Ольга Киряева
Проект «Зимушка-зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Зимушка – зима»
группа «Чиполлино»
Паспорт проекта
Название проекта: «Зимушка-зима!»
Тип проекта: познавательно- творческий
Продолжительность: среднесрочный
Возраст детей: старшая группа
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
2. Социально - коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки;
3. Художественно - эстетическое развитие: овладение различными видами художественной деятельности;
4. Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни;
5. Речевое развитие: развитие связной речи и расширение активного словаря.
Актуальность: природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования. Содействовать гармонизации развития личности ребёнка, формировании его самостоятельности и уверенности в любой деятельности. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды, не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Цель: расширение представлений детей о зиме как времени года через включение их в различные виды деятельности.
Задачи:
1. Обучающие
Уточнить и расширить знания детей о признаках зимы.
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательную деятельность.
Учить устанавливать связи между живой и неживой природой и жизни человека в зимнее время года.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе систематизации знаний детей о зимних природных явлениях.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное мышление, воображение, творческие способности.
3. Воспитательные:
Прививать любовь к классической музыке и художественным произведениям.
Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту зимней природы.
Воспитывать экологическую культуру дошкольников, бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.
Формы реализации проекта:
Занятия и беседы по заданной теме.
Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, репродукций картин, фотографий.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Выставка детских работ.
Конкурс чтецов.
Ожидаемый результат:
Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения.
Определяет признаки зимнего времени года.
Интересуется изобразительной детской деятельностью.
Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения.
Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Проявляет интерес к искусству при просматривании картин.
С интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
4. Разработка содержания учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта.
Основной этап:
Беседы с детьми: «Особенности зимней природы», «Новый год к нам идет», «Рождество Христово», «Зимние забавы».
Ознакомление детей с художественной литературой: загадки, пословицы, поговорки, рассказы (Н. Сладков «Суд над декабрём», Н Сладков «Еловая каша», В. Бианки «Синичкин календарь», С. Иванов «Каким бывает снег», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Е. Тарасовской «Новый год») сказки («Снегурочка», «Зимовье зверей», «Морозко», "Два мороза", В. Одоевский «Мороз Иванович», Братья Гримм «Госпожа Метелица», В. Даль «Старик - Годовик»)и заучивание стихов.
Рассматривание картин и иллюстраций на зимнюю тему:картины: Н. Саврасов «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Шишкин «Зима», иллюстрации: «Деда Мороза и Снегурочки», «Зимняя природа», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта» и беседы по их содержанию.
Прослушивание музыкальных произведений: П. И Чайковский «Времена года. Зима».
А. Вивальди «Времена года. Зима», А. Лядов «Снег».
Совместная и самостоятельная художественно - продуктивная деятельность:
Новогодняя открытка «Ёлочка» на бумажной тарелке. Цель: изготовление открытки к Новому году. Задачи: создавать праздничное настроение; развивать творческое мышление и фантазию; воспитывать трудолюбие. Рисование солью в нетрадиционной технике «Снеговичок Добрячок».Цель: закрепить технику нетрадиционного рисования солью. Задачи:упражнять детей в рисовании предметов круглой формы; развивать художественно – творческие способности; воспитывать аккуратность в работе с солью. Коллективная работа «Рождественский вальс» для участия в муниципальном конкурсе «Рождественские вечера – её величество музыка» Лепка декоративная с элементами декора. «Волшебные снежинки». Цель: ознакомление с техникой рельефной лепки. Задачи: продолжить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях; предложить на выбор способы и приёмы декорирования (блёстки,пайетки, процарапывание стекой); вызвать желание у детей сделать украшения для интерьера группы.
Дидактические игры:
«Отгадай по описанию», «Собери снеговика», «Что зимой бывает, «Наоборот» «Снежинки».
Подвижные игры:
«Разноцветные снежинки», «Снеговик», «Медвежата», «Салки со снежинками», «Затейники», «Снежный ком», «Новая поза».
Взаимодействие с родителями:
Организация детей и родителей для участие в конкурсе МАУК «ЦКД» «Новогодние игрушки».
