Алексеева Саргылана
Проектирование образовательной деятельности ДОУ по народному календарю
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование образовательной деятельности
ДОУ по народному календарю
Алексеева Саргылана Николаевна (старший воспитатель)
Коротова Екатерина Алексеевна (заведующая)
МБДОУ «Детский сад № 4 «Березка» с. Сунтар республики Саха (Якутия)
Введение
Темочки:
Актуальность. На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. «Этнопедагогика-наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа» [Волков, 1966:18]. Я. А. Коменский, гениальный педагог, на основе изучения материалов народной педагогики разработал идею «материнской школы». При разработке принципов дидактики учитывал народный опыт.
Песталоцци И. Г называет отчий дом школой нравов. Он читал, что народная школа должна черпать средства воспитания из жизни народа.
К. Д. Ушинский, гениальный русский педагог, считал, что педагогическая наука возникла на основе народной педагогики, и выдвинул принцип народности как ведущий, универсальный педагогический научный принцип.
«Народны не суждения о цели и направлении воспитания, народны формы воспитания, предложенные им, народны требования, предьявленные к учащимся, народно и содержание его многочисленных сочинений» [Волков, 1966:116]. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику : "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
Традиция – это способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Народные традиции и обычаи оказывали влияние на воспитание детей.
Более тридцати направлений народной педагогики народа Саха указал в своих работах К. С. Чиряев. В своих исследованиях А. П. Оконешникова, автор программы “Эркээйи”, приводит отличительные черты народа Саха и призывает последовать многовековому опыту Саха по выживанию в столь суровых условиях всю прогрессивную часть планеты. Стали появляться первые пробы по построению педагогики народа Саха. Это учение Тэрис, Дабыл, Кыта Баалы, и другие, основанные на религии Айыы. Это динамическая система обучения Алексеевой, ноосферно-экологическое обучение Эльгэйской школы, школа А. П. Оконешниковой.
Якутский народ создавал тысячелетиями и передавал из поколения в поколение устои, правила, приемы, способствующие в каждом человеке формированию таких черт нравственной культуры, как доброта, правдивость, честность, скромность, верность, чувства чести и достоинства, патриотизма, мужества.
Почтительному отношению к природе якуты учили детей с малых лет. Запреты и поверья заставляли оберегать природу.
Планирование образовательной деятельности
В наш детский сад №4 «Березка» села Сунтар планирование образовательной деятельности основывается на народном календаре. Тематика плана ориентирована на все направления развития ребё нка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребёнка; окружающей природе; миру искусства и литературы; традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям; наиболее важным профессиям; событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка.
Каждый якутский месяц назван в честь какой-либо Айыы – божества (общее название высших существ, олицетворяющих собою добро) или Иччи (духи – владельцы или хозяева горы, реки, дерева и т. п.). Это позволяет в полной мере применить в образовательной деятельности верования народа саха – Айыы рээ (Учение Айыы, народные традиции, обряды.
В конце каждого месяца проводится итог месяца в форме праздника или фольклорного развлечения, которые дают особую эмоциональную окраску – радости, веселья, а главное единение людей. Мы объединяем всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги, сотрудники ДОУ) в одно целое, помогаем им осознать себя частью единого сообщества, а идея мифологемы народного праздника помогает детям понять взаимосвязь всего сущего и роли человека в мире, в его выборе между добром и злом. Кроме этого праздничные действия - обряды закрепляют в сознании людей духовно-нравственные установки, регламентируют отношения между людьми. В чередовании будней и праздников закладываются в воспитанников основные человеческие ценности, правила общения, поведения, как в семье, так и в социуме
Сентябрь -Улуу Суорун. Это месяц Знания и Мудрости.
Труд людей: знакомство с сотрудниками детского сада, их профессиями; «Я и мое окружение», развлечение «Здравствуй детский сад». Дети совместно с воспитателями наблюдают за изменениями погоды, начинают работать на метеоплощадке. Знакомятся с народными приметами, подготовкой живой природы к зимовью, 23 числа – осеннее равновесие, 27 числа земля начинает замерзать.
Октябрь - Хотой Айыы (эт-сиин сайдыыта, тмс – физическое развитие, сплоченность). Хотой Айыы летает в образе темно-сизого орла (Хара Дьа5ыл тойон) и иногда дарует людям скот масти «хара дьа5ылы». Якуты считали, что орел - сын Верховного божества Урун Аар Тойон, Хомпоруун Тойон, или Хотой Айыы. Хотой Айыы символ власти, организованности, сплоченности. Он «входит» в человека через алгыс (гимн «айыы» - благодарственная молитва и молитва о ниспослании благополучия, плодородия и т. д., тогда люди сплачиваются, помогают друг другу, становятся добрее, милосерднее. Хотой Айыы подарил людям Аал Луук Мас – дерево жизни.
В середине октября замерзает лед, зимний снег, начинается сезон мунха (последняя рыбалка). Проведится праздник «Быйац», где подводится итог конкурса «Быйац». Девиз конкурса «Экология начинается со двора». Это своеобразный отчет летне-осенней работы всего коллектива, детей и родителей. Итог подводится по трем направлениям: - «Витамины – круглый год» - выращивание растений (овощей, лекарственных растений, заготовка их впрок. «Цветы – украшение Земли» - выставка композиций цветов. «Чудо природы» - выставка поделок из природного материала.
