Наталья Королева
Проект «Веселые колядки в рождественские Святки» для детей подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: январь (10.01-18.01) 2022 года (краткосрочный)
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Паспорт проекта:
1. Название проекта: «Веселые колядки в рождественские Святки»
2. Тип проекта: информационно - познавательный, творческий.
3. Возраст детей: 6-7 лет.
Публикация «Проект „Веселые колядки в рождественские Святки“ для детей подготовительного возраста» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
4. Дата проведения:10.01.2022-18.01.2022
5. Участники проектной группы: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
6. Вид проекта: краткосрочный
7. Цель проекта:
Познакомить детей с праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи, празднования и проведения этого праздника.
8. Задачи:
Задачи для детей:
Поддержать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками и самим принять участие в «колядовании»
Познакомить с малыми формами фольклора – колядками. Рассказать, как весело проводили время между Рождеством и Крещением, называемое Святками;
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи для родителей:
Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».
Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.
Задачи для педагогов:
- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.
- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
Актуальность:
Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. Они позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Дети мало знают о вековых традициях своего народа, не знают обрядовых песен, пословиц, не имеют представления о празднике
Ведущим замыслом проекта является:
• приобщение ребёнка к культуре своего народа
• пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, «святках»
• воспитание и уважение к традициям и обычаям русского народа
• развитие потребностей в освоении окружающего мира путём изучения
• культурного наследия.
Русские праздники включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Народный праздник создаёт возможность развития ребёнка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех её важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Всё это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Этапы проекта:
1 этап- организационный.
Подбор материалов.
• Народные игры для детей и взрослых.
• Репродукции картин Елизавета Меркурьевна «К празднику Рождества Христова», К. Е. Маковский «Святочные гадания», Б. Кустодиев «Крещенское водосвятие».
Подбор литературы:
• Колядки, загадки, скороговорки, частушки.
Подбор музыкальных произведений и разучивание текстов песен, колядок, игр, хороводов
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности:
• Костюмы, платки, шапочки для ряженых;
• Деревянные ложки, бубны, маракасы, бубенцы
•Атрибуты для игр: варежки, валенки, снежки, шапочка «Козы»
Составить сценарий музыкального развлечения «Весёлые колядки в рождественские Святки»
2 этап - планирование деятельности.
Проведение совместной деятельности:
а) Проведение беседы на тему: «Что такое Святки?»
Ответить на вопросы: «Что такое Святки?», «Как праздновали Святки в старину?», «Кто такие колядовщики?», «Что значит колядовать?»
б) Рассматривание иллюстраций и картин по теме.
г) Разучивание стихов, песен, хороводных игр, колядок, частушек к празднику.
Сотрудничество с родителями: Привлечение родителей к изготовлению костюмов для детей.
Консультирование родителей по правилам поведения на новогоднем празднике.
3 этап – заключительный
1 Итоговое развлечение «Веселые колядки в рождественские Святки»,
2 Колядование по группам детского сада.
3 Чаепитие.
4 Рекомендации по проведению бесед с детьми о праздниках «Рождество Христово», «Святки».
5 Заучивание стихов и песен, колядок, частушке
Ожидаемые результаты: В ходе реализации проекта «Весёлые колядки в рождественские Святки»
предполагаемые результаты были достигнуты:
- дети имеют представления о наличии такого праздника на Руси;
- разучены некоторые элементы колядования;
- успешно проведен досуг;
- собрали богатый материал по теме «Колядки»;
- пополнили словарный запас детей;
Трансляция проекта: материал выставлен на сайте ДОУ
Фотоотчёт по теме …Приложение 2…
Приложение 1 Сценарий
Приложение 1
Веселые колядки в Рождественские Святки»2022 год
Дети вместе с педагогами ходят по группам детского сада. Гости (дети и педагоги) идут по коридору детского сада, подыгрывая на музыкальных инструментах, и входят в группу. Их встречает Хозяйка (воспитатель группы).
