Татьяна Сергеевна
Проект в логопедической группе «Животный мир морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8» города Алейска Алтайского края
Проект
«Животный мир морей и океанов»
Воспитатель: Тарасова Т. С.
Вид проекта : информационно-творческий
Участники: дети логопедической группы, воспитатели.
Публикация «Проект в логопедической группе „Животный мир морей и океанов“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Тип проекта : краткосрочный (21.03.22 - 25.03.22 г.)
Форма организации: беседы, составление рассказов о рыбах, игры, чтение произведений, художественное творчество.
Актуальность проекта :
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей,
Цель проекта :
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Обитатели морей и океанов»
Задачи:
- расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
- развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
- развивать познавательный интерес, творческие способности;
- учить охранять окружающую среду.
Предполагаемый результат:
- Владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде; о способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
Содержание проектной деятельности :
1 день
1. Беседа «Кто живет в воде?»
2. Д/и «Четвертый лишний»
3. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»
4. НОД Рисование «Морская азбука» (ст. гр.)
2 день
1. Беседа «Почему рыбы живут в разных водоёмах?»
2. Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
3. Д/и «Сосчитай улов»
4. Аппликакция «Подводный мир»
3 день
1. Чтение стихотворения Б. Заходера «Про сома»
2. Д/И «Назови части тела рыб»
3. НОД Рисование «Рыбки играют, рыбки сверкают» (под. гр.)
4. Изготовление альбома «Морские и речные рыбы»
4 день
1. Подвижная игра: «Море волнуется»
2. Дидактическая игра «Чей силуэт?»
3. Ручной труд «Осьминог»
4. Лепка «Ракушки»
5 день
1. Рассматривание альбома «Рыбы»
2. НОД Рисование «Золотая рыбка» (ст. гр)
3. Чтение Н. Заболоцкий «На реке»
4. Беседа о пользе рыб для человека, о рыбах, занесённых в Красную книгу
Беседа «Кто живет в воде?»
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями внешнего вида рыб, и их приспособлением к жизни в окружающей среде.
Ход беседы
- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка и он предлагает нам отправиться на рыбалку. Ему хочется поймать большую рыбу вот такую (показываю картинку с птицей)
- Да это же не рыба! Незнайка не может отличить птиц от рыб. Что делать?
Дети предлагают научить Незнайку отличать птиц от рыб, и берут его с собой на рыбалку.
(Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).
-Ловите, ловите. Каждый по одной.
Беседа по теме
- А кого это вы ребята поймали? (рыбу)
(Ответы детей)
- А кто такие рыбы?
(Ответы детей)
- А вы знаете где живут рыбы? (в реке, море, озере)
(Ответы детей)
- Значит, они какие? (речные, морские, озерные)
(Ответы детей)
-Посмотрите на экран и назовите знакомых вам рыб.
Показываю слайды с изображением речных обитателей, загадываю о них загадки. Задаю вопросы: «Кто это?
Он живёт в озерах, реках.
Жадный и зубастый
Ловится он человеком
Вкусным он бывает.
Вот малькам от него плохо,
- Ловит и глотает. (окунь)
***
Крупный, любит озёра просторные,
А ещё – камыши поглодать.
Рыба сильная, очень упорная,
Просто так её трудно поймать (карп).
***
Хор лягушек под мостом испугал хвостищем сом.
Видно скучно одному жить усатому сому.
***
Драчун и забияка живёт в воде,
Кости на спине, и щука не проглотит (ерш).
***
Рыба в озере живёт, глубоко зарылась в грязь.
Нет воды, один лишь лёд-до весны проспит (карась).
***
Акула рыщет по морям, Пугая всех и там и сям.
Разинет пасть зубастую:- я всех вас заграбастаю!
***
О дельфинах всем известно - нет животных интересней :
Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки. В океане водится одна рыба, ближе к берегу у дна.
