Алла Мокрецова
Проект «Волшебные ладошки».
▼ Скачать + Заказать документы
Мокрецова Алла Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Детский сад №1 «Журавушка»
с. Холмогоры, Архангельская область.
"Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка". Энгр.
Краткая аннотация проекта :
Ладошка - первый и самый удобный инструмент, которым ребенок может начать свое художественное творчество.
Публикация «Проект „Волшебные ладошки“,» размещена в разделах
Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными (ведь ладошка принадлежит тебе и никому другому). Эту технику я часто использую в свободной деятельности с детьми дошкольниками. И всегда дети с удовольствием подхватывают ту или иную идею.
Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.
У леворуких детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. Любая изобразительная деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.
Когда ребенок создает изображение, у него совершенствуется представление об окружающем мире. Он запоминает характерные особенности и детали предметов, овладевает изобразительными навыками, находит первые конструкторские решения. Пальчиковые игры и упражнения развивают и совершенствуют:
- ловкость и точность, подвижность и слаженность движений;
- помогают подготовить руку к рисованию и облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками;
- улучшают внимание, память;
- помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость;
- это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию;
- простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Многие родители считают, что ребенок, получив бумагу, карандаши и свободу действия, сразу начнет творить шедевры. Фантазия ребенка разнообразна, да и рисование - не математика. Но у ребёнка может ничего не получится с первой попытки. Бывает сложно нарисовать задорного петушка так, чтобы он был похож именно на петушка, с ярким цветным хвостом и красным гребешком. Вот здесь без помощи мамы, папы, бабушки и дедушки просто не обойтись. Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
«Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В. Л. Сухомлинский.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.
Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цель проекта :
Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности.
Задачи проекта :
1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
2. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
3. Развивать творческое мышление.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
Актуальность проекта в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Гипотеза:
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности.
Предмет:
Совокупность методов и приемов, средств, для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект:
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
База исследования:
Детский сад №1 «Журавушка», группа №9 «Золотой петушок».
Этапы реализации проекта :
Подготовительная группа 2012 – 2013 учебный год.
Участники проекта :
1. Дети.
2. Родители.
Модель реализации проекта :
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Игры-занятия в кружке «Волшебные ладошки». учебный год
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков. 2 раза в год
(октябрь, апрель)
3. Чтение художественной литературы. 1-2 раза в неделю
4. Продуктивная деятельность детей. учебный год
5. Участие в выставках детского творчества. учебный год
6. Творческие отчеты - организация выставки работ кружка «Волшебные ладошки». май 2013г.
7. Оформление альбома детских рисунков “Чудеса своими руками”. май 2013г.
2. Сотрудничество с родителями 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. учебный год
2. Анкетирование родителей. 1 раз в год
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ. учебный год
4. Участие в семейной гостиной. октябрь 2012г.
5. Мастер – класс «Нетрадиционные изобразительные технологии». октябрь 2012г.
3. Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. в течение реализации проекта
2. Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника. апрель 2013 г.
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. учебный год
8. Консультационный материал для родителей. в течение реализации проекта
9. Обобщение и распространение наработанного материала. в течение реализации проекта
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок изобразительной деятельности в группе.
2. Занятие в изостудии «Капитошка».
3. Методическое обеспечение: тематическое планирование, картотека пальчиковой гимнастики, словесных игр, динамических пауз, гимнастики для глаз, доклады родительских собраний, слайд – шоу для детей и родителей в соответствии с планом.
4. Библиотека юного художника.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования, пальчиковые игры.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Для родителей:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники.
2. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей, совершенство в домашних условиях навыков пальчиковых игр и изобразительных действий.
Приложение №1. Анкета для родителей.
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей как в детском саду, так и дома.
1). Рисует ли ваш ребёнок дома?
а) да-1
б) нет-0
2). Чем ребёнку больше нравится рисовать?
а) красками-1
б) цветными карандашами-1
в) фломастерами-1
г) ничем-0
3). Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами?
а) да-1
б) нет-0
4). Аккуратен ли ребёнок во время рисования (пачкает ли лист, мебель, лицо, руки?
а) аккуратен-1
б) пачкает-0
5). Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?
а) нет-1
б) да-0
6). Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да-1
б) нет-0
7). Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?
а) сам-1
б) помогаю-0
8). Как часто ваш ребёнок рисует дома?
а) каждый день-2
б) 2-3 раза в неделю-1
в) реже-0
9). Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?
а) 5 минут-0
б) 10-15 минут-1
в) дольше-2
10). Тему для рисования ваш ребё нок:
а) выбирает сам-1
б) с вашей помощью-0.
Приложение №2. Массаж карандашами.
(консультация для родителей)
С помощью гранёных карандашей можно массировать запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны).
Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику пальцев и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стишков и рифмовок.
Начать игры можно с такой беседы: «Мой маленький друг! В твоём доме, я думаю, живут карандаши. Посмотри, какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, разноцветные, с гранями и без них. Карандашами можно нарисовать замечательные картинки, яркие и весёлые. А знаешь ли ты, что карандаши могут поиграть с твоими пальцами. Совсем скоро ты пойдёшь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми карандаши и поиграй с ними.
Рекомендации.
• Сначала все упражнения надо выполнять медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил положение кисти или пальцев и переключался с одного движения на другое. При необходимости, помогите ему или научите помогать себе рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, а затем другой, после этого двумя руками одновременно.
• Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и ему будет легче контролировать выполнение заданных движений.
• Предлагаемые ниже упражнения можно использовать как разминку на любом занятии.
Варианты упражнений.
«Скольжение».
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.
- Держи пальцами карандаш так, как ты держишь его, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз. Повтори эти движения другой рукой.
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу. «Лодочка».
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе (массаж межпальцевых зон).
- Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.
«Эстафета».
Передача карандаша поочерёдно каждому пальцу из одной руки в другую.
- Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки и т. д.
Карандаш я подержу,
В гости к пальчику приду.
«Качалочка».
Прокатывание карандаша между пальцами.
- Возьми карандаш в правую руку и прокати его поочерёдно между пальцами левой руки. Теперь прокати карандаш между пальцами правой руки. Постарайся его не уронить.
Карандаш не отдыхает
Между пальцами гуляет.
«Добывание огня».
Прокатывание карандаша между ладонями.
-Положи карандаш на правую ладонь. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Можно попробовать сделать это двумя карандашами.
Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду.
«Утюжок».
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
- Положи карандаш на стол. Прокати его сначала ладонью правой руки, а потом ладонью левой руки.
Карандаш по столу прокачу
Вперёд-назад, как захочу.
Итог: систематическое использование данных упражнений способствует повышению речевой активности, концентрации внимания, развитию памяти и воображения, создаёт благоприятный эмоциональный фон. Овладев этими упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать» руками целые истории.
Литература:
1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
3. Галкина Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
4. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М. : ACT; СПб. : Сова, 2008.
5. Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн. : Аверсвэв, 2005.
6. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ “Сфера”, 2000.
7. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.