Наталья Самарина
Проект по обучению детей художественному труду с использованием нетрадиционного материала и техник «Волшебные ниточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика проекта
Продолжительность проекта : краткосрочный
Вид проекта : познавательно - творческий, продуктивный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : 5-6 лет
Руководитель: воспитатель Самарина Наталья Васильевна
Актуальность.
В детстве все мы мастерим игрушки своими руками, именно такая игрушка для нас может стать самой любимой. Сколько труда стоит приложить для её создания.
Публикация «Проект по обучению детей художественному труду с использованием нетрадиционного материала и техник „Волшебные ниточки“» размещена в разделах
Для того чтобы сформировать полноценную личность ребенка, важно развивать у него свободную творческую личность, поэтому данная проблема столь актуальна на сегодняшний день. Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что художественно-эстетическое развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей.
Таким образом, задачи формирования активной личности, поворот к самоценности личности, к творческому началу в любой деятельности и создание условий для удовлетворения потребности детей в самовыражении являются приоритетными задачами государственной и региональной политики в сфере дошкольного образования.
Именно начиная с дошкольного возраста ребенок открывает для себя целый мир, мир игры. Ребенок начинает впитывать в себя все грани жизни.
Как помочь ребенку не потеряться в этом мире, как научить видеть в обыденном и обычном, неприметном массу полезного для себя и людей, как научить пользоваться своими знаниями, как воспитать деятельного человечка – это то, что всегда волнует нас педагогов и родителей.
Именно художественно-творческая деятельность помогает ребенку снимать нервное перенапряжение, усталость, психические расстройства, помогает самоудовлетворяться. Именно поэтому она называется терапевтической. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
Познавательный интерес ребенка помогает нам подойти к организации труда по-новому.
Изучение методик и технологий по нетрадиционным техникам ручного труда позволило создать проект «Волшебные ниточки», направленный на обучения детей художественному труду с использованием нетрадиционного материала и техник. В данной работе ребенок становится более спокойный, целеустремленным, в нем развивается творческая личность. При работе с нитью в разной технике, у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движений пальцев рук.
Актуальность этой темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Цель: Создание условий для развития художественного творчества у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного приема работы с нитью.
Задачи:
- познакомить детей с историей появления нитки (пряжи, ее разнообразием, назначением, применением);
- дать детям знания о том, что предметы, окружающие его с раннего возраста, возникают не сами по себе: их придумал, изобрел, изготовил человек много – много лет тому назад;
- расширять представления детей о нитках, их качествах и свойствах;
- развивать эстетические и художественно-творческие способности;
- развивать эмоциональную сферу и фантазию детей через приобщение к художественному творчеству;
- развивать память и связную речь ребенка;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать у детей художественный вкус и чувство красоты;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность,
- умение работать в коллективе и индивидуально.
Ожидаемый результат:
- знания о различных видах ниток и их происхождении;
- умения нетрадиционной работы с нитками;
- развитие творческих способностей детей, художественного вкуса.
Интеграция образовательных областей
Познание, формирование целостной картины мира (ознакомление с окружающим и экспериментирование). Расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах ниток.
Познание (формирование элементарно – математических представлений). Ориентировка на плоскости.
Художественное творчество. Использование навыков, полученных на рисовании, аппликации, цветовое восприятие, умение подбирать цвета.
Социализация. Развитие самостоятельности, трудолюбия.
В своем проекте я использовала методы и приемы.
Словесные методы:
1. Объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.
2. Обсуждение правил пользования орудием труда, например тема «Как работать безопасно», данная беседа позволила познакомить детей с основами безопасности.
3. Комментирование способа выполнения действий позволило развить логическое мышление.
4. Вопросы к детям дали возможность рассуждать, быть участниками конструктивного диалога.
5. Художественное слово, использование стихотворений, рассказывание сказок, загадок, например о ниточке, ножницах и т. д. Пословицы: «Не привыкай к безделью - учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот действует ловко». Чтобы заинтересовать детей использовала загадки : «Конь стальной, хвост льняной», «Есть в клубочке, есть в катушке, даже есть в игольном ушке», «Тонкий длинный паровозик за собой вагоны возит, где проехал – дырки нет, только шпал и рельсов след».
Наглядные методы:
1. Показ иллюстраций, рассматривание образа готовой работы, показ последовательности выполнения работы, знакомство с новыми конструктивными приемами.
Практические приемы:
1. Показ образца длины нити, подобрать оттенок нити, нарезать мелкими кусочками, наносить по трафарету разноцветные нити, формируя картинку, конструировать из нитяных шариков художественный образ.
2. Овладение приемами выполнения трудовых действий, их последовательности приобретение необходимых умений для выполнения различных по содержанию работ.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительно –организационный этап
• Разработка тематического плана.
• Подбор дидактических игр и игровых упражнений.
• Создание предметно – развивающей среды.
2. Основной этап
o Реализация творческого проекта по художественно – эстетическому направлению «Волшебные ниточки».
o Развитие умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы.
3. Заключительный
o Презентация проекта.
o Выставка детских работ.
Перспективный план работы
1 неделя
-подбор теоретического материала;
-разработка содержания проекта;
-выбор нетрадиционных техник;
-определить цели, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты;
-определять объем и содержание работы по проекту.
2-3 неделя
-Беседы «Как появились нитки?».
-Расширить знания детей о различных видах ниток, их происхождении и значении ниток в жизни человека.
-Рассматривание иллюстраций, образцов, фотографий.
-Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о нитке (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т. п.)
-Аппликация Барашки».
-Изготовление игрушки «Собачка»
4 неделя
-Аппликация «Весна пришла».
-«Изготовление куклы»
-Познакомить детей с техникой аппликация из резаных ниточек, закреплять навыки работы с нитками,
-Опыты и эксперименты «Как прядется нить?» «Какая нить сохнет быстрее?», «Свойства разных нитей».
Достигнутые результаты:
1. Дети получили знания о различных видах ниток и их происхождении;
2. Приобрели умения нетрадиционной работы с нитками;
3. Воспитатели организовали выставку творческих работ детей;
4. Родители приняли активное участие в деятельности группы;
5. В процессе практической деятельности у детей развивались творческие способности.
Социальная значимость проекта :
На современном этапе развития именно формирование свободной творческой личности становится одной из важнейших педагогических задач. Именно начиная с дошкольного возраста она начинает реализовываться.
Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности, которая включает в себя различные виды художественно-эстетического развития.
В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение. У ребенка воспитывается стремление добиться положительного результата. Сухомлинский В. А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Выводы:
Нитка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности - нитка учит, забавляет и рукодельничает.
Список литературы.
1. Величко Н. В. "Поделки из ниток" - Клуб семейного досуга, 2011г.
2. Гусарова Н. Н. «Техника изонити для дошкольников» [Текст] : Методическое пособие / Н. Н. Гусарова. – С. -Пб. : Детство - пресс. 2005. – 48с
3. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками» популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: «Академия развития»,1998.-208 с.
4. Панфилова Т. Ф. «Рукоделие: поделки из ткани, ниток, тесьмы»- М. ; Школьная Пресса,2007 – 48с.
5. Интернет ресурсы.