***
Называют все её пила, вот такие значит здесь дела.
У неё большой и длинный нос, он шипами с двух сторон оброс,
Пилит по частям всех, ой-ёй-ёй. Встретившись - беги, пока живой.
- Что рыбы делают в воде? (Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются.)
(Ответы детей)
Питаются рыбы червячками, насекомыми и водорослями. Хищные рыбы охотятся на других рыбок. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска.
- Знаете, дети, как рождаются рыбки? (Большинство рыб откладывают икру, а из икры появляются мальки, а некоторые сразу рождают маленьких рыбок)
(Ответы детей)
Дыхательная гимнастика
Дети встают в круг и берутся за руки.
- Давайте послушаем, как мы дышим (все дети прислушиваются к своему дыханию)
- Вдох (через нос) – все делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.
-Сейчас мы с вами подышали все вместе чем? (воздухом)
- А чем ребята дышат рыбы?
-В воде есть воздух?
Сейчас мы это узнаем.
Экспериментирование
Чем дышат рыбы?
Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.
Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
Незнайка: большое Вам спасибо, ребята! Теперь я знаю кто такие рыбы.
Д/и «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» может использоваться в совместной и самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, во время досуга с использованием ИКТ, а так же как пособие для мониторинга.
Правила игры:
Из четырех предложенных картинок ребенку необходимо выбрать одну лишнюю, закрыв «глазок» фишкой. Предложить ребенку обосновать свой выбор, тем самым проверяя знания ребёнка по окружающему миру.
Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».
Цель: Координация речи с движением, развитие подражательности
Жил да был один налим, Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним. Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.
Прилетали к ним три утки Руки сложены накрест, взмахи ладонями.
По четыре раза в сутки
И учили их считать: Сжимать и разжимать кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять. Загибать пальчики, начиная с большого.
НОД Рисование «Морская азбука» (ст. гр.)
Цель: развитие художественного творчества детей.
Задачи:
-расширять представления детей о подводных обитателях морей и океанов;
-способствовать развитию умения рисовать акварельными красками, используя ее структуру, рисовать кистью разными способами;
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, слуховое и зрительное внимание;
- активизировать словарный запас по теме «Обитатели подводного мира»
-воспитывать любознательность, стремление узнать больше нового, чувство удовлетворённости от хорошо выполненной работой, чувство радости за товарищей, которые сделали красивые работы.
- А сегодня я вам предлагаю закрыть глаза и под шум морского прибоя отправиться со мной на море. (Включается аудиозапись)
- Что вы себе представили, когда слушали шум прибоя? (Ответы детей)
- Многие из вас уже знают буквы, давайте назовем морских обитателей и букву, на которую они начинаются.
Дидактическая игра «Морские обитатели»
А - акула, Д - дельфин, К - краб, кит, морской конек, Р - рыбы, Ч - морская черепаха, М - медуза, О - осьминог и т. д.
- А теперь давайте с вами нарисуем морского обитателя.
- А что еще может находится на дне моря? (Водоросли, камешки.)
Дети приступают к работе.
Устали? Давайте немного отдохнём.
Физминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
- Что было трудным для вас?
- А что новым и интересным?
- Что больше все понравилось?
Готовые работы разместили на вернисаже.
Беседа «Почему рыбы живут в разных водоёмах?»
Цель: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
Рыбы делятся на группы по месту обитания :
— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
— Рыбы, живущие в море, называются… морскими
- рыбы, живущие в аквариуме, называются … аквариумные
Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).
- Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы. (Голова, тело, хвост, плавники.)
- Глаза у рыб могут видеть только на расстоянии до 1 м. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности. Положение и размер глаз также различны. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.
Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров.
Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост.
- А чем, ребята, покрыто туловище рыбы? (Ответы детей)
- А как вы думаете, для чего рыбе чешуя? (Предположения детей)
Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть линии - полосы, напоминающие кольца. По этим полосам можно определить возраст рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий.
- Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост? (Предположения детей)
Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.
Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки.
Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать? (ответы детей)
- Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной в водоеме.
Ребята, а есть ли польза от рыб и какая?
- Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для домашних животных. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
Таким образом, роль рыб в жизни человека очень велика.
- А надо ли беречь рыб и почему? (Предположения детей)
Нельзя без надобности вылавливать рыбу иначе она полностью исчезнет.
Аппликакция «Подводный мир»
Цель: Продолжить знакомство детей с миром рыб. Вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Учить создавать выразительные образы рыб разными аппликативными способами на основе разных исходных форм (прямоугольника, квадрата, полоски). Учить, самостоятельно работать с планами выполнения аппликации. Учить оформлять коллективную композицию.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети сидят по группам (3-4 человека). На столах у каждой группы тарелочки с бумажными заготовками: прямоугольники, квадраты, полоски. Работа строится с учетом индивидуальных особенностей в развитии каждого ребенка. В подгруппы объединены дети с учетом этих особенностей.
- Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и встретиться с обитателями моря.
- Давайте сегодня, ребята, отправимся на море. И заглянем глубоко в море. Кого мы с вами там увидим? (морских обитателей) Ответы детей.
- А вот и наше море (на доске – плакат голубого цвета). Ребята, посмотрите море совсем пустое.
- Мы с вами поможем морским обитателям появиться здесь.
Объяснение последовательности выполнения аппликации.
- Первая группа будет сегодня помогать появляться рыбам, вторая – водорослям и камням.
Перед вами тарелочки с заготовками цветной бумаги.
(Воспитатель помогает разделить заготовки).
- Ребята, а сейчас мы вспомним приёмы вырезывания.
Частичный показ воспитателя и детей приемов вырезания для того, чтобы напомнить детям технику симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз (рыбы,водоросли).
-Ребята сначала мы вырежем все детали аппликации, затем красиво разложим на листе и только потом поэлементно наклеим. Вы работаете в группах, поэтому помогайте своим товарищам по группе.
- Итак, теперь все мы приступаем к работе.
Практическая самостоятельная работа
(Воспитатель контролирует понимание и правильное выполнение работы).
Физминутка
Рыбки весело плескались.
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.
Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас
Столько мы подпрыгнем раз.
Итог занятия ( прим: анализ отдельных работ и общей картины).
- Сегодня мы совершили путешествие на морское дно. Мы, потрудились, и с нашей помощью море получило своих обитателей. Давайте всегда внимательно относиться к нашим маленьким друзьям рыбам, чтобы морские просторы никогда не опустели.
Д/И «Назови части тела рыб»
У каждой рыбы есть: туловище, голова, плавники, брюхо, хвост, глаза, рот.
- А что есть у рыб, чего нет у животных? Животные покрыты шерстью, птицы перьями, а рыбы …) Чем покрыто тело у рыб? (Правильно, чешуёй.)
На что похожа форма тела у рыб? (форма тела у рыб похожа на овал)
(Ответы детей)
Почему такая форма рыб удобна? (чтобы было удобней плавать).
(Ответы детей)
- У рыб форма тела обтекаемая - удобная для плавания. Они очень быстро плавают в воде.
- А дышат они чем (жабрами, которые находятся на голове.)
(Ответы детей)
- У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они выбирают из воды через жабры.
НОД Рисование «Рыбки играют, рыбки сверкают» (под. гр.)
Цель: Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно – выразительными средствами.
- (показываю фото хариуса). Ребята посмотрите, рыбу. У рыбы тело покрыто из чешуи, они золотисто-зеленые. У рыбы хвост, как рулевой, у рыбы есть плавники, чтобы легче двигаться в воде. К нам приплыла рыба и просит помощи. Она почему-то грустная. Почему, она такая грустная ребята?
Дети: Эта рыба почему –то бесцветная, наверное поэтому она грустная.
