Получи документы

Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»

Елена Суслонова
Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»
▼ Скачать +Заказ

Весело играем — здоровье сберегаем!

Актуальность

На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших воспитанников. В основополагающих документах Минобразования Российской Федерации сформулированы базовые направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса, где предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни наших детей. В деятельности учителя – логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Публикация «Проект „Весело играем — здоровье сберегаем!“» размещена в разделах

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно – образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с тяжелыми нарушениями речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Цель проекта : создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей с ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Развитие психомоторных и речемоторных функций;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

3. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

4. Развитие мелкой моторики, дыхательной системы.

5. Развитие речи.

6. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.

7. Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

Участники проекта :

- дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи;

- учитель – логопед;

- воспитатели;

- родители детей с ОВЗ.

Ожидаемый результат:

• Правильное речевое дыхание у детей;

• Сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

• Положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

• Отсутствие напряжения и скованности у детей;

• Улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

• Использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

Направлением коррекционной работы является образовательная область по ФГОС «Речевое развитие».

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный.

Изучение литературы по данной теме. Накопление методического материала. Определение задач реализации проекта. Знакомство с новыми здоровьезберагающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях.

2. Практический.

Создание методических разработок для реализации проекта.

3. Заключительный. Подведение итогов. Определение уровня развития речи детей. Создание методических рекомендаций и пособий.

1 этап – подготовительный. На подготовительном этапе необходимо теоретическое изучение проблемы и построение системы работы учителя - логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. А также проведение диагностирования детей с целью выявления речевого нарушения.

Подготовительный этап работы: отобрать здоровьесберегательные технологии, создать и дополнить различные картотеки:

Традиционные технологии:

• Дыхательные упражнения;

• Артикуляционные упражнения;

• Развитие общей моторики;

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Нетрадиционные технологии:

• Су-Джок терапия;

• Массаж и самомассаж;

• Кинезиотерапия.

2 этап – практический. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми в соответствии с перспективным планом работы.

Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

Основное содержание занятий:

• развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

• использование кинезиологических упражнений на индивидуальных занятиях;

• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

• развитие фонематического восприятия;

• развитие мелкой моторики пальцев рук;

• массаж и самомассаж;

• дыхательная гимнастика.

Перспективный план коррекционной работы.

Этапы коррекционной работы.

Подготовительный этап:

- Сказка “О веселом язычке”;

- Самомассаж;

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели;

- Пальчиковая гимнастика по лексической теме недели.

Этап постановки звуков:

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели;

- Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков;

- Пальчиковая гимнастика по лексической теме недели;

- Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т. д.);

- Массаж пальцев рук;

- Кинезиологические упражнения.

Этап автоматизации:

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели.

- Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков.

- Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.

- Массаж пальцев рук.

- Чистоговорки.

- Игры на развитие слухового внимания.

- Подвижные речевые игры с чувством ритма.

- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

- Массаж и самомассаж с мячиком Су-джок.

- Игры на развитие мелкой моторики.

- Кинезиологические упражнения.

Этап дифференциации звуков:

- Пальчиковые игры и драматизация сказок.

- Массаж и самомассаж с мячиком Су-джок.

- Физ. минутки.

- Дыхательная гимнастика по лексической теме недели.

- Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

- Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения.

- Кинезиологические упражнения.

Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу влияния здоровьесберегающих технологий на развитие детей с ОВЗ необходимо разработать перспективное планирование, в котором отразилась система мероприятий по взаимодействию с семьёй по данной проблеме.

План работы с родителями:

- Анкетирование родителей по теме: «Здоровый образ жизни».

- Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду».

Цель: познакомить родителей с различными здоровьесберагающими технологиями.

- Семинар – практикум: «Здоровьесбережение в детском саду и дома».

Цель: знакомство родителей с применением здоровьесберегающих технологий в домашних условиях с детьми.

- Тренинги: «Су-джок массажёры в коррекции речи детей»; «Самомассаж лица при различных формах дизартрии».

- Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».

План работы с педагогами:

- Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Инновационные технологии в ДОУ».

- Тренинги: «Приёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»; «Дыхательная гимнастика», «Кинезиологические приёмы в работе с детьми с ОВЗ».

- Семинар – практикум: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду».

Цель семинара - практикума: познакомить педагогов с применением здоровьесберегающей технологии в практической деятельности ДОУ.

3 этап – заключительный.

Представление результатов работы для педагогов ДОУ и родителей в виде презентации видеофильма: «Весело играем – здоровье сберегаем».

Результаты работы учителя-логопеда:

- формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников с ОВЗ;

- внедрение научно - методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

Результаты работы с детьми:

- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников с ОВЗ;

- улучшение эмоционального состояния, что является основой для положительной социализации и развития детей;

- повышение уровня развития внимания, памяти и речи.

Результаты работы с родителями:

- повышение компетентности родителей по данному вопросу;

- активное сотрудничество с педагогами в вопросах оздоровления детей.

Благодаря инновационным здоровьесберегающим технологиям, решаются такие задачи как: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; нормализация просодической стороны речи; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование правильного и четкого произношения всех звуков, что способствует повышению уровня развития речи детей. Разработка проблем по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ не ограничивается рамками данного проекта. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. В дальнейшем целесообразно использовать инновационные здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей с ОВЗ. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как создание мультимедийных ресурсов для коррекции речи с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, специализированных логопедических игр и программ для использования в коррекционной логопедической работе.

Список использованной литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

4. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014.

5. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.-С. 8-10.

6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

7. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

8. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007

10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

11. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

12. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 64с. (Библиотека логопеда)

Публикации по теме:

«Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем». Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально – дидактические игры для младших дошкольников «Веселые матрёшки»Цель. Развивать.

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников «Сидим дома, не скучаем, вместе весело играем» # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально - дидактические игры для старших дошкольников «Птичий концерт»Цель. Развивать.

Фотоотчёт о проведении игрового развлечения «Пасху встречаем — весело играем!»Фотоотчёт о проведении игрового развлечения «Пасху встречаем — весело играем!» «Встретим Пасху хорошо, Весело и светло. Хорошим угощеньем, Песней, пляской да весельем!» Приближается праздник Пасхи. Это большое.

Конспект прогулки «Зима пришла — детям радость принесла! Как мы весело играем — снег в фигуры превращаем» с детьми 7 летКонспект прогулки «Зима пришла — детям радость принесла! Как мы весело играем — снег в фигуры превращаем» с детьми 7 лет Цель: формировать представления у детей о зиме, снеге и играх со снегом. Задачи: Развивать у дошкольников наблюдательность за снегом.

Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем» Цель – Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "лепбука" для развития мелкой моторики.

Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем — очень весело живем»Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем — очень весело живем» Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем – очень весело живем» ВЕД: Ребята, сегодня музыка расскажет нам о детском саде-доме, в.

Сценарий физкультурного досуга. Много сказок знаем-весело играем!Сценарий физкультурного досуга. Много сказок знаем-весело играем! Идет видео ряд на фоне песни «В мире много сказок» Ведущий: Здравствуйте дети Мы с хорошей сказкой неразлучны А чудес у сказки до небес.

Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем»Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем» Сидим дома с пользой. Самоизоляция – не повод грустить и скучать! Не знаете, чем занять ребёнка дома? Не обязательно играть на приставке,.

Спортивное развлечение в средней группе «Летом весело играем и здоровье сохраняем»Спортивное развлечение в средней группе «Летом весело играем и здоровье сохраняем» Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 11:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Весело играем — здоровье сберегаем!»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Суслонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД