Ольга Леонтьева
Проект во второй младшей группе «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, уровень речевого развития заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, и дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают телевизор, компьютер. Дети редко делают что – то своими руками, потому что современные вещи и игрушки устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
Учитывая то, что в нашей второй младшей группе много детей, имеющих общее недоразвитие речи и недостаточное развитие мелкой моторики, считаю данную проблему актуальной. Как известно, что «таланты детей на кончиках пальцев», я решила обратить особое внимание на развитие мелкой моторики рук. Мною было решено реализовать проект «Ловкие пальчики», так как в младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника.
Вид проекта : познавательно - творческий
Продолжительность: среднесрочный (2 месяца).
Участники: воспитанники второй младшей группы, воспитатель, родители.
Цель - подобрать наиболее оптимальные методы и формы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи, которые решались мною в процессе реализации проекта :
1. Совершенствовать мелкую моторику рук, двигательные умения и навыки детей.
2. Раскрыть особенности развития мелкой моторики рук в разных видах детской деятельности.
3. Создать условия для развития мелкой моторики рук на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
4. Способствовать развитию речи детей, расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
5. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы.
6. Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
2. Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличится словарный запас, возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности.
3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком рисования и письма.
4. Предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей.
5. Родители станут более информированными по данной теме.
Этапы проекта
Подготовительный этап.
Определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Изучение научно – методической литературы по данной теме.
Составление картотеки пальчиковой гимнастики, картотеки игр со счетными палочками, картотеки упражнений с массажным мячом.
Подбор наглядно – информационного материала для родителей.
Основной этап реализации проекта.
После поставленных целей и задач, я выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных пальчиковых игр и упражнений постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для нашей группы.
Начала я свою работу с подбора и самостоятельного изготовления практического материала для развития мелкой моторики. Игровой материал делала ярким, привлекательным, используя для этого природный материал, ткань, пуговицы, прищепки, крупы и многое другое.
Совместно с родителями оформила в группе уголок для развития мелкой моторики рук, где размещены материалы для игр с учетом освоения детьми двигательных навыков.
Свою работу организовала через различные виды деятельности: организованная образовательная деятельность, совместная, индивидуальная и самостоятельная деятельность детей.
В работе над проектом я использовала здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковые гимнастики, самомассаж.
Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы, которая начинается с самомассажа. Например, прокатывания массажных мячиков между ладоней с обязательным проговариванием стихотворения «Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!» или с использованием грецкого ореха, ребристого карандаша.
Одним из основных методов работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. В своей работе добиваюсь того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко. При выполнении каждого упражнения стараюсь, чтобы все пальчики ребенка были задействованы (начали с того, что выучили названия пальчиков). Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики. Она проводится как часть образовательной деятельности, используется как физкультминутка, в индивидуальной работе.
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков я использую предметы, различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений и игр используется природный материал (фасоль, крупы, шишки, каштаны, макароны, карандаши, пуговицы, пробки.
В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию я использовала нетрадиционное рисование, пластилинографию, аппликацию с использованием круп.
Также в своей работе я использовала игры – шнуровки, которые способствуют улучшению координации движений, развитию речи. Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Во время самостоятельной деятельности детей для развития мелкой моторики я использую конструктор, мозаики, игры с резинками, игры со счетными палочками, лабиринты. Хорошо развивает мелкую моторику и готовит руку к письму рисование с трафаретами.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Работа с родителями:
Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Развитие мелкой моторики в быту».
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики рук из подручных средств.
Заключительный этап:
Подведение итогов реализации проекта.
Выставка игр для развития мелкой моторики рук, сделанных родителями.
Составление паспорта проекта и презентации.
Результаты проекта :
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы
Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
Возросла речевая активность детей, речь стала более ритмичной, эмоциональной, улучшилась память.
Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Исходя из этого, мной было принято решение продолжить работу по наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать мелкую моторику рук ребенка, эстетически привлекательными, безопасными и интересными для детей.