Татьяна Мурыгина
Проект во младшей группе «Мир семейных увлечений»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сегодняшний мир готов предложить человеку — и взрослому, и ребёнку — огромное разнообразие всевозможных увлечений. Многие родители ещё с раннего детства стремятся показать ребенку, что отдых — это не безделье, а свободное время, наполненное каким-либо занятием, которое может оказывать положительное влияние как на его всестороннее развитие, так и на здоровье.
Семья - жизненно необходимая среда для сохранения и передачи социальных, культурных и духовных ценностей, которые являются определяющим фактором формирования личности ребенка. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Публикация «Проект во младшей группе „Мир семейных увлечений“» размещена в разделах
У каждого из нас есть семья: у кого-то большая, а у кого-то маленькая. И в каждой - особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. В семье мы проводим большую часть времени - отдыхаем, ведем домашнее хозяйство, занимаемся любимым делом. Человеку свойственно увлекаться. Ведь в жизни столько интересного! Кто-то любит просто смотреть телевизор, кто-то играть на компьютере, а кто-то серьезно увлекается музыкой, любит путешествия, спорт или создавать кулинарные шедевры! Семейное увлечение - это не только возможность сдружить семью, но и передать свои знания детям, обогатить их внутренний мир, воспитывать трудолюбие, развивать наблюдательность, умение взаимодействовать в коллективе, умение договариваться, развить интеллект и способности своего ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Именно через семейные увлечения, у ребёнка формируется интерес к будущей профессии.
Проблема
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных, духовных, и жизненных ценностей. Незащищенность семейных и исторических традиций. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о традициях, увлечениях.
Вид проекта : информационно-ориентированный, творческий
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта : дети группы, педагоги, семьи воспитанников.
Цель проекта : Формирование у детей первоначальных представлений о семейных ценностях, увлечениях семьи. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Активизация творческого потенциала детей, укрепление духовных ценностей, способствующих защите культурного, духовного, нравственного наследия семейных традиций.
Задачи проекта :
расширить представления о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов семей.
изучение тенденций семейного воспитания;
пропаганда здорового образа жизни и семейных традиций в воспитании ребенка;
воспитание уважения к традиционным семейным ценностям;
мотивирование детей на проявление творческой активности и творческое самовыражение.
Ожидаемые результаты проекта : установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания, здоровьесбережения и развития детей; расширение кругозора знаний детей, создание мотивации у детей для творческого самовыражения.
Подготовительный этап:
Методическая разработка проекта, проведение бесед с родителями о семейных традициях, увлечениях ребенка, анкетирование по теме проекта. Консультация в уголке для родителей «Мир семейных увлечений». Ознакомление родителей с проектом. Для привлечения к реализации проекта предложить заинтересованным родителям поделиться опытом организации досуга ребенка с другими семьями.
Задачи: выявление опыта организации семейного досуга, создание мотивации для участия родителей в проекте.
Основной этап:
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых:
Социально- коммуникативное развитие
Беседы с детьми:
«Выходной день в моей семье»
«Профессии родителей»
«Моя мама - лучше всех»
«Как я помогаю дома»
Тематические беседы: «Моё имя», «Кем работают мои родители?», «Папа мой лучший друг», «Любимый отдых членов семьи», «Наши выходные», «Как я помогаю дома»
Сюжетно-ролевая игра
«Угощение»
«Семья»,
«Дочки-матери»,
«Семейный праздник»
«Повар»
«Магазин»
«Водитель»
«Больница»
«Парикмахерская»
«Автомастерская»
Дидактические игры
«Мамины помощники»
«Кто ты для мамы и для бабушки»,
«Назови ласково»,
«Как мы помогаем родным»
«Кому что нужно для работы»
«Скажи наоборот»
«Бабушкино лукошко» (вредная и полезная еда)
«Кем быть»
«Кому, что нужно для работы»
«Что сначала, что потом» (сервировка стола)
Фантазийная игра
«Если бы я был (а) моим папой (мамой…»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
«Поезд»
«Такси»
«Букет для мамы»
«Торт для бабушки»
Аппликация
«Пожарная машина»
«Полицейская машина»
«Скорая помощь»
Конструирование из строительного материала
«Мой дом - моя крепость»
«Машина»
Лепка
«Торт для мамы»
«Машина»
Речевое развитие
Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Б. Емельянов «Мамины руки»,
А. Платонов «Ещё мама»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
К. Паустовский «Теплый хлеб»,
С. Маршак «Сказка об умном мышонке»,
Е. Пермяк «Мамина работа»,
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»,
В. Белов «Мамина дочка»,
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»,
Б. Житков «Чудесное имя».
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».
Знакомство с пословицами и поговорками о профессии.
Загадки по теме
Составление рассказов на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома»,«Хочу быть как мама/ папа»
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники» (картотека)
Познавательное развитие
НОД по познавательному развитию: «Моя семья», «Профессии», «Мое имя», «Семейные праздники и традиции».
Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультации для родителей: «Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Заповеди для родителей» «Совместные игры и увлечения дома»
Анкетирование «Семейные традиции»
Конкурс – выставка Осенняя фантазия»
Книгоиздание «Увлечение моей семьи»
Стенгазеты «Мир семейных увлечений»
Картографы «Наши увлечения»
Заключительный этап
Выставка рисунков и поделок на тему проекта «Мир семейных увлечений»
Выставка коллажа с фотографиями на тему проекта
Мультимедийная презентация проекта
Самооценка степени реализации проекта.
Выставка детского творчества.
Оценка результатов:
Мы считаем, что главным критерием эффективности данного проекта стала активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. А для этого нужно выстраивать отношения взаимосотрудничества и взаимопомощи, чтобы цепочка Детский сад-ребенок-семья, стал треугольником, в котором нет острых углов, а есть хорошо налаженная взаимосвязь. Мы считаем, что в младшем возрасте, через семейные увлечения, в ребенке зарождается будущий профессионал своего дела. Дети с этих лет приученные к спорту – могут выбрать профессию спортсмена, увлечение детей совместному приготовлению еды – могут стать кулинарами и т. д. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
По ходу проекта появились некоторые затруднения:
Младшая группа, знакомство и сотрудничество с родителями только начинается
Адаптационный период некоторых детей оказался продолжительный.
Некоторые родители неохотно идут на контакт