Елена Острая
Проект «Юный краевед» в подготовительной группе в рамках совместной работы с библиотекой «Вместе с книжкой я расту»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта «Юный краевед»
(Вместе с книжкой я расту IV)
Разработчик Острая Елена Михайловна
Тема проекта «Юный краевед»
Вид проекта Познавательно-творческий, долгосрочный
Возраст детей 6 – 7 лет
Актуальность проекта
Для России наш город - частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Публикация «Проект „Юный краевед“ в подготовительной группе в рамках совместной работы с библиотекой „Вместе с книжкой я расту“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Наш город - маленькая точка на карте России. Невозможно представить государство, народ которого не испытывал бы чувства любви к своей земле. У такой страны нет будущего. Воспитание интереса к краеведению связано с жизнью общества: чем полнее будут знания ребенка о родных местах, тем более содержательнее будет его взрослая жизнь.
Дошкольные годы - очень важный период в жизни человека. Именно в это время по кирпичику закладываются все основные черты его характера. В 2024 году мы продумали план мероприятий совместно с детской библиотекой №33.
Сильная сторона этой программы - координация усилий библиотеки и детского сада.
Стержнем программы являются знания о нашем крае. Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать в себе любовь к Родине, но постепенное осознание этой любви, понимание своей человеческой сущности, внимание к себе будут способствовать тому, что ребёнок приучится видеть, думать, понимать самые главные жизненные ценности.
При разработке принципов формирования конкретных знаний мы учитывали, что эти знания должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому мы старались отбирать эмоционально близкие ребенку факты и явления.
Процесс познания должен находить отражение в разнообразной детской деятельности. Поэтому мы включаем в программу различные творческие задания.
Каждое мероприятие ориентировано на пропаганду краеведческой литературы и привлечение детей к чтению.
Проект создает условия для творчества библиотекаря и воспитателя. В подготовительной группе проект «Вместе с книжкой я расту» реализуется четвёртый год, направлен на воспитание любви к своей малой родине и носит название «Юный краевед».
Цель проекта
Воспитание любви к своей малой родине (как правило, это осуществляется в рамках краеведческих занятий).
Ознакомление в живой, интересной форме с историей города.
Проблемный вопрос Можно ли из книг узнать об истории и традициях родного края с целью гражданско-патриотического воспитания дошкольников?
Задачи проекта Для педагогов.
Образовательные:
• Координация деятельности библиотеки и детского сада.
• Организация познавательной активности дошкольников.
• Развитие способностей к творческой деятельности. Знакомить детей с произведениями детской художественной литературы (по возрасту и тематике воспитательной работы, с российскими писателями-юбилярами;
• Развивать интерес к художественной литературе, Способствовать развитию у детей умений и навыков, необходимых для создания творческих работ (рисунков, поделок) по мотивам художественных произведений и коммуникативных навыков в процессе проектной деятельности.
Воспитательные:
• Приобщать детей к русской культуре путём знакомства с творчеством Российских писателей-юбиляров.
• Воспитывать любовь к малой родине;
• Активно использовать детскую книгу, библиотеку, как средство патриотического воспитания.
• Воспитывать любовь и интерес к русской культуре, к культуре Саратовского края на примере произведений писателей и поэтов.
Развивающие:
• Развивать интерес к истории родного города;
• Способствовать развитию речи детей;
• Создать условия для развития потенциальных творческих способностей детей
Для детей.
• Знакомиться с произведениями детской художественной литературы краеведческой направленности, с творчеством писателей-юбиляров (Н. Н. Носов, с библиотекой, расширять кругозор и знания о родном крае с помощью книг;
• Формировать навыки выполнения творческих работ – рисунков;
• Бережно относиться к книге.
Для родителей.
• Ознакомиться с проектом, его мероприятиями (фотоотчётами в родительском уголке и соцсетях);
• Осуществлять сотрудничество с детским садом по воспитанию любви и интереса детей к книге; к родному краю;
• Принять участие в литературных и творческих детско-родительских конкурсах»;
• Принять к сведению рекомендации по домашнему чтению, посещению с детьми библиотеки.
Продукт проекта Фотоотчёты, выставки рисунков по тематике мероприятий проекта.
Сроки реализации сентябрь 2023г. – май 2024г.
Практическая значимость проекта
Проект является эффективным. Собранный материал может быть использован для дальнейшей краеведческой работы с детьми, для воспитания любви к книге, привычки к регулярному чтению, развития творческих способностей, образования и воспитания детей 6 – 7 лет.
Подготовительный этап :
Дата
Мероприятия,
инициированные
воспитателем
Материально-техническое и
дидактическое обеспечение
проекта Риски Результаты
2023г.
Сентябрь Диагностика ЗУН детей по тематике проекта. Изучение методической и справочной литературы по теме проекта, работа с интернет-ресурсами, с детской библиотекой №33. Детская литература по краеведению и др., соответствующая возрасту,
Библиотечный фонд, доступ к интернет-ресурсам. Нерегулярное участие родителей в совместной работе с библиотекой.
Нерегулярное посещение детьми детского сада.
Нехватка времени в режиме дня. Составлен план работы по проекту, плана совместных мероприятий с библиотекой №33, подготовлена материально-техническая база проекта.
2023г.
Октябрь
Создание предметно-развивающей среды в группе : дополнение и обновление уголка книги, подбор иллюстраций, создание дидактических игр для детей. Составление плана работы с библиотекой №33. составление конспектов мероприятий по плану проекта. Портреты детских писателей в уголке книги, дидактические игры краеведческой направленности, видеоролики по тематике проекта, флэш-носители, демонстрационный материал к занятиям и совместным мероприятиям по проекту. Создана предметно-развивающая среда по тематике проекта.
