Вероника Ильиничева
Проект «Волшебный мир геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта — краткосрочный.
Исполнитель проекта — воспитатель Ильиничева В. Б.
МАДОУ Д/с №3 «Сказка», г. Химки.
1. Тема и ее происхождение.
Формирование у детей представлений о геометрических фигурах и форме предметов является одной из сторон математического развития и умственного совершенствования детей.
Публикация «Проект „Волшебный мир геометрических фигур“» размещена в разделах
Для образования элементарных знаний о геометрических фигурах необходимо наличие точных и системных представлений о предметах окружающего мира. Должна развиваться способность к восприятию их формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры и окружающие предметы.
Развитие восприятия - это сложный процесс, который включает в себя усвоение детьми системы сенсорных эталонов, выработанных обществом, развитие умения пользоваться ими при анализе любого предмета окружающей среды и овладение способами обследования предметов. При этом развитие ощущений и восприятия является необходимым фундаментом для формирования более сложных мыслительных процессов.
Формированию представления о форме предметов способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Задачей педагога при этом является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Работа с геометрическим содержанием важна для общего математического и психологического развития дошкольника. Неоспоримой представляется роль геометрического материала в процессе развития математического мышления ребенка дошкольного возраста.
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
Усвоение представлений о геометрических фигурах, как правило, не вызывает у детей трудностей. Однако чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре, как фигуре определенного внешнего вида, необходимо предоставить детям возможность действовать с моделями геометрических фигур разной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и др. треугольники; четырехугольники разного вида - квадраты, прямоугольники, ромбы). Это позволит детям научиться осознано выделять основные признаки геометрических фигур.
Методика обучения за последнее время значительно изменилась. Геометрия - наука, которая на первой ступени развития занималась собиранием фактов, характеризующих свойства окружающего пространства, исследовала отношения между этими фактами, определяла и обобщала выявленные закономерности. Геометрические понятия возникли путем абстрагирования от реальных предметов. В отличие от чисел, геометрические фигуры, как и реальные предметы, имеют ориентацию на плоскости и в пространстве. Поэтому следует говорить об их взаимном расположении (принадлежности, касании, местоположении относительно друг друга: за, перед, между, внутри, вне, над и т. п.). На простейших наглядных примерах геометрический материал позволяет знакомить детей с важнейшими математическими положениями, например: прежде, чем сравнивать предметы, надо установить, по какому свойству их следует сравнивать; при изменении положения предмета его форма (а значит, и масса, площадь, длина) не изменяется.
В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию. Цель заданий - формировать и развивать наблюдательность, умение выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками.
3. Программные задачи проекта
• Учить различать и называть плоские геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.
• Познакомить с признаками плоских геометрических фигур : круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.
• Учить различать и называть объемные геометрические фигуры : шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед.
• Познакомить с различными видами треугольников, четырехугольников, многоугольников.
• Учить определять форму окружающих предметов.
• Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, картинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).
4. Необходимые материалы.
Модели геометрических фигур : круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).
Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика.
Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; треугольной — косынка и др.
В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.
5. Оценка. Что нового узнали?
Дети к старшему дошкольному возрасту уже научились узнавать и называть такие геометрические фигуры как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, а из объемных – шар, куб, цилиндр. В старшей группе закрепились знания детей, полученные ранее, а к тому же дети познакомились с четырехугольниками, научились узнавать в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Расширились и углубились знания об окружающей действительности. Развились такие умственные операции, как анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»); синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»); абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»); обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники»); классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др. Развивается сенсорное восприятие и мелкая моторика. Все эти умения способствуют развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности; подготавливают к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др. Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.
Дети научились понимать взаимосвязь между разными геометрическими формами. Если в младшей группе они находили среди окружающих предметов округлые или имеющие углы, то теперь их знания обогатились представлениями о многообразных геометрических фигурах, а эти представления систематизировались. Дети узнали, что одни формы оказываются подчиненными другим, например, понятие четырехугольника обобщает такие понятия, как квадрат, прямоугольник, трапеция и другие, а понятие многоугольника обобщает все четырехугольники, все треугольники, пятиугольники и т. д., независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень, готовит их к усвоению научных понятий в школе.
Таким образом, математическую подготовку к школе следует рассматривать не столько с точки зрения объема полученных детьми знаний, сколько с точки зрения их систематизации, то есть умственного развития детей и понимания ими значения математических знаний для жизни, формирования интереса к ним и стремления расширить их в дальнейшем.