Елена Суслонова
Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»
▼ Скачать +Заказ
Весело играем — здоровье сберегаем!
Актуальность
На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших воспитанников. В основополагающих документах Минобразования Российской Федерации сформулированы базовые направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса, где предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни наших детей. В деятельности учителя – логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Публикация «Проект „Весело играем — здоровье сберегаем!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно – образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и «приумножала» его.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с тяжелыми нарушениями речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.
Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.
Цель проекта : создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей с ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Развитие психомоторных и речемоторных функций;
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
3. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.
4. Развитие мелкой моторики, дыхательной системы.
5. Развитие речи.
6. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.
7. Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Участники проекта :
- дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи;
- учитель – логопед;
- воспитатели;
- родители детей с ОВЗ.
Ожидаемый результат:
• Правильное речевое дыхание у детей;
• Сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
• Положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
• Отсутствие напряжения и скованности у детей;
• Улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;
• Использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.
Направлением коррекционной работы является образовательная область по ФГОС «Речевое развитие».
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
Изучение литературы по данной теме. Накопление методического материала. Определение задач реализации проекта. Знакомство с новыми здоровьезберагающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях.
2. Практический.
Создание методических разработок для реализации проекта.
3. Заключительный. Подведение итогов. Определение уровня развития речи детей. Создание методических рекомендаций и пособий.
1 этап – подготовительный. На подготовительном этапе необходимо теоретическое изучение проблемы и построение системы работы учителя - логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. А также проведение диагностирования детей с целью выявления речевого нарушения.
Подготовительный этап работы: отобрать здоровьесберегательные технологии, создать и дополнить различные картотеки:
Традиционные технологии:
• Дыхательные упражнения;
• Артикуляционные упражнения;
• Развитие общей моторики;
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Нетрадиционные технологии:
• Су-Джок терапия;
• Массаж и самомассаж;
• Кинезиотерапия.
2 этап – практический. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми в соответствии с перспективным планом работы.
Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
Основное содержание занятий:
• развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
• использование кинезиологических упражнений на индивидуальных занятиях;
• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
• развитие фонематического восприятия;
• развитие мелкой моторики пальцев рук;
• массаж и самомассаж;
• дыхательная гимнастика.
Перспективный план коррекционной работы.
Этапы коррекционной работы.
Подготовительный этап:
- Сказка “О веселом язычке”;
- Самомассаж;
- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели;
- Пальчиковая гимнастика по лексической теме недели.
Этап постановки звуков:
- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели;
- Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков;
- Пальчиковая гимнастика по лексической теме недели;
- Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т. д.);
- Массаж пальцев рук;
- Кинезиологические упражнения.
Этап автоматизации:
- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели.
- Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков.
- Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.
- Массаж пальцев рук.
- Чистоговорки.
- Игры на развитие слухового внимания.
- Подвижные речевые игры с чувством ритма.
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
- Массаж и самомассаж с мячиком Су-джок.
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Кинезиологические упражнения.
Этап дифференциации звуков:
- Пальчиковые игры и драматизация сказок.
- Массаж и самомассаж с мячиком Су-джок.
- Физ. минутки.
- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели.
- Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.
- Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения.
- Кинезиологические упражнения.
Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу влияния здоровьесберегающих технологий на развитие детей с ОВЗ необходимо разработать перспективное планирование, в котором отразилась система мероприятий по взаимодействию с семьёй по данной проблеме.
План работы с родителями:
- Анкетирование родителей по теме: «Здоровый образ жизни».
- Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду».
Цель: познакомить родителей с различными здоровьесберагающими технологиями.
- Семинар – практикум: «Здоровьесбережение в детском саду и дома».
Цель: знакомство родителей с применением здоровьесберегающих технологий в домашних условиях с детьми.
- Тренинги: «Су-джок массажёры в коррекции речи детей»; «Самомассаж лица при различных формах дизартрии».
- Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».
План работы с педагогами:
- Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Инновационные технологии в ДОУ».
- Тренинги: «Приёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»; «Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические приёмы в работе с детьми с ОВЗ».
- Семинар – практикум: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду».
Цель семинара - практикума: познакомить педагогов с применением здоровьесберегающей технологии в практической деятельности ДОУ.
3 этап – заключительный.
Представление результатов работы для педагогов ДОУ и родителей в виде презентации видеофильма: «Весело играем – здоровье сберегаем».
Результаты работы учителя-логопеда:
- формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников с ОВЗ;
- внедрение научно - методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
Результаты работы с детьми:
- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников с ОВЗ;
- улучшение эмоционального состояния, что является основой для положительной социализации и развития детей;
- повышение уровня развития внимания, памяти и речи.
Результаты работы с родителями:
- повышение компетентности родителей по данному вопросу;
- активное сотрудничество с педагогами в вопросах оздоровления детей.
Благодаря инновационным здоровьесберегающим технологиям, решаются такие задачи как: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; нормализация просодической стороны речи; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование правильного и четкого произношения всех звуков, что способствует повышению уровня развития речи детей. Разработка проблем по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ не ограничивается рамками данного проекта. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. В дальнейшем целесообразно использовать инновационные здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей с ОВЗ. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как создание мультимедийных ресурсов для коррекции речи с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, специализированных логопедических игр и программ для использования в коррекционной логопедической работе.
Список использованной литературы:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
4. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014.
5. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.-С. 8-10.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
7. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
8. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007
10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
11. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
12. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 64с. (Библиотека логопеда)