Христенкова Елена
Проект «Весну встречаем, птиц закликаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Паспорт проекта …. 2
1.1. Типология проекта ….….….2
1.2. Актуальность проекта ….…2
2. Основные цели и задачи проекта …. ….….2
2.1. Цель проекта …. 2
2.2. Задачи проекта …. …3
2.3. Оборудование …. …. 3
2.4. Основные направления работы ….….…. 3
2.5. Формы работы …. 3
2.6. Ожидаемые результаты ….…. …. 3
2.7. Работа по проекту …. …. 4
2.8. Перспективный план работы ….…. …. 4
2.9. Продукт проекта….…. 4
3. Заключение …. ….…. 5
Публикация «Проект „Весну встречаем, птиц закликаем“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Приложение 1 …. 6
Приложение 2 …. …. 15
Приложение 3 …. ….19
Приложение 4….…27
Приложение 5 …. ….31
1. Паспорт проекта
Название проекта : «Весну встречаем, птиц закликаем».
Руководители проекта :
воспитатели: Бобрышева Елена Николаевна, Орехова Наталия Викторовна; учитель-логопед Христенкова Елена Вячеславовна.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Формы реализации проекта : совместная деятельность, беседы, изобразительная деятельность воспитанников, игровая деятельность, развлечения.
Участники проекта : воспитатели и дети группы комбинированной направленности № 4, учитель-логопед.
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
1.1. Типология проекта :
По виду: комплексный.
По содержанию: интегративный.
По длительности: краткосрочный.
По количеству: групповой.
Срок реализации проекта : 18.03.2022г. – 24.03.2022 г.
Место реализации проекта : МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 23».
1.2. Актуальность проблемы
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является Сороки или по-другому «Жаворонки». Старинный праздник Сороки (22 марта) сейчас почти забыт, а для наших предков это был день встречи весны. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Организуя проект «Весну встречаем, птиц закликаем», мы поставили перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного праздника через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.
2. Основные цели и задачи проекта
2.1. Цель проекта :
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа, его нравственным ценностям, традициям, особенностям культуры.
2.2. Задачи проекта :
формировать представления детей о православном обычае встречи прилета перелетных птиц, который отмечается в весеннее время года, 22 марта;
познакомить с основными приметами, связанными с праздником прихода весны;
расширять знания о перелетных птицах;
развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички, хороводы, народные игры;
воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
пробудить в детях интерес к русской истории, к традициям русского народа;
активизировать в речи детей слова, взятые из народной культуры;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе, прививать любовь к птицам;
дать возможность проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость;
способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности детей.
2.3. Оборудование:
Предметно-пространственная среда группы, телевизор, компьютер.
2.4. Основные направления работы:
2.4.1. Творческие.
2.4.2. Информационные.
2.5. Формы работы:
2.5.1. Беседы.
2.5.2. Чтение художественной литературы.
2.5.3. Отгадывание и составление загадок.
2.5.4. Дидактические игры.
2.5.5. Хороводные игры.
2.5.6. Художественное творчество.
2.6. Ожидаемые результаты:
Дети узнают и называют перелетных птиц и их особенности.
Закрепляется знание детьми весенних месяцев, их очередность.
Знают, что 22 марта по астрологическому календарю «день весеннего солнцестояния» или «День Сороки».
Рассказывают об обычае встречи перелетных птиц.
В своей речи стали чаще использовать заклички, потешки, загадки, песни.
Знают и называют приметы весны.
2.7. Работа по проекту :
2.7.1. По теме проекта были проведены НОД :
«Сороки - вторая встреча весны», «Прилет жаворонков. Празднование праздника ’’Сороки».
2.7.2. В ходе работы над проектом было организовано чтение таких произведений как: И. Соколов-Микитов: Найдёнов луг (Рассказы) : «Журавли», «Ласточки и стрижи»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; В. Бианки «Подкидыш»; В. Жуковский «Жаворонок»; К. Ушинский «Ласточка»; М. Пришвин «Говорящий грач».
2.7.3. Для детей была подготовлена и продемонстрирована презентация «Перелетные птицы Курского края».
2.7.4. В ходе проекта была организована игровая деятельность:
- дидактические игры:
- хороводные игры:
2.7.5. Была организована изобразительная деятельность:
- аппликация «Птичка – невелика»,
- оригами «Жаворонок»;
- лепка «Птицы волшебной весны».
