Надежда Новосельцева
Проект «Здоровейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование «Парабельский район» Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
Физкультурно – оздоровительный
проект «Здоровейка».
2022-2023 г
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников согласно
ФГОС для работы с детьми 4-7 лет.
Новосельцева Н. В.
Инструктор по физической культуре
Парабель 2022г
Введение
Публикация «Проект „Здоровейка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становиться одним из основных условий успешности любого человека.
Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, состояние здоровья обеспечивается современным естественным и полноценным развитием и, в случае необходимости, коррекцией недостатков развития. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Это и привело к необходимости организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно
*обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие;
*помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
*приобщало детей и родителей к здоровому образу жизни.
В предлагаемом проекте выделены следующие компоненты отношения к здоровью :
*ценностно-смысловой компонент (то есть какова ценность здоровья, в чем смысл заботы о здоровье);
*когнитивный компонент (это система знаний о здоровье, способах его сохранения);
*эмоционально-волевой компонент (принятие решения быть здоровым);
*поведенческий компонент (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).
Их можно наблюдать у подростков, старшеклассников, взрослых людей. А что же дети дошкольного возраста? Конечно мы не ждем осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и т. д.
Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
*знание правил гигиены и ухода за своим телом;
*знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
*знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
*знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
В дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и приобрести навыки его сбережения благодаря систематическим общеукрепляющим, игровым и дыхательным упражнениям, навыками произвольного расслабления, этюдами психогимнастики, пальчиковыми играми и т. д.
Организуя такую работу, необходимо учитывать:
*возрастные, психофизиологические особенности детей;
*состояние их здоровья;
*диагностику уровня физического развития;
*рекомендации врачей;
*необходимость управления образовательным процессом на гуманных принципах уважения и понимания ребенка.
Паспорт проекта
Физкультурно - оздоровительный проект
«Здоровейка»
Тема: Реализация социально – оздоровительных технологий в ДОУ согласно ФГОС
Характеристика проекта :
*вид работы - практико - ориентированный проект;
*по предметно – содержательной области проекта – междисциплинарный;
*по продолжительности выполнения – долгосрочный;
*по характеру доминирующей проектной деятельности – прикладной (практико - ориентированного характера).
Осуществляются следующие виды профессиональной деятельности:
- преподавательская;
- методическая ;
- исследовательская;
- социально - педагогическая;
- воспитательная;
- культурно – просветительская;
- коррекционно – развивающая.
Цель проекта. Изучить проблему формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; описать проект по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников посредством классических здоровьезберегающих технологий. Воспитание основ культуры здоровья; развитие эмоционально – волевой и интеллектуальной сферы ребенка, общих физических и двигательных качеств дошкольников. Приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта. Изучить современные здоровьезберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ. Разработать перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик. Разработать методику применения классических здоровьезберегающих технологий (массаж, дыхательная гимнастика и т. д.) в игровой форме в ДОУ. Развитие двигательных умений и навыков, крупно – и мелкомоторных групп мышц, пространственно – координационных и ритмических способностей, коммуникативной инициативы и активности; формирование правильной осанки, дыхания,коррекции плоскостопия; привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
Сущность проекта. Успешное решение поставленных задач и выполнение ФГТ возможно лишь при условии комплексного использования физического воспитания и интеграции разных образовательных областей.
Актуальность. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая значимость. Валеологические знания, массаж приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; общеразвивающие упражнения, бег, дыхательные упражнения – к ежедневным занятиям физической культурой, народные подвижные игры способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств. Музыка успокаивает и приобщает детей к прекрасному. Она обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Инновационная направленность. Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Гипотеза. Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием народных игр, инновационных здоровьезберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Методы исследования. Анкетирование, беседы, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент, обработка результатов.
Этапы реализации проекта.
1 этап – организационный,
2 этап – диагностический,
3 этап – практический,
4 этап – обобщающий.
База исследования.
МКДОУ «Детский сад Солнышко»,физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4 – 7 лет
Участники проекта.
Дети, воспитатель по физической культуре, медсестра, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, музыкальный руководитель, методист ДОУ, заведующая ДОУ, родители.