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта :
Дата Место в режиме дня Мероприятия
Участники
образовательного
процесса, участвующие
в мероприятии Промежуточные
результаты
Сентябрь
29.09. 2023г Совместная деятельность воспитателя с детьми 29.09.2023г. Ознакомительная экскурсия в детскую библиотеку №33. Воспитатели.
Дети,
сотрудники библиотеки №33 Дети ознакомлены с детской библиотекой №33, её залами, сотрудниками, правилами поведения в библиотеке, отвечают на вопросы викторины по экскурсии.
Октябрь
06.10.
2023г. Занятие по развитию речи.
Совместная деятельность воспитателя с детьми (2 половина дня) Занятие по развитию речи: Заучивание стихотворения
А. А. Фета «Ласточки пропали» См. В. Гербова с. 27,. Чтение А. А. Фет «Уж верба вся пушистая» см. Хрестоматия 6-7 лет с. 96. Воспитатель, дети. Дети ознакомлены с русским поэтом А. Фетом, его стихами знают и читают наизусть стихотворение А. А. Фета «Ласточки пропали».
Ноябрь
17.11.
2023г. Совместная деятельность воспитателя с детьми 17.11.2023г экскурсия в библиотеку №33. Литературный музей «Весёлая страна Николая Носова» (к юбилею писателя 23.11 2023г) Воспитатель,
дети,
сотрудники библиотеки Дети ознакомлены с жизнью и творчеством Н. Н. Носова, отвечают на вопросы викторины по его произведениям, выполняют практические тематические игровые задания.
Декабрь02.12.
2023г Совместная деятельность воспитателя с детьми - (2я половина дня) Участие в городском конкурсе творческих работ «О поколениях судят по героям» и итоговом мероприятии в Центральной городской библиотеке. Воспитатель,
дети, родители,
сотрудники библиотеки Дети ознакомлены с книгами о русских богатырях: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита- Кожемяка, с произведением М. Ю. Лермонтова «Бородино», выполнили рисунки по тематике конкурса, приняли участие в конкурсе в номинации «С русским воином через века». Дети познакомились с Центральной городской библиотекой г. Саратова.
Январь
. 01.
2024г. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Презентация книг о Саратовском крае «Знакомим детей с малой Родиной». Творческое задание. Познакомиться со стихами саратовских детских поэтов (М. Муллина, Н. Кнушевицкой, А. Молотилиной, И. Тобольского и др.) Воспитатель,
дети,
сотрудники библиотеки Дети ознакомлены с книгами об истории Саратовской области, со стихами саратовских детских поэтов (М. Муллина, Н. Кнушевицкой, А. Молотилиной, И. Тобольского и др.
Февраль. 02.
2024г Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах. Экскурс в историю города «Саратов изначальный». Творческое задание. Прочитать сказки В. Шатько. (к Дню родгого языка) Воспитатель,
дети,
сотрудники библиотеки
Дети ознакомлены со сказками В. Шатько.
Март
. 03.
2024г. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах. Экологический час «Красная Книга Саратовской области»
Творческое задание. Нарисовать краснокнижное растение или животное. Воспитатель,
дети,
сотрудники библиотеки
Дети познакомились с Красной Книгой Саратовской области, умеют рисовать краснокнижное животное на выбор.
Апрель
. 04.
2024г. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах: досуг – развлечение во 2й половине дня. Музыкальный час «Звучит саратовская гармонь». Творческое задание. Мастер-класс «Саратовская гармошка». Воспитатель,
дети,
сотрудники библиотеки
Дети имеют представление о Саратовской гармошке, умеют находить её на картинке, узнавать по звучанию, мастерить из бумаги.
Май
1,2 неделя.
2024г. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах: во 2й половине дня. Подведение итогов, подготовка фотоотчёта, итоговая диагностика. Воспитатель,
дети,
сотрудники библиотеки.
Дети закрепляют полученные краеведческие знания.
Заключительный этап:
Дата Итоговые мероприятия
Оценка эффективности
реализации проекта
Степень достижения
поставленных целей
Обобщение
педагогического опыта
Май 2024г Итоговая диагностика ЗУН по проекту Проект является эффективным. По результатам диагностики Ожидаемые результаты:
1. Апробирование нетрадиционных форм краеведческой работы.
2. Программа проекта оказывает практическую помощь воспитателю в работе с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширение партнерских отношений с дошкольными учреждениями.
4. На конец проекта дети имеют представления о российских и саратовских поэтах и писателях. Дети имеют представление о библиотеке, участвуют в творческих конкурсах, бережно относятся к книге, отвечают на вопросы викторин. Повысился интерес к чтению. Дети способны отобразить сюжет книги или её героя в творческой работе, в самостоятельной деятельности в рисовании и лепке.
Май 2024г Выставка детских работ и достижений в родительском уголке, фотоотчёт по проекту.
По итогам проекта : воспитанники приняли участие в городском творческом конкурсе (2023г, Захар Чистов получил специальный диплом конкурса и поощрительный приз, его творческая работа опубликована в печатном сборнике, изданном по итогам конкурса. Родители приобщились к работе с библиотекой и самостоятельно с детьми участвовали в конкурсах.
Дети имеют представления о российских и саратовских поэтах и писателях, о библиотеке, бережно относятся к книге, отвечают на вопросы викторин. Повысился интерес к чтению. Дети способны отобразить сюжет книги или её героя в творческой работе, в самостоятельной деятельности в рисовании и лепке.