Ледкова Елена
Проект «Здоровье — это здорово!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 г. Хвалынск Саратовская область
Районный онлайн-фестиваль
педагогических идей
«Мы вместе»
Социальный проект
«Здоровье – это здорово!»
Воспитатель МДОУ д/с № 7
Ледкова Елена Анатольевна
2020 год
«Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения»
А. В. Луначарский
Публикация «Проект „Здоровье — это здорово!“» размещена в разделах
Проект : «Здоровье – это здорово!»
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта : познавательно-игровой
Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.
Возраст детей: 3-4 года
Проблема проекта :
Через создание воспитательных условий совместно с воспитателями и родителями помочь выработать стремление к здоровому образу жизни у детей.
Актуальность:
Каждый год 7 апреля весь мир отмечает праздник – «День здоровья». Впервые знаменательную дату отпраздновали ещё в 1948 году, когда была создана Всемирная организация здравоохранения. Этот день проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни и решить, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всём мире стало лучше.
В здоровом теле — здоровый дух. Одной из важнейших задач дошкольного детства является формирование здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях не благоприятной экологической обстановки, социальной нестабильности, росте внутрисемейной напряжённости проблема здоровья ребёнка наиболее актуальна не только физического но и психологического. Физическое здоровье обуславливает эмоциональную и интеллектуальную сторону нашей жизни. Для того чтобы ребёнок стал физически, психологически и социально- здоровой личностью нужно объединить усилия как педагога и специалистов ДОУ, так и родителей.
Для реализации данного направления был разработан проект «Здоровье – это здорово!» для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель проекта : Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребёнком, воспитателем и родителем ребёнка, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни. Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей.
Задачи проекта :
для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
для педагогов:
1) отобрать методический материал, современные технологии, методы и приёмы по здоровому образу жизни.
2) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
3) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблеме друг друга;
для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
2) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
1. Сформированные навыки ЗОЖ.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношение к своему здоровью.
Для родителей:
1. Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Активное включение родителей в работу жизнедеятельности ДОУ по сохранению и укреплению здорвья детей.
Для педагогов:
1. Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.
2. Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I этап - Подготовительный
1. Разработка перспективного плана
2. Анкетирование родителей
3. Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, песен, дидактических игр, иллюстрированного материала.
4. Подбор подвижных игр в группе и на воздухе, атрибутов к ним.
5. Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.
II этап- Основной
В работе с детьми:
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
• Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, поскостопия, зрения)
• Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»
• Воздушное контрастное закаливание
БЕСЕДЫ:
• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»
• «Беседа о здоровье, о чистоте»
• Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)
• Беседа – игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании (потешки)
• Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках, о полезной и вредной пищи, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
НОД:
• Познавательное мероприятие «В стране здоровья».
• Показ НОД по физической культуре «Мой весёлый звонкий мяч»
ИГРЫ:
• Сюжетно ролевые игры: ««Больница», «Кукла Катя испачкалась»
• Дидактические игры: «Мяч в ворота» (на дыхание, упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее» и др.
• подвижные: «У медведя во бору», «По желанию детей». «Воробушки и автомобиль», «Мышеловка»
• Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я» с мячом, «Ловишки в кругу», «Чёрное и белое» и т. д.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
• Наглядность в виде информационных файлов «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье».
• Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Федорино горе»;
• стихотворение В. Берестова «Больная кукла»
В работе с родителями:
• Консультация «Физоборудование своими руками»
• Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребёнка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
• Наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит…», РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.
• Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»
• Выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости и развитии ребёнка.
Совместная работа воспитателя и родителей группы
Родительское собрание: «Здоровая семья – здоровый ребёнок»
Встреча за круглым столом «Вместе с папой, вместе с мамой», «Будьте здоровы!» - фоторепортаж о современных прогулках выходного дня. Заинтересовать родителей физоборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители могут поделиться своими впечатлениями в тетради отзывов.
Выставка массажных дорожек (их важность и значимость в развитии ребенка).
Фотовыставка «Первые шаги ребенка к здоровью».
Фотовитрина о закаливающих мероприятиях.
Советы диет сестры. «Правильное питание - основа здоровья»
III этап -Заключительный
Оформление презентации проекта на сайт детского сада.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Педагогическая и психологическая помощь.
3. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
2. Личностный и профессиональный рост.
3. Самореализация.
4. Моральное удовлетворение.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Физкультурный уголок.
2. Спортивный участок на территории ДОУ.
3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
4. Картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д.
Литература:
1. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ под ред. З. И. Беретовой сфера 2004г.
2. Голицына Н. С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва 2008г.
3. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия).
4. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками».
Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
5. «Картотека прогулок на каждый день»
Приложение
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Воспитатели, руководитель физического воспитания
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
Технологии эстетической направленности Реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьёй, привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, логопед
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате, 10 мин. младший возраст- 10-120 мин., средний возраст-20-25 мин., старший возраст-25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Воспитатели, руководитель физического воспитания
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организованно не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, психолог
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог
Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребёнку серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по методике специальной. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги
Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической и терапевтической работы. Сказку может рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели, психолог
Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка Воспитатели, психолог