Розалина Яппарова
Проект «Волонтерское движение в детском саду»
▼ Скачать
Проект «Волонтерское движение в детском саду»
Руководитель проекта : воспитатель СП «Детский сад» МАОУ «Бичуринская СОШ» Яппарова Р. М.
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год и дольше)
Срок реализации проекта : сентябрь 2022 года - май 2023 года.
Публикация «Проект „Волонтерское движение в детском саду“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей группы и подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Новизна проекта состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Цель проекта :
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества;
2. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
3. Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
4. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС ДО, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;
5. Развитие коммуникативных навыков детей;
6. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада;
7. Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
8. Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства.
Актуальность темы проекта
Стремительные политические, социально-экономические изменения, которые происходят сегодня в обществе, сформировали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Воспитывать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно формировать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения очевидна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры направляют на правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует положительной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки.
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно - нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру. На понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Проблема:
Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. А это значит, что создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства, является одной из актуальных для страны задач.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Предполагаемый результат:
Развитие волонтерской деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
• участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
• дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
• они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных;
• важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников;.
• внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
• спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Этапы реализации проекта :
Первый этап (подготовительный)
- Разработка проекта, программы волонтерской деятельности, положение о деятельности волонтерского движения.
-Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.
-Подбор методической литературы
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (соответствующие теме проекта).
-Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
-Фотовыставка «Наши добрые дела».
-Чтение С. Михалкова «Песенка друзей».
-Памятки для родителей «Учите детей бережливости».
-Подвижные игры : «Эстафета добрых дел», «Волшебный стул».
-Ситуативные игры: «Что тут хорошо и что тут плохо», «Оцени поступок», «Что бы сделал ты».
Второй этап (основной)
- Методическая работа с педагогами ДОУ.
- Внедрение программы волонтерского движения в воспитательный процесс.
- Реализация плана мероприятий.
1. Операция «Мусору - нет!»
Цель: Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.
2. Беседы на тему: Что такое добро? Где жив т доброта? Что значит добрый человек? Легко ли быть добрым? Как поделиться добротой? Почему добро побеждает зло? Как сохранить добро?
3. «Неделя добрых дел» : «Умеешь сам – научи другого!» ( помощь старших дошкольников малышам: одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, организовывать совместные игры на улице).
4. Акция «Мама – слово дорогое!» - изготовление подарков и поздравление мам ко Дню матери.
8. Акция «Посади цветок!»
Цель: Оказание помощи в озеленении территории детского сада. Воспитание любви к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственности за посаженные растения, трудолюбия и опрятности, воспитание в детях заботливого отношения к природе, развитие у детей интереса к изучение природы родного края.
10. Дети - детям. Театр «Спичка - огонька сестричка».
Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Дать детям представления о пользе и вреде огня. Познакомить со свойствами огня. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
11. Досуговое мероприятие «День Земли»
Цель: формирование экологического воспитания дошкольников.
11. «Ради жизни на земле. Помним. Гордимся!» Праздничный концерт посвященный Дню Победы.
Цель: Формирование у детей уважения к историческому прошлому своей страны, ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях. Воспитание патриотических чувств, чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине
12. Акция «Посади дерево!»
Цель: Посадка деревьев и кустарников. Воспитание бережного отношения к природе.
13. Трудовой десант: «Поможем огороду - вырастим хороший урожай»
14. Беседа «Если ты один дома».
Цель: закрепить у детей знания о правилах безопасности дома,
Третий этап (заключительный)
- Обобщение результатов работы.
- Итоговая диагностика, оценка результатов, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения.
-Создание альбома с фотографиями «Наши добрые дела».
Мероприятия волонтерского движения в детском саду
С педагогами:
• Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т. д.);
• Помощь пожилым людям, ветеранам труда, Пенсионерам ДОУ
• Пропаганда здорового образа жизни среди жителей нашего района организацию социальных акций: «Здравствуйте!», «На зарядку становись!».
С семьями:
• Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
• Участие в акциях «Дари добро», «Первоклассник», «День Победы», «День защиты детей».
Используемая литература.
1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д. п. н. проф. Н. Ф. Басова - М. : Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
5. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.
6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.