Дарима Банных
Проект «Экологическая тропинка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
Цель:
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Этапы создания и оформления тропы :
Публикация «Проект „Экологическая тропинка в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми
на экологической тропе детского сада :
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Оборудование.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
Сказочный персонаж Лунтик
Однажды на Луне родился необычный малыш, Лунтик. Свалившись с Луны, он попадает на Землю, где встречает много друзей.
Лунтик, познает мир, учится взаимоотношениям в обществе. Знакомится с разными объектами живой и неживой природы
Объектами экологической тропы можно взять следующие:
* Теневой навес
* Зелёная аптечка
* Смородиновый сад
* Госпожа Ель
* Сиреневая улица
* Домишка муравьишки
* Цветочная поляна
* Мусоринка
* Пернатый мир
* Русская берёзка
СТАНЦИЯ «Теневой навес» (беседка)
ЦЕЛЬ- познакомить детей с солнечным лучом, как источником тепла, довести до сознания детей, что теневой навес не только создает уют для игр на прогулке, но и защищает нас от неблагоприятных погодных явлений.
СТАНЦИЯ «Зеленая аптека».
На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород)
можно выращивать: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-матчеху, тысячелистник обыкновенный, и др. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Цель- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения. Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
СТАНЦИЯ Смородиновый сад
Черная смородина, пожалуй, одна из самых любимых ягод наших садов. Кроме неповторимого вкуса, черная смородина также очень полезна для здоровья организма. Благодаря полезным целебным свойствам, черная смородина часто применяется в народной медицине в лечебных целях.
СТАНЦИЯ Госпожа Ель
Можно рассмотреть ещё один значимый объект уральской тропинки –ельник. Объекты для наблюдений: группа молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Их необычные ветви привлекут много ребят. Особенно интересно будет наблюдение за созреванием шишек и сравнение их внешнего вида осенью и весной.
СТАНЦИЯ Сиреневая улица
А какой же уголок без сирени! Этот кустарник распространяет свой аромат на большие расстояния. Очень интересно наблюдать за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков.
СТАНЦИЯ Домишка муравьишки
ЦЕЛЬ- Развивать представления о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни, учить классифицировать насекомых, уметь выражать мимикой, жестами и пластикой их движения, развивать творческое воображение детей путем изображения насекомых на рисунке.
В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.
СТАНЦИЯ «Цветочная поляна»
ЦЕЛЬ- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о декоративных растениях. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка и уход за растениями). Прививать стремление в эстетическом преобразовании действительности. Развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном обмене мнениями.
СТАНЦИЯ Рябиновая аллея
Рябинки - всем известные и нужные деревья!
Рябина красная - гордость нашего детского сада!
Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
СТАНЦИЯ «МУСОРИНКА»
ЦЕЛЬ- познакомить детей с местом нахождения мусорного контейнера, довести до сознания детей, что наше село- наш дом, в котором мы должны поддерживать чистоту, воспитывать патриотические чувства.
СТАНЦИЯ Пернатый мир
Наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов.
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
(«Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)
СТАНЦИЯ Русская берёзка
Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой.
БЕРЕЗА.
С лечебной целью используют в основном березовые почки, березовый сок, листья.
Известно, что ни в одной стране нет столько берез как у нас Мила она русскому человеку. Береза и в песнях и в загадках и в сказках. А сколько рек, сел, деревень, названо в честь нашей веселой березки. Река Березина, с. Березово, Березняки и мн. др. Любит наш народ свою зеленую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.
Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта :
• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.