При реализации проекта у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
знакомы с объектами природы - насекомыми; имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках;
сформируется представление о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
имеют навыки экологически грамотного поведения в природе; будут стремиться бережно относиться к насекомым;
сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Деятельность в рамках реализации проекта I этап – предварительный:
изучение методической литературы,
опрос детей с целью выявления знаний о видах насекомых,
разработка опросных листов (анкет) для родителей с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта,
оформление наглядного материала для родителей;
разработка перспективного плана реализации проекта.
IIэтап – основной:
ОО, Мероприятия с детьми, Работа с родителями,Совершенствование РППС
Познавательное развитие
Наблюдение в природе:
за бабочками, жуками, гусеницей, божье коровкой, пчелой, муравьем;
экскурсия на территории детского сада;
экологическая тропа: остановка
«Улей», «Клумба с цветущими растениями»
Буклет
«Неизведанный мир
насекомых»
Фотоотчет
Видео-экскурсия «Кто живет на
полянке?»
Информация на стенде:
«Наблюдение за насекомыми на прогулке»,
«Первая помощь при укусах насекомых»,
«Изучаем мир насекомых- ставим опыты
Иллюстрации, картинки альбомы
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, альбомов:
«Удивительный мир насекомых»,
«Правила поведения в природе»
Презентации:
«Шестиногие малыши»,
«Какую пользу и вред приносят насекомые?»
«Приключения Муравьишки»
«Рассказ про бабочку»
«Жизненный цикл насекомых»
Беседы:
«Таинственный мир насекомых»
«Вредные насекомые»
«Какую пользу приносят людям пчелы?»,
«Труженники - муравьи»
«Правила безопасности при встрече с насекомыми»
«Почему зимой нет насекомых?»
Экспериментирование:
«Любимый цвет насекомых»
«Чем бабочка похожа на слона»
Дневник наблюдений
Помощь в изготовлении Д/игры
Просмотр мультфильмов «Лунтик»,
«Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Приключение Карика и Вали»
Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Лесничий»,
«В гостях у Мухи-Цокотухи»
«Встреча с муравьем Кузей»
Совместное изготовление атрибутов для игр
Обогащение материалами «Центра игры» (маски, костюмы насекомых)
Театрализованные игры:
«На полянке»
игра-имитация «Терем Мухи»
этюды «Бабочки», «Кузнечики», «Пчелы»
Праздник «День рождения Мухи- Цокотухи»
Совместная организация досуга
Самовар, угощение
Речевое развитие
Составление рассказов:
Сочинение историй и экологических сказок про насекомых
из личного опыта «За что я люблю…» (описательный рассказ про насекомого по схеме)
Информация на стенде «Как сочинить сказку»
Помощь в оформлении выставки книг
Картотека пальчиковых игр «Насекомые»
Выставка книг и книжек-малышек «О милых букашках»
Речевые игры:
Экологическая игра «Разрешается – запрещается»
Словесная игра «Выбери и расскажи»
«Найди по описанию»
«Кто лишний?»
Пальчиковые игры по теме «Насекомые»
Заучивание стихотворений про насекомых.
Физическое развитие
Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Медведь и пчёлы», «Поймай комара»
Художественно-эстетическое развитие
Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире
Помощь в оформлении семейной творческой выставки «Наши друзья - насекомые»
Разучивание песен, хороводов, музыкальных игр: «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова; «Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е.
Шварца., Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»
Продуктивная деятельность :
«Бабочка» (обрывная аппликация,
«Божья коровка» (лепка,
«Пчелки» (конструирование из бросового материала,
«Бабочка», «Жук» (оригами,
«Божья коровка» (рисование на гальке,
«На полянке» (коллективное рисование,
«Муравейник» (коллективная аппликация)
Выставка совместных поделок «Наши друзья - насекомые».
Крылов «Стрекоза и муравей», Х. К. Андерсен «Дюймовочка», Л. Квитко
«Жучок», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка»,
«Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К.
IIIэтап – заключительный. Продукты проекта :
альбомы «Удивительный мир насекомых»,
Досуг здоровья и подвижных игр «Мы – друзья природы»
праздник «День рождения Мухи-Цокотухи»,
выставка поделок «Наши друзья -насекомые»
систематизация материалов.
Оценка результатов
В результате реализации проекта :
у детей сформированы представления о разнообразии мира насекомых, об их роли в природе;
у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
дошкольники владеют способами практического взаимодействия с окружающей средой;
дети имеют навыки экологически грамотного поведения в природе;
Расширились коммуникативные способности детей
родители проявляют интерес к вопросам экологического воспитания детей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
2. Веракса Н. Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
3. Воронкевич О. А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –2006.–№ 3
4. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0- информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
6. Павлова Л. Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.