Адима Шамилева, Разубаева Татьяна
Проект «Здравствуй, осень золотая!» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осень золотая!»
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный.
Темочки:
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема: зачастую дети младшего школьного возраста имеют недостаточно обширный опыт и поверхностные знания о природе. Им не знакомо происхождение различных природных явлений и процессов, дети не могут ответить на волнующие их вопросы: «Почему листья желтеют?», «Куда улетают птицы?» и т. д. В этот период жизни дети начинают проявлять интерес к природе, поэтому необходимо систематически изучать и познавать с детьми, желательно в увлекательной форме (так как в младшем возрасте информация лучше усваивается посредством игровых действий, познания о временах года. Информация усваивается лучше, если будет подкреплена наглядным примером, поэтому изучение времен года приурочено к сезонам. Например осенью с детьми изучаем явления природы происходящих осенью, при этом подкрепляя теоретические знания наблюдениями: собираем природный материал для развития творчества, создаем иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит расширить их с представления об осени — как времени года, её характерных признаках, особенностях, а так же развить творческие способности, поисковую деятельность и связную речь.
Актуальность: Роль природы занимает важное место не только в духовном, но и в целостном развитии ребенка. Многие придерживаются теории, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Именно 3 – 4 года – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. В момент изучения природы, ребенок развивается не только духовно, но и получает более углубленные знания об природных явлениях, особенности флоры и фауны. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, найти ответы на интересующие их вопросы, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Так же эти знания благоприятно влияют на отношение детей к живой и не живой природе, так как воспитание бережного отношения возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её красоту.
Цель проекта : формирование познавательного интереса к окружающей среде –познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Ознакомить детей красотой осенней природы и формировать бережное отношение к ней.
Задачи проекта :
-познакомить детей с понятием «время года –осень», сезонными изменениями;
-расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
-активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»;
-формировать у детей интерес к наблюдениям;
-способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
-развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Задачи по образовательным областям:
Социально – коммуникативное развитие:
формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; развитие игровой деятельности.
Познавательное развитие:
воспитывать культуру поведения; учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие: расширять и активизировать словарный запас детей; воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени; формировать умение отвечать на вопросы.
Физическое развитие: совершенствовать КГН; вводить в игры более сложные правила со сменой движения.
Художественно-эстетическое развитие: формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке; формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
Форма реализации:
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
непосредственно образовательная деятельность;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
использование DVD для просмотра презентации об осени.
Ожидаемые результаты:
-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
-совершенствование экологической среды группы;
-участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представление осени как времени года, её характерными признаками, дарах осени, бережного отношения к природе;
-развитие творческих способностей детей, развитие связной речи;
-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми:
Подбор методической литературы; создание предметной среды; подбор дидактических пособий и игр; подбор песен и стихов, загадок на тему осени; подбор художественной детской литературы.
Разучивание стихотворений об осени.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Чтение художественной литературы, просмотр м/ф и презентаций, беседы, занятия, наблюдения, рисование, аппликация, дидактические игры, пальчиковые игры, хороводы.
Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Падают листья», «Дождик», А. Плещеев «Осень наступила.», В. Сутеев «Яблоко», «Под грибом», рнс «Колосок», «Вершки и корешки».
Просмотр м/ ф: «Муха цокотуха», «Мешок яблок», «Осенние зарисовки».
Беседы и занятия: «В осеннем лесу», беседа о пользе овощей для человека, беседа «Сезонная одежда», беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным, дискуссия «Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой?»
Наблюдения: Проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
Рисование: «Ягодка за ягодкой», «Мышка и репка», «Падают, падают листья –в нашем саду листопад».
Аппликация: «Солнышко лучистое», «Репка»
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Назови овощ или фрукт», «Чего не стало», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Овощное и фруктовое лото», «Времена года», «Собери картинку» (разрезные овощи и фрукты, «Что растет на грядке?», «Подскажи словечко», «Назови ласково».
Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «Падают листья», «Это деревья в лесу…», «Этот пальчик в лес ходил»
Лепка: «Ягодки на тарелочке», «Яблоко с листочком»
Физминутки: «Листопад», «Дождик», «Ветер дует нам в лицо», «Ветки на ветру».
Подвижные игры «Осенние ласточки», «Найди пару!», «Солнышко и дождик!», «Огуречик», «У медведя во бору», игра-соревнование «Собираем урожай»
Драматизация Сказка «Репка», стихотворение Ю. Тувима «Овощи», В. Сутеев «Под грибом»
Рассматривание сюжетных картин и репродукций «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в деревне», «Осень» (составление описательных рассказов, И. Левитан «Золотая осень», М. Нестеров «Осенний пейзаж
Сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей», «Готовим компот».
Труд Уборка опавшей листвы, сбор природного материала для поделок на прогулке, сбор и засушивание листьев для рисования и аппликации.
Музыка Слушание П. И. Чайковского «Времена года», разучивание песен об осени, слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса», «Дождь» ;пляска с листочками, хоровод «Что нам осень принесла», песни: «Осенние картинки» М. А. Савельева, «Улетайте тучки» З. Б. Качаева, «Ходит осень по дорожкам» Л. Б. Веселова
3. Заключительный этап:
- Коллективная работа «Осеннее дерево»;
- развлечение «Осеннее путешествие»
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей и фруктов;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен, пальчиковых упражнений, физических упражнений и подвижных игр;
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.
Вывод:
Дети ближе познакомились с особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления дети передавали в своих работах. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр-инсценировок дали возможность развивать четкую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, умение мыслить, фантазировать.
Использованные ресурсы:
1. Громова О. Е. «Дидактические материалы по развитию речи детей 3-4 лет. Стихи о временах года и игры».
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет».
3. Овсяник Н. В. «Развивающее обучение для дошколят».
4. Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам».
5. Селихова Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи».
6. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки».
7. Интернет -помощник : международный образовательный портал Maam.