Токбаева Дана Муаедовна
Проект «Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сегодня гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Мы считаем, что проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка.
Публикация «Проект „Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей, ее переориентация на социализацию личности на основе участия в социально значимой деятельности. Учитывая, что нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы перед нашим коллективом встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
В сентябре 2017 года на базе МКОУ «Лицей №2» СП № 19 была открыта городская пилотная площадка по теме: «Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотическое воспитание»
Создать оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном отделении в процессе внедрения ФГОС ДО.
Если разработать и внедрить программу «Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотическое воспитание», которая будет оказывать позитивное влияния на социальное развитие дошкольников. Вовлекать в процесс воспитания и развития все составляющие воспитательного пространства, включающее детей, педагогов, родителей, а также учреждения культуры, оптимально используя их положительный потенциал, то будут достигнуты высокие результаты в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.
Инновационная работа рассчитана на 2 года: с января 2017 по январь 2019 года.
Воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители, городской социум дополнительного образования нравственно-патриотической направленности.
На первом этапе работы были распределены функциональные обязанности по реализации программы эксперимента:
заведующий: осуществляет общее руководство, обеспечивает условия выполнения задач эксперимента;
старший воспитатель : организует систему методической работы по формированию компетентности педагогов, оказывает помощь воспитателям в проведении исследований, контролирует внедрение педагогами результатов исследований в образовательный процесс, определяет возможности ИКТ в рамках эксперимента, обобщает исследования педагогов и опыт дошкольного учреждения;
воспитатели : проводят необходимую исследовательскую работу по ознакомлению дошкольников с родным краем, создают необходимый методический и дидактический материал, разрабатывают проекты, конспекты образовательной деятельности;
музыкальный руководитель: организует музыкально-эстетические мероприятия в рамках реализации программы эксперимента
1. Использовать открытое образовательное пространство СП для объединения обновляющегося содержания - растим патриота.
2. Создать интегративную модель образовательной среды, обеспечивающей формирование нравственных качеств личности дошкольников.
3. Развивать активность творческого потенциала нравственных начал у
дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах,
поведение.
4. Формировать основы гражданского поведения старших дошкольников:
коллективизма, самостоятельности, самоценности.
5. Разработать и апробировать различные компоненты методических
материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников :
для педагогов, родителей и для дошкольников.
6. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и разработать
программы методического сопровождения педагогов, реализующих задачи
формирования нравственных качеств, а также рекомендации и памятки для
родителей.
Педагогической и практической основой программы являются принципы ориентированные:
• на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира;
• на свободное сотрудничество взрослых и детей, а также детей друг с другом;
• на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
Определили этапы эксперимента
1. Аналитико-проектировочный (2017-2019 учебный год).
Цель: осмысление идей по формированию инновационной деятельности по теме «Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотическое воспитание»».
Содержание деятельности:
формирование нормативно-правовой базы (положение, должностные инструкции, локальные акты);
анализ основных направлений деятельности (анкетирование педагогов, воспитанников, администрации МКОУ «Лицей №2» СП №19, родителей, изучение опыта работы);
проведение диагностических педагогических исследований для выявления профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, определение их творческого потенциала;
поиск, изучение, реализация содержания и эффективных форм работы по теме «Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотическое воспитание»;
определение целей, задач и основных направлений работы;
разработка методов отслеживания результативности методической работы;
приобретение МКОУ «Лицей №2» СП №19 статуса Городской пилотной площадки, организация и проведение городского семинара-практикума для дошкольных образовательных учреждений города.
2. Организационно-практический (2017 – 2019 учебный год).
Цель: создание инновационной модели МКОУ «Лицей №2» СП №19 работающей по новым образовательным стандартам.
Содержание деятельности:
1. Разработка инновационной модели и структуры областной
инновационной площадки, содержания и направлений её работы в связи с учетом выявленных особенностей образовательной среды СП №19
2. Формирование банка данных по всем направлениям деятельности
областной инновационной Городской пилотной площадки.
