Анна Ходусова
Проект «Юные экологи родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала воспитатель:
Ходусова Анна Юрьевна
Название Социально-значимый информационный проект «Грамотные пешеходы»
География реализации проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе
Участники проекта воспитанники подготовительной группы, педагоги и родители (законные представители) воспитанников
Организация -
исполнитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Красная шапочка»
г. Туапсе
Публикация «Проект „Юные экологи родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сроки реализации проекта сентябрь 2022 – март 2023г.
Основные этапы реализации проекта Содержание Сроки
1 этап – подготовительный.
Изучение методической литературы.
Организация предметно-развивающей среды.
Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации, интернет-ресурсов по теме проекта.
Проведение мониторинга среди воспитанников и родителей (законных представителей) с целью выявления уровня сформированности знаний о мире природы.
сентябрь 2022 г.
2 этап – основной.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, ознакомление с художественной литературой по теме «Защитники природы», взаимодействие с семьёй.
Проведение социально – значимых мероприятий среди родительской общественности и воспитанников других возрастных групп: акции, флешмобы, выставки творческих работ, распространение тематических буклетов.
Взаимодействие МБДОУ с Эколого – биологическим центром г. Туапсе, с целью ознакомления воспитанников с видами растений, редкими в нашей климатической зоне, его многообразием, значением в природе и хозяйственной деятельности человека, а также животными в Центре. Воспитать у детей правильное отношение к животным и растениям, которые живут рядом с нами.
Круглые столы с воспитателями всех возрастных групп по формированию у дошкольников экологических знаний. октябрь 2022- март 2023 г.
3 этап – заключительный.
Оформление выставки детских творческих работ.
Оформление альбома детско – родительских работ «Любить и уважать природу!»
Защита и представление проекта проходили в рамках проведения педагогического часа МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе
16.08.2022г. март 2023 г.
Ресурсы
Мультимедийное оборудование, бумага, картон, цветные карандаши, краски.
Актуальность Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они контактируют. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способность решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.
Цель проекта Формирование системы осознанно - правильных
экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов
экологической культуры.
Задачи
Образовательные :
Формирование знаний об экосистеме и первоначальных сведений об использовании природных ресурсов.
Усвоение азов экологической безопасности.
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость.
Развивающие:
Учить детей понимать то, что в природе всё взаимосвязано, нарушение одной из связи ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция».
Основание для реализации
На первоначальном этапе проекта была проведена диагностика разработана на основе методики, предлагаемой Серебряковой Т. А.
1. Задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы.
2. Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы.
Предполагаемый результат 1. Повышение уровня знаний у детей об экологии родного края, города, охране природы.
2. Приобретение навыков правильного поведения в природе.
3. Воспитание чувства милосердия и гуманного отношения к объектам природы.
4. Умение использовать «бытовые отходы».
5. Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания, окружающей среде, не засорять её.
Методический продукт проекта - Цикл бесед : «Жалобная книга природы», «Природа родного края», «Лес - полон сказок и чудес», «Кубань - река родная», «Береги природу!».
- Совместная стенгазета «Земля наш общий дом – пусть порядок будет в нём!».
- Музыкальный праздник «Международный день Земли!».
-Систематизированные сборники картотек – дидактических игр; картотек- бесед; картотек – прогулок; картотек – загадок и стихотворений.
Социально - значимые мероприятия проекта :
План основных социально-значимых мероприятий
по реализации проекта
№
п/п Мероприятия Дата Ответственные
1 Социальная акция «Добрые крышечки»
сентябрь воспитатель
Ходусова А. Ю.
Старший воспитатель
Мельникова С. В.
2 Конкурс поделок «Овощные фантазии».
октябрь–ноябрь воспитатель
Ходусова А. Ю.
3 Социальная акция «Кормушка для птиц». Привлечение учащихся начальных классов к проблеме сделать кормушки для птиц и собрать корм.
декабрь- январь воспитатель
Ходусова А. Ю.
4 Конкурс рисунков «Мы правильно отдыхаем в лесу».
Совместная стенгазета, оформленная в холле ДОУ вместе с воспитанниками подготовительной группы «Земля наш общий дом – пусть порядок будет в нём!».
сентябрь-
октябрь воспитатель
Ходусова А. Ю.
5 Акция для воспитанников средней группы «Огород на окне».
Музыкальный праздник «Международный день Земли!» с приглашением ветеранов, проживающим на ул. Деповская.
Подарок приглашённым ветеранам макетов «Огородник» (для декорации на дачном участке)
«Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» - месячник по благоустройству территории детского сада (совместно с родителями и членами семей).
