Вера Миличкина
Проект в разновозрастной группе «Здравствуй, осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №37 «Колосок» х. Можаевка Тарасовского района
группе
«Здравствуй, осень».
Автор проекта :
воспитатель Миличкина Вера Васильевна
х. Можаевка
2018
Тип и вид проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, муз. Руководитель, дети, родители.
Возраст детей: 4-6 лет.
Публикация «Проект в разновозрастной группе „Здравствуй, осень“» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Темочки
Продолжительность: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Актуальность проекта :
Наша задача - помочь ребёнку-дошкольнику открыть мир окружающей природы. Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей). Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения
участников проекта, в том числе творческого и экологического.
Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Проблема:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по-настоя-
щему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. А для детей осень приносит столько чудесного и необычного.
Цель:
- Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта :
-Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
-Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
-Способствовать развитию памяти, восприятия;
- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
-Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей полексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные;
-Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
-Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
-Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой, бережное отношение к ней;
-Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний об осенних изменениях в природе, об их причинах; о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками, поэтами, писателями, композиторами;
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, знание стихотворений об осени, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к общему дому;
- художественно-эстетическое развитие: сформировать элементарные представления о видах искусства; умение воспринимать музыку, художественную литературу, фольклора об осени;
достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, мира природы, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов, литературы;
- Предварительная работа с родителями;
- Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
2 этап. Практический.
Образовательные области. Виды детской деятельности.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Огород бабы Клавы», «Осенний парк», «На прогулке в осеннем лесу».
Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Волшебная сумка», «Что растёт на грядке и в огороде?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Деревья и их листы», «Найди пару», «Четвёртый лишний».
Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Познавательное развитие. Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
- беседы «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Фрукты», «Овощи».
- цикл наблюдений: «Что поменялось в нашем саду с приходом осени?», «Наша красивая клумба», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью перелётные птицы улетают в тёплые страны?», «Почему исчезли насекомые?»
Речевое развитие. Чтение художественной литературы:
Федоровская «Осень»; К. Бальмонт «Осень во дворе»; В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; В. Берестов «Тучка»; М. Яснов «Дождик». «Букет» Ю. Коваль; «Бабушкин садик» С. Георгиев; «Грибы» В. Катаев; «Туман» М. Гумилёвская; «Белка готовится к зиме» Г. Скребицкий; басня И. Кры-лова «Стрекоза и муравей»; И. Соколов- Микитов «Листопадничек»;
пословицы и поговорки на осеннею тематику; осенние приметы.
викторина загадок про осень; басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»; Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»; Ю. Тувим "Овощи"; И. Соколов- Микитов «Листопадничек»; М. Пришвин «Птицы и листья»; К. Ча-шева «Деревья спят»; А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; Н. Егорова «Листопад»
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»
- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
- Составление описательного рассказа на тему «Осенний лес»
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
Заучивание наизусть:
- А. Фет «Ласточки пропали»
- Пушкин «Уж, небо осенью дышала…»
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом?» «Из чего варят компот и варенье?», «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко», «Найди листочек по описанию», «Осенние слова», «Какая бывает осень?».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Осенние мотивы», «Осенний натюрморт» (овощи и фрукты, «Ветка калины», «Разноцветный лес» (штампование листьями, «Осенний лес», «Наша осенняя берёза», «Осень – щедрая пора»
Лепка: «Овощи, фрукты», «Грибы», «Осеннее дерево».
Аппликация: «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листьев»,
Конструирование: «Грибок», «Осенний лист» (из бумаги)
Коллективная работа: «Листопад», «Осеннее дерево», «Разноцветный лес», «Грибная поляна».
Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов
«Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов
«Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский
«Первый снег».
Музыка:
- Хороводная игра «Что нам осень принесла»
- песни «Дождик» (сл. Ю. Верижников, «Осень-раскрасавица» (Муз. и сл. Г. Азаматова-Бас)
- Осенние частушки
- прослушивание музыкальных произведений: Вивальди цикл "Времена года" "Осень "; Чайковский цикл "Времена года" «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке».
- разучивание песен А. Филлипенко, Т. Волгиной «Урожайная», «Осень наступила».
Физическое развитие. Подвижные игры: «Запасы бурундочка», «Раз, два, три – названный лист бери», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Гуси-лебеди», «Филин и пташки», «Поедем в лес», «Овощи и фрукты, ягоды», «Совушка», эстафета «Собери осенний урожай».
Физкультминутки: «Аист», «Капуста», дыхательная гимнастика «Ветерок», пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Здравствуй, осень золотая», «Осень» и др.
Культурно - досуговая деятельность: - Праздник осени «Осенняя сказка»
- викторина «Осенние забавы»
- выставка поделок: «Разноцветная осень».
Взаимодействие с родителями: - Консультации: «Закаливание, профилактика простудных инфекционных заболеваний», «Профилактика ОВИ и ОРВИ, гриппа у детей».
- Папки-передвижки: «Осенние забавы», «Витамины на пользу детям».
- Памятки: «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период».
- Сбор природного материала
- участие в выставке «Осенние дары»
- помощь в подготовке к празднику «Здравствуй, осень» (изготовление атрибутов, костюмов, разучивание стихов, песен, частушек);
3. Завершающий этап. Анализ проделанной работы, презентация работ и проведение праздника «Здравствуй, осень!»
Литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Про.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009
Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009
Литвинова Р. М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. Ставрополь 2004.
Литвинова Р. М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 1. Ставрополь 2010.
Литвинова Р. М. Пащенко А. Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 2. Ставрополь 2010.