Подготовка детей к конкурсу чтецов (выбор стихов, заучивание наизусть, выразительное чтение).
Изготовление поделки – украшения для оформления групповой комнаты «Снежная гирлянда зимних стихотворений».
Разработка рекомендаций для родителей «Как учить стихи наизусть».
Заключительный этап
Оформление выставки рисунков и поделок, выполненных детьми.
Конкурс чтецов «Праздник зимнего стиха»
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева. Москва. Издательский центр. Вентана – Граф 2016
2. Н. Ф. Виноградова. Рассказы загадки о природе. Москва. Издательский центр «Вентана–Граф» 2014
3. Л. А. Уланова, С. О. Иордан. Методические рекомендации о организации и проведению прогулок детей 3 – 7 лет. Санкт - Петербург Детство – пресс 2010
4. Катаева А. А, Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г.
5. О. А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006г.
6. Е. П. Горошилова, Е. В. Шлык. Перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Санкт – Петербург Детство-пресс 2017г.
7. Т. А. Шорыгина. Какие месяцы в году? Москва. Издательство ГНОМ 2014г.
Приложение 1
Стихи о зиме
«Живой снежок» Е. Тараховская
Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо еле, еле…
За окном темно-темно
От пурги метели.
«Кто там? - я спросить хотел
И кого вам надо?»
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой,
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо -
Запушённый, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
«Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!»
Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
(С. Есенин)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
«Чудо из чудес» В. Шипунова
За окошком тёмным
Чудо из чудес -
Белые снежинки
Падают с небес!
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом -
Весь под ним исчез.
Лучики и звёзды
В тонких паутинках - ночью новогодней
Падают снежинки.
«Вьюга-завируха» Г. Лагздынь
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт
Приложение 2
Пословицы, поговорки
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима без снега — лето без хлеба.
Год кончается, а зима начинается.
Снегирь прилетит — о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Зима — не лето, в шубу одета.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Два друга — мороз да вьюга.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Загадки
Падают снежинки, В холодильнике живёт.
Зазвенели льдинки. Превращает воду в лёд.
И невидимый мороз Щиплет пальчики и нос.
Щиплет уши, щёки, нос! Это дедушка (Мороз)
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам пришла.! (Зима)
По ночам людей пугает Одеяло белое не руками сделано.
Зверем страшным завывает, Не ткалось и не кроилось,
Вихрем кружит на пути - С неба на землю свалилось. (Снег)
Ни проехать, ни пройти.
Что же это? Это. (Вьюга)
На реке зимой Паркет Словно бабочка кружится
Прочный, скользкий, гладкий. И на землю спать ложится.
Хоть пляши на нём сто лет! Он холодный и пушистый,
Вальсы и вприсядку. А на солнышке искрится. (Снег)
Миновали холода-
Подевался он куда (Лед)
Из дырявого Мешка Кто все лужи застеклил,
Наземь падает Мука. Озеро стеклом накрыл,
Ладошкой сжал мучицу Разрешает на катках
Получил - водицу. (Снег) Покататься на коньках (Мороз)
Приложение 3
Дидактические игры
Д/ и: «Отгадай по описанию» Цели: Учить детей называть времена года по признакам.
Д/ и: «Собери снеговика» Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи. У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
Д/ и: «Что зимой бывает» Цели: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи. Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года
Д/и «Наоборот» Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря закрепление в речи слов- антонимов. Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый) снеговик горячий (нет, холодный)деревья с листочками (нет, голые) солнце греет (нет, светит) птички поют (нет, мерзнут)
Д/и «Снежинки» Цели: • Развитие сильного направленного выдоха• Закрепление в речи предлога У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
Приложение 4
Сценарий конкурса чтецов
«Праздник зимнего стиха»
Цель: воспитывать любовь к родной природе, к русской литературе
Задачи:
Образовательные:
1)Закрепить знания о времени года – зиме, месяцах.
2)Развивать умения учащихся выразительно читать стихи. Развивающие: 1) Развивать и тренировать память через заучивание стихов наизусть,
2) Развивать эмоциональную сферу (доставить детям радость от общения и чувства праздника).
Воспитательные:
1) Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, формировать умение детей "слушать и слышать”.
