ЗОЛИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Проект «Захватывающий мир космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г детский сад №18 «Рябинушка»
Тема проекта :
«Захватывающий мир космоса»
Руководитель: Золина Наталья Валентиновна
г. о. г. Кулебаки 2021г.
Содержание
1. Аннотация 3
2. Паспорт проекта 4
3. План работы 5
4. Описание работы 6
5. Конечный результат 11
6. Список используемых ресурсов 12
1. Аннотация
Публикация «Проект „Захватывающий мир космоса“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Познавательный проект «Захватывающий мир космоса» познакомит детей с одной из увлекательнейших наук – астрономией. Знакомство это очень полезно. Во-первых, потому, что занятия астрономией развивают у детей такие ценные качества, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. Во-вторых, потому, что ребенок, который заинтересуется астрономией, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику химию и другие школьные предметы. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности.
Проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности, установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, а также на умение систематизировать полученные знания и применение их в различных видах деятельности.
В ходе работы ребенок учится наблюдать и делать выводы, сравнивая наблюдения, отстаивать свою точку зрения.
Особенность данного проекта заключается в применении различных методов познавательно – исследовательской деятельности, в процессе которой, согласно ФГОС дошкольного образования, формируется стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
В результате проекта ребенок получит представления о космосе, модели солнечной системы, научится выдвигать гипотезу и находить способы её доказательства, приобретет опыт участника проектной деятельности.
Актуальность проекта.
Трудно даже представить, но еще лет десять назад каждый мальчишка мечтал стать космонавтом, чтобы открывать новые планеты и звезды, покорять неизвестный космос. Сейчас же все они увлечены инопланетянами из звездных войн, космическими пришельцами с несуществующих планет. А ведь в современном мире наши астронавты открыли новые звезды и узнали, как выращивать растения в космосе, как движутся планеты, сможет ли Земля обойтись без солнца, как можно починить космический корабль прямо в открытом космосе. Много открытий и исследований произошло в наше время. Я считаю, что космос подарит нам ещё очень много новых открытий, которые сыграют важную роль в жизни людей.
Получив в подарок глобус за участие в фестивале «Страна Почемучек», мне захотелось узнать, какие еще планеты окружают нашу Землю, что с ними происходит в разные времена года и чем они отличаются друг от друга. Я задавала много вопросов семье. Мы читали книги, рассматривали иллюстрации, просматривали фильмы. В Москве мы с родителями побывали в музее космонавтики, где увидев чучела первых собак - космонавтов Белки и Стрелки, фото космонавтов, скафандры, тренажёры, аппараты, космическую еду и луноходы у меня появилось желание самой стать космонавтом и исследовать загадочный космос, чтобы потом все рассказать моим друзьям в детском саду. А когда я вернулась в детский сад, то продолжила изучать космос через проект со своими воспитателями.
Проблема.
Получив в подарок глобус, ребенку стало любопытно, почему Земля круглая, почему она голубая и, что такое космос.
Практическая значимость:
Практическая значимость моего исследования состоит в том, чтобы развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, чтобы познакомить детей с профессией космонавта и планетами солнечной системы. Развить у ребенка собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, уметь выражать собственное мнение и уметь его обосновать.
2. Паспорт проекта
Тема проекта «Захватывающий мир космоса»
Образовательная область Социально - коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Цель Узнать подробно, что такое космос, солнечная система, планета, ракета, космические тела, показать значение в жизни людей;
Знать какие требования есть к физической подготовке космонавтов. Развивать познавательный интерес у детей. Внедрять и развивать проектную деятельность в ДОУ.
Задачи
Расширить представление о вселенной, солнечной системе и ее планетах. Развивать познавательный интерес и активность.
Узнать каким образом люди получают информацию о космосе. Узнать о профессии космонавта;
Провести эксперименты, связанные с космосом и профессией космонавта, сделать выводы;
Сделать макет солнечной системы;
Обобщить полученные результаты через презентацию проекта родителям и друзьям.
Познакомиться с названиями планет и обрести элементарные представления о планетах, возможностях их исследования.
Ввести и закрепить новые понятия «солнечная система», «галактика».
Вид проекта Информационно – практический, творческий.
Участники проекта Кузнецова Вера, родители Веры, дети подготовительной группы 6 – 7 лет, воспитатели, родители.
Сроки реализации Долгосрочный (февраль2021-апрель 2021)
Конечный результат (продукт) - будет создана база по наглядному, дидактическому материалу по теме: «Космос»
- расширится опыт продуктивного взаимодействия друг с другом
- повысится познавательная активность
- будут расширены знания и представления теме: «Космос»
- будет изготовлен макет солнечной системы
3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта Содержание работы
Первый этап - подготовительный
(02.02.2021-09.02.2021)
Выбор и обоснование темы.