2.7.6. В ходе работы над проектом неоднократно имело место проведение тематической пальчиковой гимнастики.
2.8. Продукт проекта
Выставка детских работ (аппликация, лепка).
2.9. Перспективный план проекта
Этапы Сроки Содержание
Подготовитель-
ный 18.03.2022 -21.03.2022 - формулирование гипотезы проекта, определение его целей и задач;
- чтение и анализ литературы по проблеме;
- подбор детской художественной литературы и стихов для чтения, загадок;
- подбор материала для презентации и создание её.
Основной 21.03.2022– 23.05.2019 - организация совместной деятельности с воспитанниками по теме проекта;
- НОД;
- ознакомление с подборкой стихов о птицах;
- разучивание закличек;
- знакомство с наглядным материалом в рамках проекта;
- организация развивающей деятельности с воспитанниками и демонстрация презентации по теме проекта;
- организация игровой деятельности с детьми по теме проекта;
- продуктивная деятельность.
Заключительный 24.03.2022 - оформление результатов работы над проектом;
- презентация результатов работы над проектом.
3. Заключение
В ходе реализации проекта пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.
Приложение 1.
Пальчиковая гимнастика
Десять птичек – стайка Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке, начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Весна (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими)
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
«Чики-чики-кички» Чики-чики кички
Летели две птички (Руками делаем «крылышки» перекрестив ладони)
Мимо пролетали,
Спинки почесали, (Тыльными сторонами ладоней трем друг друга)
Здравствуйте, сказали,
Здравствуйте, здравствуйте вам. (Складываем пальчики «клювиками», раскрываем их и здороваемся)
Хвостики кружились,
Друг с другом подружились (Руки здороваются одна с другой)
И на крышу сели, (Ладошки опускаются на голову)
Песенку запели: (Ладошки «клювики» поют, оставаясь на голове)
Чики-чики, чики-чист.
Их услышал трубочист,
Вышел из трубы черныш,
Закричал он птичкам: «Кыш»! (Руки прячутся за спину)
Птенчики в гнезде Улетела птица-мать
Малышам жуков искать.
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Ждут малютки-птенцы
Мамины гостинцы.
(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде).
Скворечник Скворец в скворечнике живет
(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно.)
И песню звонкую поет.
(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).
Птицы прилетают.
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
(Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).
А грачи у лужицы
(Ладони раскрыты, соединены чашечкой).
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук).
Журавли летят торопятся,
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
А малиновка и дрозд
Занялись устройством гнезд.
(Пальцы рук в замок ладони открыты)
Петух
Курица
Лебедь
Голубь
Вдоль по реченьке
Вдоль по реченьке
Лебедушка плывет,
Выше бережка
Головушку несет,
Белым крылышком
Помахивает,
На цветы водичку
Стряхивает.
Изобразить руками ровную поверхность.
Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.
Помахать руками.
Потрясти кистями рук.
Шла кукушка
Шла кукушка мимо рынка,
У нее была корзинка,
А корзинка на пол – бух!
Полетело десять (девять, восемь) мух.
«Идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.
Ладони соединить «ковшом» - «корзинка».
Ударить сомкнутыми ладонями по столу (коленям, разъединить руки.
Развести руки в стороны, шевеля пальцами, - «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев должно соответствовать тексту.
Филин
Звездочки яркие
С неба упали,
Филину старому
Путь освещали.
Быстро нашел он
Дорогу к избушке,
Там, где его поджидала
Кукушка.
Филину ужин накрыла она,
В миску насыпав
Овса и пшена.
Филин все зернышки
Быстро склевал,
За ужин кукушке
«Спасибо» сказал.
Раскрыть ладони и растопырить пальцы – «лучи звездочек», покачать кистями рук вправо-влево.
Соединять кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать руками, как крыльями.
Собрать пальца обеих рук в щепоть и «клевать» ими «зерно».
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
Птичка
Птичка – птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Прикоснуться большим пальцем к остальным четырем по очереди.
Каждым пальцем постучать по раскрытой ладошке другой руки – «клюем крошки».
Птичка в лесу
Этот пальчик – птичка,
По лесу летает.
Этот пальчик – цапля,
Важно он шагает.
Этот пальчик – мальчик,
Прыгает как зайчик.
Этот пальчик – мишка,
Для пчел он злой воришка.
Этот пальчик – мотылек,
Сел последним на пенек.
Дети загибают или разгибают поочередно пальцы на руке.