Перспективное планирование
Физкультурно – оздоровительного проекта
«Здоровейка»
Месяц,
неделя Вводная часть Основная часть Подвижная игра Дыхательное упр-ие.
Релаксация
Тема «Вот я какой»
Октябрь
1. Беседа о строении человека: основные части тела. Точечный массаж. Коррегирующие упр-ия для стоп. Игровые упр-ия: «Самый меткий», «Послушный мяч», «Белочка и собачка», «Ветер», «Отдых на берегу».
2 Беседа о строении человека. Комплекс оздоровительных упр-ий для горла. Упр-ия: «Самый меткий стрелок», «Послушный мяч», «Перелет птиц», «Надуем шарик», «Необычная радуга».
3 Беседа о строении человека. Точечный массаж. Коррегтрующие упр-ия для стоп. Игровые упр-ия :«Ель, елка, елочка», «Перешагни через веревочку», «Попади в ворота мячом», «Гуси- лебеди», «Ежик»,
«Путешествие в волшебный лес»
4. Беседа о строении человека. ОРУ. Ходьба по мостику вверх-вниз; по узкой дорожке; по ребристой горке вверх-вниз; бег по широким и узким дорожкам. Игровые упр-ия: «Филин», «Ворона»,«Полет высоко в небе»
Тема «Путешествие по городам Здоровья»
Ноябрь
1. Беседа о глазах. Гимнастика для глаз. Упр-ие :«Лучистые глазки», «Жмурки», «Пчелка», «Плывем в облаках».
2. Беседа об ушах, Массаж ушной раковины. Игра «Угодай кто позвал», «Не попадись лисе», «Ласкушенька», «Голоса птиц».
3. Беседа о зубах. Упр-ие «Чистка зубов», «Кариес и зубы», «Маляры».
4. Беседа о глазах, зубах, ушах. Гимнастика для глаз. Массаж ушных раковин. Упр-ие «Чистка зубов», «Жмурки», «Ласкушенька», «На грядке»
Тема «Чудо-нос»
Декабрь
1. Беседа о дыхании. Правила дыхания. Дыхательные упр-ия. Игровое упр-ие «Ныряние», «Золотые рыбки», «Насос», «Солнечный зайчик».
2. Беседа о дыхании. Правила дыхания. Дыхательные упр-ия. Игровое упр-ие «Буря в стакане», «Ястреб, курица и цыплята», «Быстро шагай»,
«Волшебная поляна».
3. Беседа о запахах. Дыхательное упр-ие. Игровое упр-ие «Выбери приятный запах», «Охота», «Зверек», «Бездомный заяц», «Ворона», «Деревья».
4. Беседа о носах. Игровые упр-ия :«Выбери приятный запах», «Набрось кольцо на нос Буратино», Массаж для носа, «Хитрая лиса», «Дровосек»,«Ветер».
Тема «Королевство простуды»
Январь
1. Беседа об ангине. ОРУ. Оздоровительное упр-ие для горла. «Веселые упражнения», «Мы веселые ребята», «Веселая пружинка»,
«Танец снежинок».
2. Беседа об ингаляции. Ингаляция «Ароматные облака». Эстафета. Игровые упр-ия:«Совушка», «Ласкушенька», «Белые караблики».
3. Страна «Трухляндия». Мимическая гимнастика. Эстафета. Игровые упр-ия: «Салют», «Филин», «Утро»
4 Страна Ватных одеял. ОРУ. Массаж стоп. Игровые упр-ия: «Хитрая лиса», «Еж», «Обитатели леса».
Тема «Верные друзья»
Февраль
1. Сказка о микробах. «Поговорим с ладошкой». Полоса препятствий. Игровые упр-ия: «Мороз-Красный нос», «Хомячки», «Ветер».
2. Сказка про «девочку-грязнулю». Упр-ие «Моем руки».ОРУ. Игровые упр-ия:«Собери ручейки в речку», «Буря в стакане», «Ручеек».
3. Страна «Здоровячков. Точечный массаж. Игровые упр-ия: «Проверим осанку», «Карусель»,«Совушка»,«Паровоз»,«Тишина».
