Алиса Марченко
Проект «Выращивание злаковых культур в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект : «Выращивание злаковых культур»
Срок реализации проекта -1 год
(01.08.2018г-01.08.9019г)
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы)
Выполнила: воспитатель Марченко А. А.
Тип проекта : поисково-исследовательский.
Цель проекта : Развитие познавательных интересов через интеллектуально - исследовательскую игру.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Выращивание злаковых культур в ДОУ“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Обучающие: расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида злаковых культур, условиях их произрастания и полезных свойствах, познакомить с профессией агронома.
Развивающие: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, его целебным свойствам; уважительное отношение к труду хлеборобов и полеводов.
Ожидаемые результаты:
На уровне детей:
- знание основных злаковых культур;
- интерес к профессиям, связанных с производством хлеба;
- развитие представлений об окружающем мире: откуда берется хлеб;
- инициативность и самостоятельность в поиске способов действий.
На уровне родителей:
- формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству, проявления инициативы.
На уровне педагога:
- повышение уровня компетентности по реализации образовательной области ФГОС ДО - познавательное развитие.
Предшествующая работа:
Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц,поговорок
Основные этапы:
1. Подготовительный
- выявление и актуальность проблемы. Обсуждение целей и задач с родителями и детьми;
- подбор методической литературы;
- составление плана по реализации проекта;
- разработка и подбор практического материала;
2. Основной
- совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата проекта;
- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
- расширение творческих споров, достижение договоренности;
- взаимообучение, помощь друг другу.
3. Итоговый
- совместный анализ выполнения проекта, переживание результата;
- участие в игровой презентации достигнутых результатов.
Реализация 1 этапа проекта.
На первом этапе проекта детям было предложено ответить на вопрос, что они знают о злаках. Большинство детей не знают, что означает слово «злак». Но многие дети знают, что хлебобулочные изделия пекут из теста, в котором есть мука и что муку делают из зерен.
У детей возникли вопросы: А как колоски с зернами вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? А из чего получается черный хлеб? Какие еще бывают зерновые растения? Почему их называют «зерновыми» растениями? Чем они похожи? А чем они отличаются? Почему их называют злаками, и какие ещё бывают злаки?
Для того чтобы ответить на эти вопросы решили больше узнать о злаках, сходить на хлебозавод, попробовать самим замесить тесто и испечь булочки.
Реализация 2 этапа проекта.
Для формирования и развития общения познавательно - исследовательского характера и средств общения детей, для умения задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки, рассмотрели с детьми познавательные книги о злаках, какие они разные, где и каких культур больше выращивают. Узнали, какая с давних пор, на Руси, была любимая еда. Прочитали художественную литературу «Хлеб» М. Глинская, сказка «Колосок».
Провели беседы:
Пшеница
«Хлеб – всему голова»
«Труд хлеборобов, на полях, нивах, жатвах»
«Труженица – мельница»
«Сказка о пшеничном зёрнышке»
«Помощники – машины»
Рожь
«Ржаной хлеб кормит сытно и плотно»
«Из какой муки испекли колобок из сказки? Почему?»
Ячмень
«Почему говорят в народе «усатый ячмень»»
«Ячмень – самый скороспелый злак»
«Самая сытная каша»
Просо
«Королевская каша – пшённая»
«Любимое лакомство кур, уток, гусей и свиней»
Овёс
«Всё о Геркулесе»
Гречиха
«Гречишный мёд»
«Гречиха в медицине»
Рис
«Половина населения земного шара питается рисом»
«Соломенные шляпки и сумочки»
Кукуруза
«Кукуруза – царица полей»
«Кукурузные хлопья любимая еда»
«Какуруза Бондюэль»
В группе дети просмотрели презентации:
- «5 самых полезных каш»,
- «День в Шишкином лесу. Как растёт хлеб»,
- «Жила – была царевна. Про еду»,
- «Как делают хлеб»,
- «Каша в древней Руси» с помощью которых узнали о пользе каш, какие каши варили и ели в древней Руси, как растёт хлеб и как он попадает к нам на стол.
