воронина ольга владимировна
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения по сказке «Морозко»
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 5 – 6 ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность: доброта, ласка, вежливость, трудолюбие, терпение и справедливость.
Тема: по заслугам и награда в русской народной сказке «Морозко»
Цель: Воспитание интереса и умения слушать художественные произведения; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам сказочных героев
Образовательные задачи:
Публикация «Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения по сказке „Морозко“» размещена в разделах
- Зима
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Морозко». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитательные : воспитывать у детей нравственные качества: вежливость, послушание, учить сопереживать героям сказки; формировать интерес к русским народным сказкам
Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Морозко»; учить детей давать полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка; помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
Развивающие: умение выражать свое отношение к персонажам сказки; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалогическую речь.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
Знакомить с литературным произведением, знать название и автора, героев сказки, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям произведения, к поступкам героев.
Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении
Материалы: ноутбук, мультимедийная презентация, сюжетные картинки по сказке,
Понятия: мачеха – новая жена отца; падчерица - неродная дочь одному из супругов.
Планируемые результаты: Дети правильно понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, умеют слушать взрослого, отвечают на вопросы, сопереживают героям сказки.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действий педагога Действия детей Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Круг» Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой, предлагает собраться в круг Приветствуют педагога и друг друга. Усаживаются в круг на ковре. Дети заинтересованы и настроены на общение
Актуализация знаний детей
( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем) Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (Сказки)
- сегодня Вика принесла нам книжку со сказкой, а как она называется нам подскажут загадки:
Без рук рисует, Без зубов кусает (мороз)
Не огонь, а жжётся (мороз)
Вы правильно угадали это «мороз» сказка называется «Морозко». Скажите мне пожалуйста может быть кто то читал эту сказку? Может смотрел фильм?
- А как вы думаете, почему эту сказку так назвали и о ком она? Знаете ли вы героев этой сказки?
Мне очень интересно услышать ваши ответы.
Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, слушают ответы друг друга.
Проявляют заинтерисованость.
Проявляют интерес к сказке и героям.
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, хорошая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим). А родная дочка бабы? (Ленивая, злая, избалованная, старших не уважает) На кого бы вы хотели быть похожими? И почему? (На Настеньку)
– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)
– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная)
– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра) .
– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, уважению к старшим, трудолюбию.)
Отвечают на вопросы воспитателя.
Выражают собственные мысли.
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.
Переживают за героев сказки. Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Игровая ситуация - Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть, вы согласны?
Рассматривание иллюстрации на слайде. Нарисовать понравившегося героя сказки. Эмоционально реагируют на картинки
Дети рисуют, рассматривают рисунки друг друга. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Проявляют творческие и эстетические способности
Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации Настенька оказалась хорошей, доброй, ласковой девушкой, за это «Морозко» щедро наградил ее. Если бы вы оказались на месте героев, одни в лесу,
то как бы вы поступили в такой ситуации? Что еще могло случится с вами в лесу? Отвечают на заданные вопросы.
Умение делать вывод.
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное обсуждение • Как вы думаете как же надо себя вести со взрослыми? Нужно ли помогать родителям по дому? Всегда ли добро побеждает зло и невежество?
Потрудились от души, все ребята хороши!
- Какую сказку сегодня вспомнили?
- Что было самым запоминающимся в этой сказке?
Оформляем выставку рисунков «Персонажи любимых сказок», по мотивам русской народной сказки «Морозко»
С интересом отвечают на вопросы воспитателя.
отвечают на вопросы.
Дети с удовольствием предлагали свои варианты оформления. Рассматривали рисунки друг друга. Показывали выставку родителям. Рассказывали что интересного узнали. Умение делать вывод и его аргументировать.
Умение слушать.
Получили положительные эмоции. научились слушать друг друга не перебивая. Научились выражать свое отношение к персонажам сказки;
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познаниев контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические компоненты деятельности Центр
активности Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,
продукт
деятельности
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр познания мультимедийная презентация. Сказка «Морозко» ноутбук,
Центр искусства Учить развивать фантазию, воображение, создавать интересную цветовую композицию. Альбом, кисти, краски (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры.
Центр кулинарии
Центр мастерская
Центр грамоты Дети получили медали: в номинации самый добрый, самый вежливый, мы мамины помощники.
Центр игры
Центр конструирования
Центр математики
Центр книги Рассматривание иллюстраций по данной сказке. Книги и иллюстрации Оформлена выставка творческих работ.
Центр безопасности и здоровья
Двигательный центр
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действия педагога Действия детей Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация Рассматривание иллюстрации на слайде: Вам понравилась сказка? Чем она вам понравилась? Кто из героев вам полюбился больше всего? Почему? Какая основная мысль сказки? Ребята, какое настроение было у героев сказки в самом начале? Почему? А Вы как будете себя так вести? Обсуждают, делятся впечатлениями. Научились выражать свои мысли,чувства.
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) Что бы вы посоветовали своим друзьям и знакомым, чтобы она не попадала в такую ситуацию?
Молодцы ребята! Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.
Выражают собственные чувства к проделанной работе
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
Какие эмоции вы испытали после прочтения сказки? Предлагаю вам, рассказать сказку дома родителям. Планируют самостоятельную (совместную) деятельность;
высказывают эмоциональный отклик. Заинтересованность.
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность
Насыщение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы с ориентацией на ценности и смыслы выбранного литературного произведения.
Внести:
Центр познания:, фланелеграф и разрезные карточки с изображением героев сказки.
Центр книги: книги со сказкой «Морозы» с иллюстрациями различных художников – иллюстраторов, аудиозапись сказки.
Центр игры: атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Морозко».
Центр искусства (изобразительная деятельность) : раскраски по данной тематике, карандаши, мелки, листы бумаги разной формы, пластилин, рисунки детей на тему «Персонажи любимых сказок».
Центр безопасности и здоровья: Плакат на тему «Как вести себя в лесу», альбом на тему «Времена года - зима»
Двигательный центр: физминутка
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
А по этой по дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем
Сказку продолжать пойдем.