Птицы весной
К нам весной грачи вернулись,
Жаворонки и скворцы.
Следом ласточки примчались,
Прилетели журавли.
Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелетных птиц.
Перелетные птицы
Птицы перелетные
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдется им еда.
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
Сжимают пальцы рук в кулаки.
Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.
Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».
Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди
Приложение 2
Заклички
Прилолжение 3.
НОД для детей 6-7 лет
"Прилет жаворонков. Празднование праздника ’’Сороки"
Программное содержание: продолжать знакомить детей с традициями русского народа, дать знание о празднование праздника "Сороки", о том какое значение он имел для крестьян.
Заучить понравившиеся заклички, с помощью которых дать детям прекрасную возможность услышать, почувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова.
Вместе с детьми изготовить "жаворонков" из бумаги и закликать ими весну.
Воспитывать познавательный интерес, чувство гордости за принадлежность к русской нации.
План:
1. Рассказ бабушки - рассказушки о празднике "Сороки".
2. Чтение закличек. Заучивание понравившейся заклички наизусть.
3. Дети вместе с бабушкой делают из бумаги "жаворонков".
4. На прогулке закликать весну.
Ход занятия:
-Здравствуйте, детушки, здравствуйте, лапушки! Не признали вы меня, мои ласковые? Я бабушка - рассказушка. Хожу по свету, добрым людям сказки, былины рассказываю. А еще про старинные русские праздники, обряды, традиции могу поведать. Может вам интересно будет?
-Вот скажите, какое сейчас время года? (ответы детей).
-Может скажите, какой месяц на дворе? (ответы детей).
-Молодцы, все знаете. Но известно ли вам, что сегодня 22 марта большой русский праздник, который называется "Сороки". Слышали о таком? Как вы думаете, что это за праздник? (ответы детей).
-Да, маловато вы знаете. Но не беда. Слушайте меня и себе на ус мотайте.
На "Сороки" день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
-Что же происходит на "Сороки"? (ответы детей).
С 22 марта до другого праздника - Засимы - пчельника, который 30 апреля бывает, считается 40 утренних морозов.
На Руси люди по Сорокам определяли, каким будет урожай.
Считалось, что если на Сороке ударит сильный мороз, то уродится просо.
-Кто знает какая крупа получается из проса? (ответы детей).
-Правильно пшено. Любите ли вы пшенную кашу?
-А вот гречку следует сеять пропустя 40 морозов.
На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков - "сороки святые - колобаны золотые" и по 1 шарику выбрасывали каждый день в окошко, приговаривая:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся,
Подобру - поздорову.
Верили, что мороз наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных, весенних работах.
Сорок сороков птиц на Суроки прилетает,
На Сороки сорок сороков птиц весну несут.
Увидел скворца - весна у крыльца!
-Что же еще происходит на Сороки? (ответы детей).
Да, у русских существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. (показ картинки).
Сколько проталинков - столько и жаворонков.
"Бывает, - уверяют опытные старики крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, да только те некутящие: прилетит и смерзнуть может, а уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет. "
Вы уже знаете, как русские люди отмечали Рождество, Масленицу. А как вы думаете отмечали ли праздник Сороки? (ответы детей).
На "Сороки" пекли "жаворонков" - птичек из теста. Их еще чувильками называли. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
* * *
Жавороночки прилетите к нам,
Красно летечко принесите нам,
А зимушку унесите от нас.
* * *
Иди весна, иди красна
Пришли ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Большой урожай
В наш край!
* * *
Солнышко - колоколнышко,
Ты пораньше взойди
Нас пораньше разбуди
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать!
* * *
Грачи - киричи,
Летите, летите,
Дружную весну
Несите, несите!
Понравились вам эти маленькие стишки, которыми дети закликали весну?
И назывались они по особенному. Догадались? (ответы детей).
Правильно, заклички. От слова закликать, кликать,т. е звать.
Птичек съедали, а головки их отдавали скотине, чтобы та не болела, или вешали на колья у гумна - чтобы то всегда было полно хлебом.
Хорошо ли вы меня слушали, детушки - лапушки? Знаете теперь, что за праздник сегодня? А почему он так называется - Сороки? Чего сорок то в этот день бывает? (ответы детей).
Молодцы! Порадовали меня, старую.
А еще я хочу вас научить настоящих "жаворонков" из бумаги делать. Готовьтесь к работе. С изготовленными "жаворонками" дети выходят на прогулку и закликают весну.