Ноябрь посвящается Хозяину леса Байанай. Представляется в образе старика охотника. Он добрый и щедрый иччи, живет в лесах, изобилующих всяким зверьем. У якутов человек не считался владыкой природы, поэтому в отношения с природой вносились элементы глубоко почтительного общения с ней. По религиозным воззрениям якутов, все живое имеет свой кут (душу). Поэтому неуважительное обращение к озеру или к реке, к дереву или к лесу, алаасу (круглый луг в лесу) или к стойбищу, может изменить отношение духов-хозяев не только к самому виновнику, но и ко всему его роду. Существовали табу на охоту в период размножения промысловых зверей, в определенных священных местностях. Регламентировалась охота на священных тотемных животных и птиц - покровителей и защитников племени Айыы (волк, медведь, стерх, лебедь, орел). Если убить, например, медведя во время его зимней спячки, за него отомстят другие медведи, нападая на спящего охотника. Остерегаясь такой мести, охотники непременно будят медведя, лежащего в берлоге, лишь после этого вступают с ним в бой. Во время промысла диких животных, птиц, рыбы нельзя бить всю стаю (весь табун или стадо); считалось, что массовое убийство живых существ может обидеть дух этих существ, и в первую очередь, дух тайги Баай Байаная, и они перестанут водиться в этих местах. Детей знакомим с легендами о животных, основанных на поверьях, с правилами охоты и охотничьими снаряжениями. Вместе с родителями и воспитателями дети создают самодельные книжки-раскладушки, лэпбуки. Проводится познавательная конференция, акция «Кормушка». На празднике «Байанай» проводили соревнование «Зов тайги» между мальчиками, организовали выставку кормушек для зимующих птиц.
Декабрь – Билгэ Хаан (месяц сказок). Знакомство и закрепление знаний детей о Билгэ Хаан, «Народные якутские сказки». Фольклор — устное народное творчество : сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни, народные приметы и др. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В этом месяце проводим конкурс ледовых и снежных фигур. Дети украшают елку ледовыми гирляндами, игрушками, сделанные вместе с воспитателями. Родители и работники детсада - снежные и ледовые фигуры.
Январь - Танха Хаан (сила духа, духовность). В этот месяц начинаются самые лютые морозы и Таха. В зимние морозные вечера проводятся настольные якутские игры тырыынка, хабылык, куерчэх, тыксаан, фольклорное развлечение «Таха».
Февраль - Одун Хаан (нравственность, это кут среднего мира. Он сотворил солнце, месяц, звезд, землю, небо, зверей, людей. Это месячник здоровья, «Веселые старты» для детей.
В марте мероприятия посвящаются «Дьеьегей» (богу покровителю конного, рогатого скота) и Всемирному дню воды. Проводят развлечение «Дьеьегей», неделя ОЛОНХО.
Апрель - Айыыыт Хотун (размножение рода, истоки воспитания). Она айыы семьи, дарует людям любовь и кут ребенка. Проводится форум для родителей «Ответственное родительство», «Моя республика – Якутия». Экологический двухмесячник. Проводится День птиц (подводят итоги наблюдения за зимующими птицами, выпускают газету, проводят развлечение). Дети вместе с воспитателями начинают работу по посеву и выращиванию рассад цветов, овощей. Ведут дневники наблюдений.
Май – Иэйэхсит Хотун (кэрэ5э уьуйуллуу – приобщение к прекрасному). Она заботится о благополучии человека. В конце мая проводится национальный праздник встречи лета, изобилия и плодородия – Ысыах; Осуохай на ысыахе развивает детей эстетически, физически.
Проводили конкурс «Двор моей мечты», акцию «Украсим Землю цветами», День зелени (продажа и обмен рассадами, в День добрых дел дети участвуют в очистке и озеленении территории, родители участвуют в благоустройстве, ремонте. Ведется «Панорама добрых дел». В конце двухмесячника подводится итог работы за год. Награждаются активные дети, родители, творчески работающие педагоги, выставляются рисунки, поделки детей и заканчивается праздничным концертом детей.
Вывод. Проектирование образовательной деятельности ДОУ по народному календарю дало положительные результаты: с каждым годом появляются новые формы и методы работы, увеличивается охват всех родителей и повышение их активности, использованием народных традиций по своему содержанию достаточно доступны для детей, обогащение учебно-наглядными материалами.
Ребенок уже с шести-семи лет должен быть готов установить взаимоотношения с природой. В этом заключалась экологическая мудрость народной педагогики саха. Якуты говорят: «КиЬи – айыл5а о5ото, айыл5а - киЬи алаЬата» («Человек - дитя природы, природа - дом человека»).
Для использования народных якутских игр особое значение придается построению развивающего пространства для развития детской игры.
Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т. д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Воспитание и образование в современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика – педагогика национального развития, возрождения, самовоспитания, создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством национальной гордости и достоинства.
Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, воспитатель сможет лучше понять своих воспитанников и их проблемы.
Литература:
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары, 1966г.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1966г.
3. Семенова А. Д. Этнопедагогика. -Якутск,, 1999г
4. Павлов К. В. Концепция космопланетарная, ноосферно-ортобиозное развитие муниципальных образований на основе философии национального эпоса «Олонхо» культурных традиций тенгрианства народа Саха. -Эльгэй, 2016г.
5. Бережнова Л. Н, Набок И. Л, Щеглов В. И. Этнопедагогика. -Москва. 2008г.
6. Чиряев К. С, Васильева А. Ф. Норуот педагогикатынан дьарыктанар хайысхалар. - ОроЬу, 1995с.