март воспитатель
Ходусова А. Ю.
6 Экскурсии в Эколого – биологический центр г. Туапсе
Совместное участие педагогов, детей и родителей в акции «Посади дерево» сентябрь -
ноябрь
март
воспитатель
Ходусова А. Ю.
7 Организация и проведение квеста «Спасём природу!» с привлечением воспитанников средней группы. сентябрь -ноябрь
воспитатель
Ходусова А. Ю.
8 Социальные акции: «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов». Распространение буклетов совместно с родителями на ул. Деповской перед Новогодними праздниками «Сбереги зелёную красавицу». декабрь воспитатель
Ходусова А. Ю.
9 Экологический флешмоб «Природа – наш общий дом» январь воспитатель
Ходусова А. Ю.
10 Организация и проведение дополнительных мероприятий, направленных на формирование ответственного отношения детей и родителей к природе: акции «Защитим природу от мусора», «Сдай батарейку – спаси ёжика», «Собери макулатуру – спаси дерево», «День книгодарения». февраль воспитатель
Ходусова А. Ю.
11 Оформление и обновление уголков природы и экспериментирования В течение реализации проекта воспитатель
Ходусова А. Ю.
12 Смотр - конкурс костюмов «Рубашка из бумажки, бантики из фантиков» В течение реализации проекта воспитатель
Ходусова А. Ю.
13 Организация проверки знаний по экологии воспитанниками (с проведением зачетов и викторин). Подведение итогов, определение лучших результатов среди семей воспитанников В течение реализации проекта воспитатель
Ходусова А. Ю.
14 Выпуск газеты «На чистой планете счастливы дети!» В течение реализации проекта воспитатель
Ходусова А. Ю.
15 Круглые столы с воспитателями всех возрастных групп по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста В течение реализации проекта воспитатель
Ходусова А. Ю.
16 Проведение совместных мероприятий с родительской общественнностью. В течение реализации проекта воспитатель
Ходусова А. Ю.
Старший воспитатель
Мельникова С. В.
Примерное планирование реализации проекта
№ недели Тема Цель и задачи Формы работы
Сентябрь
1. «Наш дом - природа». Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; совершенствовать умения детей выразительно читать стихи. Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой. Беседа, чтение, просмотр видео,
картин, ООД
2. «Природа Краснодарского края» Познакомить с богатством и разнообразием природы Краснодарского края. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о сво м крае.
Формировать бережное отношение к природе. Беседа, чтение, просмотр видео, картин
3. «Сохрани Природу от пожара» Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, о том, чем опасен открытый огонь для растений, животных и человека в лесу. Познакомить детей с правилами поведения при пожаре в лесу. Познакомить детей дошкольного возраста с профессиями лесника, пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к их труду. Беседа, чтение,
просмотр видео, ООД
4. Животный и растительный мир родного края Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Краснодарского края, воспитывать бережное, гуманное отношение к растениям и всему живому; развивать речь, внимание, интерес и любовь к своей малой родине. Рассматривание иллюстрации чтение рассказов и сказок чтение загадок; ООД,
просмотр видеоматериала
5. «Хотят все дети жить на чистой планете Формирование бережного отношения у детей к природе родного края. Развивать умение замечать изменения в живой природе.
Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
Формировать умение работать в коллективе. Беседа, загадки. Ситуативный разговор о правилах обращения с рабочим инвентарем
Октябрь
1. «Злаки наших полей» Углубить знания детей о злаках родного края, познакомить с многообразием злаковых культур. Развивать память, мышление.
Воспитывать уважение к труженикам сельского
хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови»,
«Горшочек каши».
2. «Кому нужна вода» Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду. Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде";
игра "Как сосулька превратилась вводу";
изготовление цветных льдинок;
видеофильм «Взаимодействие воды и снега», КВН
3. «Водоемы нашего края» Формировать представления детей о водоемах родного края, развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе, культуру поведения в местах отдыха на лоне природы. Рассматривание иллюстраций, ООД, просмотр видеоматериала
4. «Источники
загрязнения воды. Меры охраны» Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по
предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериала
5. Сказка
«Сохраним нашу Землю» Вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе Чтение, беседа, ООД
Ноябрь
1. «Как растения готовятся к зиме»
/целевая прогулка/ Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Знакомство с местными растениями
ближайшего окружения. Календарь природы.
2. «Как животные готовятся к зиме»
Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы, представление о жизни диких животных Краснодарского края (волк, медведь, белка, заяц, ёж лиса, лось).Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление. Воспитывать доброе отношение к природе, животным.
Беседы, игры, ООД, презентация
3. У природы нет плохой погоды Рассказать детям как меняется погода, почему меняются времена года Рассказ о погоде, о временах года. Беседа.