Выстраиваемся полукругом. Приготовились. Стучимся в дверь. Дети играют в инструменты и поют.
Дети:
В дверь стучимся, колядуем,
Отворяйте ветер дует,
Здесь на улице –зима,
А мы желаем вам тепла!
(Дети и педагоги заходят в группу)
Педагог - воспитатель
Вот и матушка-зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!
Педагог- муз руководитель
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели
Веселились две недели.
Наряжались и шутили.
Праздник знали и любили.
Так давайте же сейчас.
Встретим мы его у нас.
1 ребенок
Вам звоночками позвоним,
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством Вас поздравлять!
2 ребенок
Мы желаем вам тепла!
Поиграем, погадаем.
Колядой повеселим,
Пожеланьем одарим.
Нам же выгода проста:
Хоть кусочек со стола!
Педагог- музыкальный руководитель
Колядовать – означает петь под окнами домов, соседей накануне Рождества песни, которые называются колядками. За это хозяева давали им деньги и угощения.
Позвольте, хозяюшка, колядку пропеть?
Исполнение колядки детьми
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Педагог
В святки все радовались празднику, веселились и шутили друг с другом.
И мы Святки продолжаем песнями, играми, загадками.
Есть ли в году время лучше, чем наша красавица зима?
Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как лес разукрасила!
А давайте, и мы споём песню про красавицу зиму! Да не просто споём, а хоровод заведём!
Зимний хоровод «Зимушка – зима»
Педагог: А теперь мои ребятки отгадайте-ка загадки:
1. Белое покрывало всю землю одело? (снег)
Игра в снежки
2. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром в садик, вечером домой. (Валенки)
Игра в валенках старшая группа
игра «Валенки»
(дети встают в круг и идут со словами):
«Валенки, Валенки,
не подшиты стареньки,
не ботинки, не сапожки,
но их тоже носят ножки».
Один ребёнок-водящий идет за кругом, на последних словах салит двух детей, они бегут в разные стороны вдоль круга, кто быстрее вернётся на место, оденет стоящие в центре круга валенки и станцует в них.)
3. Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Варежки)
Игра с варежкой
Игра «Варежки» музыкальная
Педагог
Очень часто один из колядовщиков наряжался козой, хозяева козу особенно уважали и почитали.
Где коза проходит, там пшеница родит.
Где коза махнёт хвостом, там и хлеб взойдёт кустом.
Дети хлопают в ладоши, и говорят приговорку:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ведущая: А сейчас, детвора, поплясать с Козой пора!
Пляска – игра «Шла коза по лесу»
Музыкальная
Хозяюшка: в старшей группе
Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)
гадание «Кто ты будешь по профессии»
Частушки
Мы частушки на колядки
Развеселые споем,
Вы нас слаще угощайте,
А то обидимся – уйдем!
Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
Мы пошли по деревеньке,
Взяли сумки и мешки,
Хорошо колядовали,
Жаль, не взяли рюкзаки!
Сеем, веем, развеваем
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы.
Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки!
Тогда будущий год
Вам удачу принесет!
Открывайте ворота,
Угощения — сюда!
Не побрезгуйте гостями,
Счастье вам грести горстями!
Педагог -воспитатель
Как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром.
1 ребенок: Коляда-Маляда! Ты подай пирога!
Не подашь пирога- мы корову за рога!
2 ребенок: Подашь пирога- будет рожь чиста!
Будет с колоса по хлебу! С зерна по пирогу!
3 ребёнок: Добрым людям желаем добра! Золота, да серебра!
4 ребёнок: Пышных пирогов, мягоньких блинов!
Доброго здоровья! Маслица коровья!
Колядовщикам дают угощение
Педагог: До свидания, хозяюшка, прощайте, ребятушки, до следующего года! (уходят)
Приложение 2
Фотоотчет к проекту