Постановка вопросов для активизации деятельности ребенка.
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Подбор и изучение наглядного материала для интерактивной доски и научно - познавательной литературы для реализации проекта.
Второй этап основной (практический)
(12.02.2021-18.03.2021) Поиск информации в энциклопедии, интернете совместно с родителями и педагогом.
Чтение, обсуждение, наблюдения, опыты.
Просмотр видеофильмов познавательного содержания.
Непосредственно образовательная деятельность.
Практическая экспериментальная деятельность
Проведение опытов: «Почему летит ракета», «Почему Солнце маленькое», «День - ночь».
Проведение экспериментов «Готов ли ты в космос?»
Изготовление тематических поделок, авторских книг.
Изготовление макета: «Солнечная система»
Третий этап – заключительный
(20.03.2021-09.04.2021) Обобщение материалов и распространение опыта проектной деятельности.
Участие в конкурсах.
Презентация, защита проекта.
4. Описание работы
Подготовительный этап
Получив в подарок глобус на фестивале «Страна Почемучек», мне захотелось узнать, какие еще планеты окружают нашу Землю, что с ними происходит в разные времена года и чем они отличаются друг от друга. Я задавала много вопросов семье. Мы читали книги, рассматривали иллюстрации, просматривали фильмы.
Осенью, путешествуя по Москве, мы с родителями побывали в музее космонавтики, где, увидев чучела первых собак – космонавтов Белки и Стрелки, фото космонавтов, скафандры, тренажёры, аппараты, космическую еду и луноходы у меня появилось желание самой стать космонавтом и исследовать загадочный космос, чтобы потом все рассказать моим друзьям в детском саду. А когда я вернулись в детский сад, то продолжила изучать космос через проект со своими воспитателями.
В детском саду продолжили изучение космоса через проект.
На подготовительном этапе были определены цель и задачи проекта.
Презентация, фотографии и впечатления помогли заинтересовать ребят в группе. Материалы подбирались совместно с родителями и воспитателями. Читали научную и художественную литературу по теме астрономии географии и космоса :
К. Сергеев «Буравчик выходит на орбиту. Приключения в Музее космонавтики»;
Константин Эдуардович Циолковский «Путь к звездам»;
К. А. Порцевский «Моя первая книга о космосе»;
Детская энциклопедия для умных и любознательных;
Эрих Юбельаккер «Созвездия»;
Ян Николсон «Вселенная»;
Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
И. Светлова «Самые необходимые сведения»,
А. Усачёв «Мои географические открытия»,
Маргарита Погорелова «Кто такой Гагарин?». Рассматривали пособия на интерактивной доске: «Космос для детей», «Про космос», «Звёзды для детей», «Планеты солнечной системы», «Земля», «Созвездия», «Спутники» и т. д.
Вопросы для активизации детской деятельности:
Почему наша планета голубая?
Что такое космос?
Что мы знаем о космосе?
Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
Кто летает в Космос?
Кто первый полетел в космос?
Как звали первого космонавта?
На чем летают в космос?
Зачем люди летают в Космос?
Как стать космонавтом?
Подобраны наглядные пособия для интерактивной доски
«Космос для детей», «Про космос», «Звёзды для детей», «Планеты солнечной системы», «Земля», «Созвездия», «Спутники»
Космос – это всё, что существует за чертой земной атмосферы. Расположенное между планетами, лунами и звездами пространство – вакуум, называемый средой.
Космос – это бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю.
Гипотеза. Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Могу ли я сама изучить неизведанный мир Вселенной?
2 этап (практическая часть)
Практические приемы познавательно-исследовательской деятельности
Посещение планетария в МБОУ СОШ №6, помогло полюбоваться звездами под надувным куполом, научиться распознавать основные созвездия и послушать интересные факты по астрономии.
Также вместе с воспитателями мы просмотрели много познавательных видеофильмов, («Юрий Гагарин. Первый полёт в космос», «Космос и звёздное небо», «Астрономия для малышей», «Планеты и звёзды. Наша вселенная», «Меркурий и марс» и т. д. ; презентаций: «Презентация о планетах для детей «Небесный купол», «Земля имеет форму шара», «Человек в космосе» и т. д.
Тем космоса был у нас во всех видах деятельности.
Практическая экспериментальная деятельность «Космос»
Опыты и эксперименты.