Приложение 4
Тематические подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Займи домик»
Старшая группа
Воспитатель: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков и у них часто возникают споры. И мы с вами сейчас поиграем в игру.
Игра «Займи домик» - Дети разбиваются на пары - это «домики», берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми-«домиками».
Подвижная игра «Скворцы и кошка»
Подготовительная к школе группа
Задачи: упражнять в умении бегать врассыпную, действовать по сигналу, развивать ловкость и внимательность
Выбираются дети - «скворцы», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 2 «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Старшая группа
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место — логово волка. «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух говорит: Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором) : Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя: Серый волк под горой Не пускает нас домой!
Пастух: Так летите как хотите!
«Гуси», расправив крылья, летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).
Пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. После 3—4 перебежек производится подсчет пойманных «гусей». Затем выбираются новый волк и пастух, и игра повторяется.
Подвижная игра «Охотники и утки»
Подготовительная к школе группа
Задачи: развивать глазомер, ловкость.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа). Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мягкий мяч. По сигналу «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга. Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Подвижная игра «Гори ясно»
Старшая и подготовительная к школе группа
Задачи: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Считалкой выбирается ведущий. Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него ленточка, он начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается разделить, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной. Все играющие произносят слова:
Раз, два не воронь,
А беги как огонь!
Два игрока начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему, схватив ленточку, тот и победил. В дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел, встает обратно в круг.
Хоровод-игра «Ручеёк»
Подготовительная к школе группа
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом идет Весна.
Русская народная игра «Птицелов»
Цели: Воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве, развивать тембровый слух, расширять кругозор.
Возраст: Старший дошкольный возраст.
Оборудование: Платок или повязка для завязывания глаз.
Описание игры
Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг при помощи считалочки выбирают Птицелова, он встаёт в круг и ему завязывают глаза. Птицы ходят, кружатся, бегают вокруг птицелова и произносят слова нараспев:
- В лесу, во лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идёт!
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом или нового птицелова выбирают считалкой.
Правила игры
Играющие не должны разбегаться за очерченную территорию. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Подвижная игра «Шатры»
Подготовительная к школе группа
Дети делятся на 3-4 подгруппы с равным количеством человек. Встают вокруг платков, которые разложены по углам зала, запоминают цвет своего платка. После встают в хоровод. Под русскую народную мелодию «Калинка-малинка» движутся по кругу хороводным шагом, держась за руки. На припев свободно танцуют врассыпную. Когда музыка перестает звучать, ведущий дает команду: «Строим шатры!». Дети бегут к своим платкам, растягивают их держа за углы и поднимают над головой – строят шатер для птиц. Какая команда быстрее и лучше построит шатер, становится победителем. Игра повторяется 3-4 раза. Ведущий меняет платки местами, стараясь запутать детей.
Подвижная игра «Ласточка»
Старшая и подготовительная к школе группа
Задачи: развивать выносливость и координацию
В игре могут принимать участие от двух человек. Ведущий даё т команду: «Ласточки летят», дети машут руками, как крыльями, бегая по залу. После команды: «Ласточки прилетели!» участники должны встать на одну ногу, наклонив корпус вперёд и разведя руки в стороны (поза «ласточка»). Выигрывает тот участник, который дольше всех продержится в этой позе, не коснувшись, пола второй ногой, и не выпрямив корпуса.
Подвижная игра «Совушка-сова»
Старшая и подготовительная к школе группа
Задачи: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу.
Эта игра предназначена не только для развития выносливости и координации движений, но и для развития фантазии. Среди участников выбирается водящий – «Совушка – сова». Водящий поворачивается к играющим спиной. Все участники игры в это время собираются возле «Совушки – совы», а затем, отходя назад, произносят слова:
Совушка – сова,
Большая голова
Выйди хоть на час
И узнай нас.
После произнесённых слов дети замирают в разных позах, а водящий поворачивается. Играющие не должны шевелиться, если «Совушка – сова» заметила, что игрок пошевелился, она забирает его к себе в дупло и этот играющий занимает место «Совушки».
Подвижная игра «Перелет птиц»
Средняя, старшая, подготовительная к школе группа
Задачи: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге.
Дети стоят врассыпную – «птицы». По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят и залезают на возвышенную поверхность: скамейки, стулья, старший возраст – гимнастическая стенка. По сигналу «буря прекратилась» птицы летают.