Анастасия
Проект «Здравствуй, Масленица» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 4 Г. КИРОВСКА
Проект
«Здравствуй, Масленица!»
Группа : Подготовительная группа
Воспитатель: А. Ф. Волова
Участники: воспитатели, дети и их родители
Тип проекта :
- по доминирующему методу: познавательно – творческий;
- по характеру содержания включает в себя: ребенок и семья, ребенок и культурные ценности;
Публикация «Проект „Здравствуй, Масленица“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
- по характеру участия: ребенок исполнитель, участник от зарождения идеи до результата;
- по открытости/ характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, внутри ДОУ, в контакте с семьей, социальными учреждениями, общественными организациями;
- по количеству участников: фронтальный;
- по продолжительности: краткосрочный. (с 11.03 – 15.03)
План проекта :
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении проекта «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель проекта :
Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Ожидаемый результат:
- Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества, народных праздниках, играх;
- Владеют знаниями масленичной кухни;
- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями и сотрудниками детского сада.
Были определены задачи проекта :
Для родителей
- привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы;
- как лучше познакомить дошкольников с историей народного праздника;
- пополнение развивающей среды в группе (книги, журналы, иллюстрации, наглядный материал)
Для детей:
- расширится уровень знаний о народном празднике Масленица;
- познакомятся с различными формами народного фольклора;
- получат новые знания о традициях, культуре, истории своего народа;
- научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в процессе совместной продуктивной деятельности.
Для воспитателей:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- накопление практических навыков проектной деятельности.
Была определена модель трёх вопросов.
Что мы знаем?
Масленица- это весёлый праздник.
Что едят на Масленицу.
Кого сжигают на Масленицу.
Что хотим узнать?
Откуда к нам пришёл этот праздник.
Традиции и обряды праздника.
Зачем сжигают чучело.
Где можно это узнать?
Спросить у взрослых.
Посмотреть по телевизору.
Прочитать с родителями в энциклопедии, в интернете, в художественной литературе.
Продукты проектной деятельности.
- Оформление выставки поделок «Масленица»;
- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»
Этапы проекта :
I этап Подготовительный (Информационно-накопительный) :
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
•Подготовка методического материала (конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т. д.)
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
•Анкетирование родителей «Народные праздники дома».
II этап Основной
Организационный (Организационно-практический) :
Понедельник - «Встреча гостей»
- Беседа о значении названия «Встреча гостей»- ходили к друг другу в гости
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»;
- Совместная деятельность – аппликация «Масляная красавица»; - Отгадывание загадок о зиме и весне.
-Папка-передвижка в роительский уголок «Широкая Масленица»
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях
-Заучивание закличек, загадок,частушки, пословиц о Масленице ;
- Разучивание песни «Ой, блины мои блины.»;
-Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;
- Совместная деятельность – рисование «Госпожа Масленица»;
- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;
Среда - «Лакомка»
- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли и вдоволь ели блины ;
- Беседа «Значение и символика блинов»;
- Дидактическая игра «Найди тень –Масленица;
- Родителям предложить создать сборник рецептов «Блинный пир на весь мир»;
Четверг - «Разгуляй», Суббота «Золовкины посиделки»
-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься, поиграть; «Золовкины посиделки» - навещали сестер мужа ;
- Аппликация на тему «Кукла Масленица»
- Дидактическая игра «Найди половинку –Масленица;
- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т. д. ;
- Просмотр мультфильма из серии «Смешарики». «Масленица»; - Народные игры - забавы «Ручеёк», «Звонарь»
Пятница - «Тёщины вечёрки»
- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на блины ;
- Совместная деятельность – рисование «Самовар с блинами»;
-Оформление стенгазеты;
- Ширма-панорама «Масленица-весна пришла!
- Совместно с родителями дома испечь блины.
III этап Заключительный Подведение итогов, выставка совместных работ родителей и детей «Широкая Масленица»
Реализация проекта с детьми
В выходные задание для родителей рассказать своим детям о значении субботы и воскресенья в масленичную неделю.
Суббота
Посиделки у золовки. В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.
Воскресенье
Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.
Предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города.