Надежда Дмитриева
Проект «Знакомство с календарными обрядами удмуртов посредством использования народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с календарными обрядами удмуртов посредством использования народной куклы.
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с календарными праздниками и традициями удмуртов, используя народную куклу.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Проект „Знакомство с календарными обрядами удмуртов посредством использования народной куклы“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
1. Обогащать знания детей об обрядовых праздниках и символике орнамента удмуртского народа.
2. Расширять знания детей о видах ткани и других материалах, из которых изготавливали народных кукол.
3. Познакомить детей с историей возникновения народной куклы, видами кукол.
Развивающие:
1. Развивать интерес к культуре и традициям удмуртского народа, народной кукле.
2. Развивать речь, мелкую моторику дошкольников через организацию познавательно игровой деятельности с народными куклами.
3. Способствовать развитию элементарных навыков рукоделия посредством изготовления народных кукол.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к удмуртской национальной культуре.
2. Приобщать семьи воспитанников к культуре и традициям удмуртского народа.
Направление работы: инновационные формы и методы осуществления воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Введение
К началу учебного года нами был разработан перспективный план по краеведению для детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с этим планом с воспитанниками была проведена работа по ознакомлению с культурой и бытом удмуртского народа, их символикой, орнаментом.
В результате работы наш региональный уголок постоянно пополнялся: макетами, дидактическими играми, наглядными материалами, национальными куклами.
И вот однажды, дети, играя в этом уголке, задали нам вопрос: "Что это за такая интересная кукла?"
По ходу объяснения дети задавали вопросы-почемучки (из чего, как, зачем, почему, откуда).
Нас воспитателей тоже заинтересовал этот вопрос, и мы обратились к учебно-методическим пособиям, чтобы узнать более подробно о народных куклах.
В ходе изучения литературы выяснилось, что оказывается народные куклы, имеют важное место в жизни удмуртов и напрямую связаны с календарно-обрядовыми праздниками.
Календарные обряды и праздники удмуртов возникли и сложились под влиянием основных видов хозяйственной деятельности: охоты, рыболовства и, прежде всего, — земледелия. Праздники представляли собой сложные явления, включавшие обрядовые действия, молитвенные и песенные заклинания, гадания, благопожелания, а также различные виды развлечений.
Все работы, связанные с земледелием, носили сезонный характер. Выделяют два основных цикла сезонных занятий удмуртов : весенне-летние, осенние, зимние. Периодичность и повторяемость занятий отражены и в удмуртских названиях некоторых месяцев года: июль — турнан толэзь (месяц косьбы, август — ег кизён (месяц сеяния ржи, сентябрь — ю пыртон (сбор зерна, урожая).
Народные праздники раскрывали устно-поэтическое, музыкальное, хореографическое, декоративно-прикладное и другое творчество. Помимо развлекательной, они выполняли и воспитательную функцию, приобщая подрастающее поколение к установившемуся укладу жизни, эстетическим взглядам народа, морально-этическим нормам поведения и т. д.
Среди удмуртских кукол можно встретить множество аналогов у русских. Сегодня сложно сказать, где та или иная кукла была в быту дольше, но ясно одно – долгое соседство народов не могло не сказаться на культуре. У удмуртов до сих пор сохранились обрядовые куклы, причем разного назначения.
Это вызвало у нас интерес, вдохновило нас на создание удмуртских национальных кукол, так как кукла несет в себе большую значимость в воспитании у детей чувства патриотизма к малой Родине, к ее истокам, быту, традициям, обычаям и т. д.
Изучив теоретическо-методический материал, мы узнали, что куклы бывают разные и несут в себе какое-то значение: куклы-обереги, обрядовые, куклы для забавы (игровые).
Особое место занимает тряпичная кукла. Она была и детской игрушкой, и оберегом, и элементом праздничных обрядов. Каждая кукла имела свои отличия и изготавливалась к определенным праздникам и в определенные месяца года.
Как любое действо, изготовление тряпичных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты или праздники.
В результате мы решили сделать, совместно с родителями, календарь обрядовых тряпичных кукол с региональной направленностью.
Изучая тему изготовления кукол по праздникам месяцев года, мы выбрали именно тех кукол для нашего календаря, которые предпочли и с которыми в дальнейшем будем знакомить детей.
Реализация инновационной методической идеи
В центре мы поместили знак восьмиконечной звезды толэзё ‘лунный узор’, – один из главных удмуртских символов.
В наше время он представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики и трактуется как восьмиконечный солярный знак, оберегающий от несчастий.
Знак звезды толэзё ‘лунный узор’ составляет один из важных и популярных орнаментов в удмуртском искусстве XIX–XX вв.
Лунный узор удмурты использовали для украшения тканых, вышитых, резных, кружевных и вязаных частей женской одежды: концов полотенчатых головных уборов весяккышет, женской косынки куиньсэрго, нагрудников, подолов рубах, тканых поясов, краев рукавов.