1. Опыт «Почему летит ракета» или «Реактивный двигатель из шарика»
Возьмём воздушный шарик и надуем его, но не завяжем, а зажмём пальчиками.
В шарике воздух, что будет, если мы отпустим шарик?
Правильно он полетит.
Конечно же, ракету не надувают обычным воздухом, а горючим веществом. При горении это вещество превращается в газ, который вырывается из ракеты и толкает её вперёд.
Ребенок делает вывод что воздух, толкающий вперед шарик, это и есть реактивное движение, как и в ракете.
2. Опыт «Почему Солнце маленькое» :
Нам кажется, что солнце очень маленькое, а Земля большая. Но это не так. Солнце огромное. Например, если взять за Солнце футбольный мяч, то наша планета будет размером с булавочную головку!
А теперь подойдите к окну (или стоя на улице, поставьте пальчик перед собой и посмотрите на кого – (или чего-нибудь) вдаль, например, человека. Он кажется нам меньше нашего пальца! Правда! Но это только кажется! Мы же знаем, что палец меньше человека. Но почему? Человек далеко от нас, вот и Солнце очень-очень и очень далеко от нас. И мы видим его маленьким.
Ребенок делает вывод, что визуальные размеры тела зависят от расстояния до них.
3. Опыт «День – ночь».
Почему у одной части планеты день, а у другой ночь. Можно взять глобус или мячик, а можно самому стать планетой Земля. Встаньте спиной к включенной настольной лампе (или фонарик в тёмной комнате). Свет от лампы падает вам на спину, здесь Солнце освещает планету и на этой половине Земли день.
А с обратной стороны – ночь. Теперь мы потихоньку поворачиваемся к Лампе – солнцу (так как наша планета вертится вокруг себя) и там, где была ночь, наступил день и наоборот.
Ребенок делает вывод, что наша планета вертится вокруг себя и там, где была ночь, наступил день и наоборот. День сменяет ночь по кругу.
4. Эксперименты «Готов ли ты в космос?»
Проверяем объем легких.
Берем не надутый воздушный шарик, 2 листа бумаги, карандаш.
Сделай глубокий вдох и надуй шарик, выпустив весь воздух из легких. Теперь положи надутый шарик на бумагу и обведи карандашом. Теперь шарик можно сдуть.
Сделать 20 приседаний и после упражнения снова надуть шарик и обвести размер шарика карандашом. Сравнить результаты. Объем шарика после приседаний должен быть больше.
Проверяем сердечный ритм.
Пульс в спокойном состоянии.
Пульс после 20 приседаний.
Пульс после отдыха 5 минут.
При физических нагрузках пульс становится учащенным. Отдохни 5 минут. Затем ещё раз измерь пульс. Его значение должно быть таким же или близким к тому, что ты получил при первом измерении в спокойном состоянии. Если пульс за 5 минут не вернулся к прежнему значению, то для организма физические нагрузки даются тяжело и выносливость невысокая.
Ребенок делает вывод, что чтобы стать космонавтом надо быть физически подготовленным и нужны регулярные занятия спортом.
Третий этап – заключительный
Продукт проектной деятельности :
1. Презентация проекта «Захватывающий мир космоса» на фестивале
2. Выставка семейных творческих работ «Захватывающий мир космоса»
3. Макеты солнечной системы.
4. Рисунки «Планеты солнечной системы».
5. Авторские книги «Полёты в космос».
5. Конечный результат
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Вывод
Алиса узнала, что глобус – модель нашей планеты. Земля имеет форму шара, немного приплюснутого с полюсов. Поэтому глобус круглый.
В процессе работы Алиса проявила свою творческую активность, наблюдательность, поисковую деятельность.
Сформировано умение самостоятельно выдвигать гипотезу и доказывать её методом эксперимента.
Расширился активный словарь, сформирована связная монологическая речь.
Список используемых ресурсов:
1. Калашников В. «О звездах и планетах».
2. Космос. «Детская энциклопедия», М. Просвещение,2000.
3. Леонов А. «Я выхожу в космос», М. Просвещение,1985.
4. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах», М. Просвещение,1981.
5. Николсон Я. «Вселенная», М. Просвещение,2000.
6. Порцевский К. А. «Моя первая книга о космосе», М. Просвещение,2011.
7. Сергеев К. «Буравчик выходит на орбиту.
Приключения в Музее космонавтики», М. :Бослен,2017.
8. Скоролупова О. А. «Покорение космоса», М. Просвещение, 2007.
9. Циолковский К. Э. «Путь к звездам», М. Просвещение, 2014.
10. Юбельаккер Э. «Созвездия», М. Просвещение, 2007.