На занятиях по познавательному развитию: «Детям о хлебе», «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб», «Детям о комбайне и комбайнёрах», «Бережём хлеб» дети узнали, какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб, какой тяжёлый труд у комбайнёров, как мы можем и должны беречь хлеб.
Просмотрели познавательное видео и мультфильмы: «Как растет пшеница», «Труд комбайнера», «Горшочек каши», «Богатырская каша».
Для большего осознания и понимания пользы злаковых культур разучили пословицы и поговорки, народные приметы.
Для развития наглядно-действенного мышления в процессе детского экспериментирования провели опыты по сравнению зерен и колосьев злаковых культур (внешний вид, цвет, вкус). Играли в дидактические игры: «Из чего сварили кашу», «Четвёртый лишний», «Составь по описанию».
Чтобы способствовать формированию познавательного интереса у детей к теме проекта и далее развивать проектную деятельность организовали экскурсии:
- на кухню детского сада, где на практике увидели труд повара;
- в магазин выпечки, где увидели разнообразие изделий из разных сортов муки;
- посмотрели презентацию, где дети увидели, как замешивают тесто, как выпекают хлеб, какие машины это делают, куда складывают готовую продукцию, что ещё кроме хлеба выпекают.
-попробовали вырастить зерновые культуры совместно с воспитателем на экспериментальной площадке детского сада.
Практическая часть на экспериментальной площадке.
Месяц Виды деятельности
Деятельность детей
Август Подготовка почвы к посеву озимых зерновых культур. Вспашка земли, удаление сорняков. Внесение удобрений. Наблюдение за работой воспитателя. Помощь в удалении сорняков и выравнивании почвы граблями.
Сентябрь Разметка грядок под посев зерна. Посев семян озимой пшеницы, ячменя, ржи и овса. Разбивание бороздок. Посев семян, заделка посевов.
Октябрь Наблюдение за всходами.
Фиксация наблюдений в альбоме. Сравнение всходов пшеницы овса и ячменя.
Ноябрь Прополка сорняков. Подкормка удобрениями. Наблюдение за работой взрослых. Помощь в удалении сорняков.
Декабрь Укрывание снегом ростков злаковых культур. Наблюдение за ростом и развитием посевов. Фиксация наблюдений в альбоме.
Январь Укрывание снегом ростков злаковых культур. Наблюдение за ростом и развитием посевов. Фиксация наблюдений в альбоме.
Февраль Укрывание снегом ростков злаковых культур. Наблюдение за ростом и развитием посевов. Фиксация наблюдений в альбоме.
Март Прополка сорняков. Подкормка удобрениями. Наблюдение за работой взрослых. Помощь в удалении сорняков.
Апрель Подготовка почвы к посеву кукурузы «Бондюэль» и подсолнечника.
Вспашка земли, удаление сорняков. Внесение удобрений Наблюдение за работой воспитателя. Помощь в удалении сорняков и выравнивании почвы граблями.
Май Посев подсолнечника и кукурузы Разбивание бороздок. Посев семян, заделка посевов.
Июнь Уборка зерновых культур Участие в уборке урожая пшеницы, ржи, овса и ячменя.
Июль Снятие урожая кукурузы «Бондюэль» Участие в уборке первого урожая кукурузы.
Август Уборка урожая подсолнечника Участие в уборке
подсолнечника.
Результаты деятельности:
- Дети получили теоретические и практические знания о злаках, об их пользе в жизни человека;
- Педагоги повысили свой уровень профессионализма, закрепили навыки планирования и координирования совместной деятельности с детьми и родителями;
Используемая литература:
«Злаки. Какие они», Т. А. Шорыгина,
«Осень» часть 2., О. А. Скорлупова,
«О хлебе, злаках и каше. Сказки», Москва,
«Пословицы и поговорки о злаках, речевые игры,
Рассказ М. Глинской «Хлеб»,
Украинская народная сказка «Колосок».