Данилова Елена Сергеевна
Проект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Актуальность:
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции.
С каждым годом наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях становиться все больше и больше.
Публикация «Проект „Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Цель:
Разработать систему мероприятий по формированию основ толерантности у дошкольников через организацию социально-культурной деятельности.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
3. Провести консультации, тренинги, беседы по данной тематике с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.
4. Создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую реализацию мероприятий по формированию основ толерантности у детей.
5. Предполагаемый результат: систематизировать практический материал по данной проблеме в виде проекта.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Изучение и использование в работе литературы, материалов и документации по теме проекта.
• Изучение (анкетирование) мнения родителей и педагогов по данному направлению;
• Мониторинг эмоционально личностной сферы детей средней группы №2;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов;
• Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
Основной этап:
Реализация проекта в различных видах деятельности.
Заключительный этап:
• Подведение итогов.
Участники: педагоги детского сада, родители и дети средней группы №3.
Время реализации проекта : сентябрь 2019 года – май 2021 года.
Тип проекта : информационно-практический.
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Форма проведения: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с их семьями.
Принципы воспитания толерантности :
- целенаправленности;
- индивидуальных и возрастных особенностей;
- культуросообразности;
- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- уважительного отношения к личности;
- положительных черт ребенка;
- социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;
- единства знания и поведения;
- диалогичности и сотрудничества;
- рефлексии.
Ожидаемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
Реализация проекта :
1.
Планируемая работа на 2019-2021 годы
Теоретическая часть
Изучение новинок психологической литературы
В течение года
2. - «Опыт формирования духовной культуры в контексте региональной традиции» Л. Евстратова.
- Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
-Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с. 40-43
-Строгонова Л. В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
- Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
Востружина Т. М. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М. : Эксо, 2007;
- Макарова Т. В., Ларионова Г. В. –М. : ТЦ Сфера, 2012.
«Толерантность и правовая культура дошкольников». М. : ТЦ Сфера, 2010. Сентябрь-апрель
3. Изучать опыт работы педагогов психологов через интернет-ресурсы Сентябрь-апрель
Практическая часть
4. Диагностика эмоционально личностной сферы детей средней группы №2 Сентябрь 2019 г.
5. Анкетирование родителей средней группы №2 Октябрь 2019 г.
6. Разработать картотеку для педагогов «Сказки народов мира» Октябрь 2019 г.
7. Подготовить информацию для родителей и педагогов:
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» Ноябрь 2019 г.
8. Провести с детьми средней группы игровой тренинг «Давайте жить дружно!» Ноябрь 2019 г.
9. Оформить стендовую информацию для родителей и педагогов:
«Я маленький, но я имею право» Декабрь 2019 г.
10. Провести круглый стол с родителями «Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста» Январь 2020 г.
11. Провести с детьми средней группы № 2 ООД:
«Мы друзья» Январь 2020 г.
12. Провести семинар-практикум с педагогами ДОУ «Толерантность как проблема воспитания старших дошкольников» Февраль 2020 г.
13. Подготовить информацию для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым и отзывчивым» Март 2020 г.
14. Оформить выставку детских рисунков: «Я рисую лучшего друга» Апрель 2020 г.
15. Диагностика эмоционально личностной сферы детей средней №2 группы в конце учебного года Май 2020 г.
16. Диагностика эмоционально личностной сферы детей старшей группы №2 Сентябрь 2020 г.
17. Оформить стендовую информацию для родителей и педагогов: «Детские конфликты», «Правила без конфликтного общения» Октябрь 2020 г.
18 Провести беседу с детьми старшей группы №2
«Дружба начинается с улыбки» Октябрь 2020 г.
19. Разработать картотеку для педагогов «Игры народов мира» Ноябрь 2020 г.
20. Провести с детьми старшей группы № 2 ООД:
«Мы разные – в этом наше богатство» Декабрь 2020 г.
21. Оформить стендовую информацию для родителей и педагогов: «Высказывания великих людей о толерантности» Январь 2021 г.
22. Познакомить детей с сказками народов мира Февраль 2021 г.
23. Продемонстрировать детям мультимедийную презентация «Национальные костюмы разных народов» Март 2021 г.
24. Оформить проведённые мероприятия в виде презентации Апрель 2021 г.
25. Диагностика эмоционально личностной сферы детей старшей группы №2 в конце учебного года Май 2021 г.
26. Распространение опыта работы: добавление разработок на сайте МКДОУ «ДС№8». В течение года
27. Подготовить отчёт по проделанной работе май
Заключение
Формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Результаты работы:
1. Повышение педагогической компетентности воспитателей группы и специалистов по тематике проекта.
2. Составление картотеки подвижных игр народов мира, досугов с родителями.
3. Повышение правовой и педагогической культуры родителей (памятка-рекомендация по воспитанию толерантности).
4. Развитие творческих способностей воспитанников, родителей и педагогов группы, их коммуникативных качеств.
5. Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр народов мира. Работа с детьми проводилась поэтапно.
Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности :
Терпимость к чужим мнениям.
Сотрудничество.
Отказ от причинения вреда кому-либо.
Дружелюбие.
Чуткость и заботу.
Доверие.
Доброжелательность.
Умение владеть собой и не осуждать других.
Гуманизм.
Любознательность.
Чувство юмора.
Умение слушать собеседника.
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.