4. Осень в гости к нам пришла.
«Почему желтеют и опадают листья?» Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.
Воспитывать любовь к природе своего города Опыты, рассматривание картин, ООД, просмотр презентации
5. Изготовление
«жалобной книги природы» Обогатить представления детей о загрязнении
окружающей среды, о последствиях данного отношения человека к миру природы; Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное, доброе отношение кокружающему миру; формировать чувство личной ответственности за загрязнение, уничтожение природы родного края. Беседа на тему: «Береги природу»
Беседа: «Что такое природа?»
. Игра «Живая и неживая природа».
Дидактическая игра «Природа или руки
человека» (показ картинок)
Декабрь
1. «Красная книга Краснодарского края» Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона.
Формировать представления о Красной книге Краснодарского края
Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Мультфильм «Животные Красной Книги» Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его",знакомство с Красной книгой Краснодарского края, беседа
2. «Животные Красной книги Краснодарского края» Расширить знания детей о животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края,
Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин
3. «Растения Красной книги Краснодарского края» Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
Беседа, презентация, ООД
4. «Птицы Красной книги нашего края». Расширить знания детей о птицах, занесенных в Красную книгу Краснодарского края Рассматривание картин, просмотр видеороликов
5. Я - Туапсинец. Синтезировать представления детей о родном крае, его людях и приблизить к пониманию правового статуса
россиянина. Дидактическая игра «Маршрутный лист» (путешествие по Краснодарскому краю)
Январь
1. «По заповедным местам природы Краснодарского края» Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.
Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповедниках Краснодарского края. Воспитывать
бережное отношение к природе. Просмотр презентаций видеофильмов о заповедниках родного края
2. «Мир гор Туапсинского района». Познакомить дошкольников с названиями гор Туапсинского района – Гора Семиглавая, Семашхо, Скала Киселева, «Два Брата», Гора Шесси, Гора Индюк и др. Презентация, беседы, ООД
3. Зимние гости нашего
города Уточнить представление детей о зимующих птицах, о их образе жизни Рассматривание картин с птицами Приготовить для них корм
4. Как помочь птицам зимой? Формирование экологической культуры Формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения.
Распространение знаний о природе и ее защите. Привлечение внимания к проблеме зимующих птиц их выживанию и увеличению численности. Экологические беседы; рассматривание картин; ООД, викторины
Февраль
1. «Мой славный город - Туапсе Формировать у детей гражданскую позицию, воспитывать любовь и уважение к малой родине. Беседа, чтение, презентация
2. Достопримечательности Туапсинского района Формировать интерес к своей "малой родине";
- формировать представления детей о
достопримечательностях Туапсинского района. Чтение. Рассматривание картин, просмотр видеороликов
3. «Город, в котором хотел бы я жить» Формировать представления детей о городе как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.
Развивать творческие способности.
Воспитывать ценностное отношение к природе родного города Беседа «Мой город», различные строительные игры, КВН
4. «Черное море» Систематизировать знания детей о Чёрном море. Закрепить знания об обитателях Чёрного моря, морском транспорте, о целебных свойствах моря. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Познакомить с произведениями художников, композиторов, поэтов о море. Развивать умение детей подбирать слова, обозначающие предмет, его признаки, действия действие; четко выражать свои мысли, используя распространенные предложения. Развивать мелкую и общую моторику. Воспитывать у детей любовь к морю и желание сохранить его красоту. Игра-путешествие, беседа, загадывание загадок, рассматривание картин.
Март
1. «Почему земля кормит» Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов.
Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. Опыты с землей
2. «Берегите первоцветы» Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.
Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;
Знакомить с редкими, исчезающими растениями Краснодарского края, со способами их сохранения Беседа, презентация. Дидактическая игра о цветах. ООД.
Выпуск буклетов «Берегите первоцветы»
3. «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.
Зависимость роста растений от условий окружающей среды.
Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы
4. Путешествие по экологической тропе «В гости к деревьям» Продолжать знакомить детей с разными видами деревьев, их взаимосвязью с окружающей средой (почвой, водой, солнцем);- развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное восприятие и внимание;- совершенствовать связную речь.
- воспитывать бережное и заботливое отношение к деревьям как к живым существам. Загадки. рассматривание картин, рассказ, чтение стихов. наблюдение, рассматривание деревьев, дидактические игры
5. «Мы туристы» (экскурсия) Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.
Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе
Изготовление знаков «Берегите природу» Операция «Осторожно, муравейник!»
Список используемых источников:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, издательство, МОЗАЙКА – СИНТЕЗ.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.
4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2008
5. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.