- Молодцы, какие вы у меня наблюдательные. Да, поэтому она просит нас о помощи. Поможем ребята?
Дети: Да поможем.
- Наша задача будет такая: раскрасим хвост и плавники рыбы серым цветом, а чешую золотисто- зеленым цветом. Хвост и плавники будем раскрашивать серым цветом, а чешую с помощью ватных палочек золотистым зеленым цветом. Приступаем к работе! При работе с ватными палочками надо рисовать аккуратно. (Дети выполняют работу)
Рефлексия
-Ребята, что мы с вами сегодня рисовали?
-Правильно, рыбок.
-А где живут рыбки?
-Правильно, рыбки живут в реках и озерах.
-Ребята, с чем мы рисовали рыбки.
- Спасибо ребята, что мы хорошо занимались.
Подвижная игра: «Море волнуется»
Выбирается ведущий. Он отворачивается и громко говорит: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри. В этот момент игрок замирает в позе изображающей животное, которое он задумал. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, дотрагивается до них – и дети начинают двигаться, изображая задуманных морских обитателей. Остальные стараются отгадать их.
НОД Рисование «Золотая рыбка» (ст. гр)
Цель: Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями.
- У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать.
- Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.
- Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
- Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка?
Показ выполнения работы.
Чтобы сделать рыбку красивой, давайте нарисуем ей чешую.
Показ выполнения работы.
Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.
Беседа о пользе рыб для человека, о рыбах, занесённых в Красную книгу
Цель: Формировать экологическую культуру детей, прививать любовь к рыбам, желание им помочь. Воспитывать бережное отношение к рыбам.
-Поговорим с вами не просто о рыбах, а очень редких, которые занесены в красную книгу.
1. Эйзенамская форель
Вид является эндемиком, ареал которого ограничен одним водоемом — горным озером Эйзенам, расположенным на Северном Кавказе. Эйзенамская форель является жилым видом, весь жизненный цикл которого проходит в одном водоеме.
2. Абрауская тюлька
Пресноводный вид тюльки, относящийся к эндемикам. Место обитания таксона ограничивается озером Абрау, расположенным в Краснодарском крае. До середины прошлого столетия тюлька являлась одним из наиболее многочисленных обитателей водоема, однако после искусственного заселения в озеро нескольких видов хищных рыб численность ее начала резко снижаться. Дополнительным фактором, провоцирующим уменьшение популяции, стало стабильное понижение уровня воды в Абрау.
3. Нельма
Вид семейства лососевых, который иногда считается подвидом белорыбицы. Ареал обитания — северная часть России. Нельма относится к полупроходным рыбам, мигрирующим из Белого моря и Северного Ледовитого океана в реки. Встретить ее можно в некоторых озерах и водохранилищах.
Численность нельмы стала снижаться из-за активного вылова и строительства плотин и дамб, повлиявших на уровень воды в нерестовых реках.
4. Атлантический осётр
Осетр является одной из наиболее ценных видов рыбы. В Красной книге представлены несколько разновидностей осетров. Популяции амурского, сахалинского и сибирского осетра включают до 2-2,5 тысяч особей и находятся под угрозой вымирания. А вот атлантический осетр — самая редкая рыба в России. Единичные представители таксона изредка заходят в водоемы, входящие в бассейн Балтийского моря, в том числе и в Ладожское озеро.
5. Берш
Небольших размеров хищник, внешне напоминающий окуня и судака. Был широко распространен в Волге, Тереке, Урале и других реках европейской части России. Массовый вылов рыбы сетями привел к резкому сокращению количества берша.
6. Амударьинский большой лопатонос
Некрупная пресноводная осетровая рыба. Как и многие представители семейства, лопатонос находится на грани вымирания. Историческим ареалом были Амударья и ее притоки. После строительства гидросооружений, перекрывших свободное перемещение по руслу, область обитания рыбы значительно сократилась.
Заключительная часть
Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.