2) Воспитывать интерес к русской литературе
Ход мероприятий:
Дети заходят в зал, исполняя песню «Зимушка, зимушка»
1 ведущий:
Мы рады приветствовать Вас на конкурсе чтецов. Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному и прекрасному времени года. Что это за время года, вы узнаете, отгадав загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
А по каким словам вы догадались?
Ребята, а вы любите зиму? Любим мы зиму за красивую природу, за крепкие морозы, за белые снежинки, пушистые ёлки, за весёлые горки. Вот и сегодня мы собрались для того, чтобы послушать стихи об этом загадочном, волшебном времени года – зиме. Оценивать выступление наших конкурсантов будет строгое, но справедливое жюри: (знакомство с жюри)
Какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме! Давайте послушаем.
Первый наш участник конкурса – Давид.
Наконец пришла зима,
Стали белыми дома,
Снег на улице идет,
Дворник улицу метет,
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки.
2 ведущая: Радует нас зима ледяными горками, санками, коньками, лыжами, да снежками. О зимних забавах расскажет следующий наш участник - Рамиль «Наконец пришла зима»
2 ведущая:
Удивительный художник
У окошка побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротник, клёны.
На окошке лес густой.
Только белый, не зелёный,
Весь блестящий, не простой.
На стекле цветы и листья.
Всё искрится, всё бело,
Но без краски и без кисти
Разрисовано стекло.
Удивительный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал?
Костя продолжает наш конкурс.
МОРОЗ (Л. Огурцова)
Ущипнул меня за нос
Разыгравшийся мороз!
Носик я потёр ладошкой,
По земле потопал ножкой.
- Не щипай меня, мороз,
Я и так уже замерз!
1 ведущая:
Какая бывает зима?
Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!
А сейчас попробуйте угадать. О чём идёт речь?
Зимой лежал, Весной – в речку убежал. Стихотворение о снеге расскажет Марьям.
Иван Суриков
Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Нурали тоже представит стихотворение о снеге.
2 ведущая:
По календарю зима длится 3 месяца, каждый месяц по-своему хорош.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ).
А продолжает наш конкурс - Аделина
Декабрь
У декабря полно забот,
Как всё успеть – не знает!
Он провожает старый год
И новый год встречает!
Он должен ёлку нарядить,
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник Новогодний.
1 ведущая:
У декабря есть родные братья. Скажите, какой месяц году начало, а зиме середина? Что несёт нам этот месяц узнаем когда поиграем в игру «Что бывает в январе?»
Что в январе не бывает - вы в ответ мне топайте,
А когда наоборот- громко все похлопайте.
В снежки играете с друзьями?
Может, сходим за грибами?
На санках с гор катаетесь?
И в речке все купаетесь?
Лыжи будем доставать?
А кораблики пускать?
Вы хотите на каток?
А сорвать в лесу цветок?
Елку будем наряжать?
А малину собирать?
Зима - отличная пора?
Отвечайте громко… Да)
А про январь нам расскажет Мухаммадали
С. Маршак
Круглый год
Январь
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
2 ведущая:
А какая же зима без весёлого новогоднего праздника, без Снегурочки и Деда Мороза, без сюрпризов и подарков? Следующий участник - Карим нам расскажет о Новогоднем празднике.
Посмотрите, кто идет!
Ну, конечно, Новый год!
Много радости и счастья
Он с собою всем несет.
Будет праздник и подарки,
Игры, смех и хоровод,
Вот какой чудесный праздник
Наш любимый Новый год!
2 ведущая:
А сейчас мы встанем в хоровод и вспомним песню про Деда Мороза. (Дети встают в хоровод и поют песню про Деда Мороза.) Продолжает наш конкурс София и Лев
Праздник
К нам уже идёт,
Этот праздник Новый год.
Вот фонарики, хлопушки,
И для ёлочки игрушки.
2 ведущая:
Итак, наш конкурс закончен. Мы благодарим ребят за прекрасные зимние стихи. А теперь пришла пора потрудиться нашему жюри. Пока жюри подводит итоги, мы поиграем в игру «Мы мороза не боимся»