Марина Шеина
Проектирование системы информационного обеспечения воспитательного процесса на уровне образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование системы информационного обеспечения воспитательного процесса на уровне образовательной организации тесно связано с понятием воспитательная система. Понятие «воспитательная система» в последние годы прочно вошло в педагогику. Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. Воспитательная система образовательной организации – это форма интеграции (объединения) воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями воспитанников и обеспечивается реализация задач воспитания в специально организованных условиях. Компонентами воспитательной системы являются :
Публикация «Проектирование системы информационного обеспечения воспитательного процесса на уровне образовательной организации» размещена в разделах
• Цель, которая выражается в концепции;
• Деятельность по достижению цели;
• Субъекты деятельности, реализующие и обеспечивающие достижение цели;
• Интегрирующие отношения;
• Среда (семья, детский сад, учреждения дополнительного образования, стадионы, клубы);
• Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Среди компонентов воспитательной системы особое место следует уделить субъектам деятельности по достижению цели. Cубъектами воспитательного процесса являются как педагоги, так родители. Организуя воспитательный процесс в образовательной организации, важно привлечь к этому всех субъектов.
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс значительно увеличивает поиск, распространение и обработку информации, в том числе и между субъектами образовательного процесса. Информатизацию образования нельзя свести только к снабжению образовательной организации компьютерами, электронными учебниками, подключению к сети Интернет. Важно рассматривать и развивать содержательную и коммуникативную стороны использования технических средств для реализации одной из основных задач деятельности образовательной организации – создание единого информационного образовательного пространства, вовлечение в процесс информатизации всех субъектов : учащихся, родителей, педагогов, администрацию и других специалистов. Своевременное распространение информации, действенная прямая и обратная связи, достоверная информация поможет руководителю ставить конкретные задачи, принимать своевременные и правильные решения, добиваться их практической реализации.
В образовательном учреждении можно использовать три уровня управленческой информации : административно-управленческий (директор и его заместители, коллективно-коллегиальный (педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал, соуправленческий уровень (учащиеся, их родители, организации-партнеры).
Каждый уровень является носителем определенного набора информации. Для принятия оптимального управленческого решения необходима целостная информационная система. Проблема заключается в оптимальной циркуляции и использовании всей информации (см. рис.).
Основными задачами информатизации управления образовательного учреждения являются следующие:
- повышение квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников учебного заведения;
- внедрение в работу администрации в учебном заведении программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот и др. ;
- организация дистанционного обучения учащихся (для детей инвалидов, обучающихся на дому).
Результатом внедрения информатизации в управление воспитательным процессом станет : разработка единой образовательной концепции по внедрению и применению информационных технологий, сформированность информационной культуры участников образовательного процесса, а также создание условий для своевременной обработки поступающей информации.