3. Отслеживание результативности опытно-экспериментальной работы:
экспертиза деятельности площадки;
на основании экспертной оценки осуществление корректировки механизмов, влияющих на достижение поставленных целей.
3. Обобщающий (2017 – 2019 учебный год).
Цель: Внедрение новых форм и методов нравственно-патриотического воспитания в открытое образовательное пространство дошкольных учреждений города.
Содержание деятельности:
1. Реализация модели площадки по формированию социальной личности
дошкольника:
мониторинг основных направлений деятельности структуры областной
инновационной площадки;
диссеминация опыта работы педагогического коллектива по теме
Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотическое воспитание» координация деятельности основных структур опытно-
экспериментальной работы.
2. Проведение анализа результатов деятельности и корректировка
промежуточных и конечных целей.
3. Определение перспектив дальнейшей работы.
Экспериментальная работа в СП № 19 регламентируется нормативными документами:
• Закон РФ «Об образовании».
• Конвенция о правах ребёнка.
• Декларация прав ребёнка.
• Конституция РФ.
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011 – 2015 годы».
• Концепция Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Образовательная программа МКОУ «Лицей №2» СП №19
• Устав образовательного учреждения.
• Приказы МКОУ «Лицей №2» СП №19. «О присвоении статуса Городской пилотной площадки» .
Реализация темы Городской пилотной площадки позволяет начать формировать инновационное мышление педагогов, заданного требованиями к новому качеству образования учреждения; позволяет обеспечить качественное развивающее - ориентированное образование на основе сохранения индивидуальности ребенка через интеграцию дошкольного, дополнительного образования и инновационный процесс.
На первом подготовительном этапе (1 полугодие 2017 года) нами были:
- изучены нормативно методические документы по вопросам организации инновационной площадки;
- разработан рабочий комплект нормативных документов на данный этап: локальные акты, приказы. Было проведено два заседания членов научно-методического совета. На заседаниях педагоги смогли проанализировать ряд проблем и реализацию поставленных задач.
- пополняем методическую базу для проведения эксперимента;
- проведен анализ основных направлений деятельности (анкетирование педагогов, воспитанников, родителей, изучение опыта работы).
В рамках инновационной площадки было проведено анкетирование среди педагогов. В анкетирование приняло участие 15 человек.
«Готовность педагогов к новшествам и определение мотивов к занятию инновационной деятельностью».
Были получены следующие результаты:
100 % педагогов готовы к инновационной деятельности.
Стремление педагогов заинтересовать родителей, вовлечь в эксперимент, сделать своими помощниками, было вознаграждено активностью родителей при проведении родительских собраний, совместных мероприятий для детей и родителей, при анкетировании.
Перед родителями открываются возможности узнать как можно больше о нравственно-патриотическом воспитании, а так же о большой и малой родине.
Родители привлекаются к проведению праздников, досуговых мероприятий, выставок, конкурсов, экскурсий.
- расширена предметно - развивающая среда: в группах созданы уголки нравственно - патриотической деятельности, создан мини-музей «Родник истории».
- осуществляют свою деятельность кружки (дополнительное образование) :
«Радость творчества» - приобщение к истокам народной культуры средствами
декоративно-прикладного искусства.
«С чего начинается Родина?» - по формированию духовности, нравственно-
патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систему занятий
познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности.
- годовой план работы МКОУ «Лицей №2» СП №19 разработан с учетом темы Этнокультурный компонент с приоритетом нравственно-патриотическое воспитание» и реализует следующие задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие современный подход в области нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Систематизировать работу педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей через различные виды деятельности.
- формируется банк данных по всем направлениям деятельности областной инновационной площадки.
В заключение второго организационно-практического этапа планируется мониторинг результативности опытно-экспериментальной работы.
Трансляция опыта на сайте детского сада.
Таким образом, цель нашей работы мы видим в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.