4 Страна «Играйка».Эстафеты. Игровое упр-ие «Паровозик», «Золотые рыбки», «Часы»,«Шум моря»
Тема «Я и движения»
Март
1. Веселые движения. Ритмическая гимнастика. Игровые упр-ия: «В гости к мишке»,«Поезд», «Разгрузка арбузов», «Бездомный заяц», «Совушка-сова»
«Полет высоко в небо.
2. Рассказ о мячах. Точечный массаж. Игровые упр-ия с мячом. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Надуем круглый шар»,
«Деревья».
3. «Палочка-превращалочка». Игры с ползанием, прыжками, лазаньем, бегом. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Часы», «Необычная радуга».
4 «Веселый стадион». ОРУ. Эстафеты. Подвижные игры: «Ловишка, бери ленту», «Насос», «Заколдованный лес».
Тема «Помоги себе стать здоровым»
Апрель
1. Правила здоровья. Корригирующая гимнастика. ОРУ с мячом. Подвижные игры: «Школа мяча», «Кот и мыши», «Царство золотой рыбки». Дыхательное упр-ие.
2. Правила здоровья. Точечный массаж. Массаж для стоп. Массаж для спины. Массаж для глаз. Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Шар»,
«Утро».
3. Правила здоровья. Занятия на тренажерах. Подвижная игра «Кот и мыши». Дыхательное упр-ие.
4 Беседа о народной медецине. «Бабушкины рецепты». «Звуковые игры. «Эхо», «Слушаем тишину», «Паравозик», «Солнечный зайчик».
Тема «В здоровом теле – здоровый дух»
Май
1. «Путешествие по сказкам». «Звуковая игра». ОРУ. Логоритмика. Точечный массаж. Упражнение тренинг. Подвижные игры: «Собери крупу», «Едет, едет паровоз…», «Чудесный цветочек».
2. Школа юных спортсменов. Корригирующие упр-ия. Точечный массаж. ОРУ. Полоса препятствий. Игровое упр-ие «Салют», «Маятник»,
«Бабочка».
3. «Путешествие в Страну чудес». ОРУ. Точечный массаж. Подвижные игры: «Кощей и дети», «Хоровод с Василисой».
4. «Свет мой, зеркальце». Упражнение на концентрацию внимания, игровое упр-ие «Целебные звуки», «Ныряние». Дыхательное упр-ие
«Музыка дождя».
Ожидаемый результат.
*Снижение уровня заболеваемости.
*Повышение уровня физической подготовленности.
*Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
*Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их проведении мы придерживаемся следующих условий:
*построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
*использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличение двигательной активности;
*распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
*использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей;
Однако занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.
В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях:
а)планировании,направленном на усвоении детьми определенного содержания,
в)педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии с воспитателями дошкольных групп. Часть занятий, проводимых воспитателем, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который дает воспитатель по физической культуре. А двигательный опыт, который дети накопили с воспитателем по физической культуре, затем используется воспитателями групп в различных физкультурных мероприятиях.
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно-профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности принимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.
Эта работа имеет три этапа:
- подготовительный,
- интенсивной профилактики,
- восстановительный.
На каждом из них используются свои специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.
У нас реализуются следующие формы работы с родителями: семейные праздники, диспуты, передвижные библиотеки, анкетирование, совместные занятия детей и родителей.
Список используемой литературы:
1. Галанов А. С. Игры, которые лечат для детей от 5 до 7 лет. – М., 2005.
2. Ишинбаева Т. К. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет
3. Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. – Ростов-на-Дону. 2005.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М. : Вако. 2004.
5. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М., 2005.
6. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»/Авт. сост. Александрова Е. Ю. – Волгоград, 2006
7. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М., Ставрополь, 2006
8. Галанов А. С. Развивающие игры для малышей. М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-304 с.
9. Гаврюшина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М. :ТЦ Сфера, 2007. – 160с.
10. Картушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья Программа оздоровления дошкольников : - М. :ТЦ Сфера, 2007. 208с.
11. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006.-112с.
12. Макарова З. С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация ЧБД в ДОУ. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-270 с.