Как мы можем заметить, знак толэзё востребован для украшения предметов.
Как мы уже выяснили обряды, и праздники народов Удмуртии группируются по сезонам года: зима (тол, весна (тулыс, лето (гужем, осень (сйзъыл). Они составляли отрезок временного цикла - год (ар, который делился на два полугодия - осенне-зимнее и весенне-летнее, которые воспринимались как равновеликие и равнозначные, существующие как цельность только в паре (палар - полгода; непарный год). Рубежами полугодий были дни зимнего (вожодыр/уйвожо) и летнего солнцестояний (инвожодыр/инвожо, воспринимаемых как опасные и требующие особого почтения.
Весенне-летний цикл связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на обеспечение хорошего урожая. Основу осенне-зимних обрядов составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая и утверждения дальнейшего благополучия.
Наиболее значимыми праздниками весны и лета у удмуртов были праздники Шорт миськон (этот праздник приурочен к завершению цикла заготовки пряжи, которое приходилось на начало весны, Пасха (Великтем, Быдзым нунал, плуга Гершыд, праздник первой борозды Акаяшка, Тулыс Геры – обряд начала весенних полевых работ, Куарсур - праздник травы, Семык - первый покос, Келян - моление с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ. Но самый крупный праздник был Гербер - моление удмуртов о предстоящем урожае.
На март мы поместили куклу – Шорт миськон, на апрель куклу – Великтем (Быдзым нунал, на май куклу коня – Гершыд, на июнь куклу – Акаяшка, на июль куклу – Гербер, на август куклу – Куарсур.
Осенью и зимой у удмуртов наиболее значимыми праздниками были: выль ук. «Выль ук» переводится с удмуртского как «каша первого урожая».
В этот день традиционно готовили пищу из овощей и злаков, выращенных в
новом сезоне. Удмурты освящали принесенные с поля пучки колосьев и овощей и просили богов о ниспослании им богатого урожая.
Пукрол (Покров день) Этот праздник удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье, собирали с полей весь урожай зерновых. В Покров день также проводилась обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой. После Покрова дня играли свадьбы. Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.
Сизьыл юон – праздник осени. Завершал годовой цикл календарных обрядов осенний праздник сuзьыл юон, отмечавшийся в конце ноября – начале декабря, в Екатеринин или Николин день. С утра пекли хлеб.
Кусочки хлеба бросали в огонь, плескали также в огонь немного пива и вина, чтобы хлеб уродился. Пока взрослые молились в куале, дети ждали их за столом.
Толсур - первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия, отмечаемому в декабре.
Вожодыр (Святки). Обрядовые обычаи праздника – это ряженье для отпугивания злых духов, а также вечера загадок и поговорок, где играли в жмурки, пели и плясали.
Вой дыр (масленица) - последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Он проводился в конце февраля – начале марта в течение недели. По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины, приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми.
На сентябрь месяц мы поместили куклу - Выль ук, на октябрь куклу – Пукрол, на ноябрь куклу - Сизьыл юон, на декабрь куклу - Толсур, на январь куклу – Вожодыр, на февраль куклу – Вой дыр.
На базе нашего детского сада уже проводились праздничные мероприятия: Вожодыр, Вой дыр, Великтем. Здесь мы с ребятами знакомились с первыми обрядовыми праздниками, так как с них начинается год. Дальше мы будем продолжать изучать, согласно нашему календарю, времена года, месяцы, свойства тканей; развивать мелкую и крупную моторику; изготавливать других кукол, подбирать цвета тканей, украшения, применять в сюжетно-ролевой деятельности, в уголке краеведения, как наглядный материал.
Заключение
Кукла, являясь частью жизни людей, свидетельствует, что, не зависимо от национальности, люди пытаются защитить самое дорогое, что у них есть: это семья, дети, урожай, от которого зависит жизнь.
Изучая кукол можно вернуться в прошлое наших предков, почувствовать их нелегкую жизнь, понять, что без поверий и обрядов обойтись они просто не могли, а праздники для них были единственные дни, когда можно было отдохнуть от своей нелегкой работы.
Обряды и праздники имели особое значение в жизни удмуртского народа. Они тщательно соблюдались, по ним воспитывалось не одно поколение, сформировывалось мировоззрение людей.
В настоящее время соблюдение обрядов и праздников сильно нарушено, они смешаны с календарными праздниками других народов. Достаточно древние обряды сохранены только в некоторых местностях.
Проблема заключается в том, что молодое поколение менее заинтересованно в продолжении соблюдения проведения данных обрядов и в их сохранении. Но обряды и праздники всегда будут актуальными, так как они несут в себе жизненный опыт, прошлое удмуртского народа. А новое, как подтверждается в жизни, - это хорошо забытое старое.