Ленара Исхакова
Проект в старшей группе «Мир комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир комнатных растений» в старшей группе
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации проекта : с 2 ноября по 27 ноября 2021 года
Публикация «Проект в старшей группе „Мир комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Достаточное время дети проводят в помещение, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом уголке природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Во время педагогического наблюдения были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Так как метод проектов представляется наиболее эффективным в работе с дошкольниками, то был разработан и реализован с детьми старшей группы проект «Мир комнатных растений».
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель проекта
• Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними;
• развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта
• Учить детей узнавать и называть комнатные растения.
• Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений.
• Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
• Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
• Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
• Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
• Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
• Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателей, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
• Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
• Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.
Ожидаемые результаты
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Расширение экологической среды группы.
• Обогащение развивающий среды в группе.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Практическая значимость проекта
• Расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• посадка комнатного цветка;
• проведение экологической акции «Подари цветок детскому саду».
Методы и приемы реализации проекта
Все методы и приемы по реализации проекта тесно взаимосвязаны между собой:
• Рассказ воспитателя.
• Беседы, рассматривание иллюстраций.
• Работа с презентациями.
• Рассуждения детей на заданную тему.
• Продуктивная деятельность.
• Опытно-экспериментальная деятельность.
• Игровая деятельность.
• Взаимодействие с родителями.
• Чтение художественной литературы.
• Анкетирование родителей.
• Оформление выставки для родителей.
• Диагностика уровня знаний у детей старшей группы.
Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации.
Материально-техническое обеспечение проекта
Художественная литература, энциклопедии.
Методическая литература.
Презентации о видах комнатных растений, зачем человеку комнатные растения, паспорт комнатных растений.
Дидактические игры.
Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Иллюстрированный материал.
«Уголок природы» в группе.
Интернет-ресурсы.
Атрибуты для сюжетных игр.
НОД детей и педагога.
Материалы и пособия для продуктивной деятельности.
Ход реализации проекта
Подготовительный этап
Цель данного этапа - определить тему, цель и задачи данного проекта; изучить и создать информационную базу по проекту; подобрать необходимое оборудование и материалы; диагностировать уровень знаний воспитанников о мире комнатных растений в начале проекта.
На данном этапе необходимо было показать проблему - изучение уровня знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система сформированных представлений и навыков о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.
Содержание работы подготовительного этапа:
тематические беседы с детьми;
рекомендации родителям;
анкетирование;
наблюдения;
подбор литературы для детей;
подбор наглядно-демонстрационного материала;
разработка нод;
подбор загадок, пословиц, поговорок;
подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
определение тематики проблемных вопросов;
подбор оборудования.
Основной этап
Цель: обогащение и расширение знаний о комнатных растениях, правилах ухода за ними.
Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.
Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными исследователями окружающего мира вместе с педагогами и родителями.
Содержание работы основного этапа:
Образовательная область: «Физическое развитие», «Здоровье» :
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна: физ. минутка «Цветочек»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»
Беседа «Лекарственные растения на подоконнике», «Польза комнатных растений для человека».
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие» :
Ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»
«Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»
«Хорошо – плохо» (комнатные цветы)
Настольно печатная игра: «Собери цветок»; «Посади цветочек в горшок»,
«Угадай растение по описанию», «Собери пазлы»
С/р игра «Магазин цветов», «Цветовод»
НОД: «Мир комнатных растений»
Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение», «Дежурство в уголке природы»
Рассматривание «Паспорт комнатных растений»
Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций)
Образовательная область: «Речевое развитие» :
Составление рассказов – описаний о комнатных цветах
Рассматривание картины «Уголок живой природы в детском саду»
Придумывание сказки о комнатном цветке
Рассказывание р. н. с. «Хаврошечка» с использованием наглядного моделирования.
Образовательная область: «Познавательное развитие» :
НОД:
«Растения в нашем уголке природы»; «Уход за комнатными растениями»
Посадка комнатных растений (Отростка)
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений : колеус и традесканция
Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света.
Конструктивно-исследовательская деятельность:
Беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья? Почему они так называются?», «Могут ли растения болеть и почему?»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Рисование «Комнатное растение» (с натуры- спатифиллум)
Декоративное рисование «Закладка «Городецкий цветок»
Лепка «Цветок в горшке»
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбомов «Комнатные растения»;
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»;
ЧХЛ : В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин»,Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др. ,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.
Работа с родителями.
Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
Оснащение уголка природы комнатными растениями за счет экологической акции «Подари цветок детскому саду»;
Заключительный этап
Завершающий этап включает в себя подведение итогов, представление презентации.
Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о комнатных растениях.
Содержание работы заключительного этапа:
Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»
Оформление выставки рисунков, поделок по теме «Комнатные цветы».
Подведение итогов работы экологической акции «Подари цветок детскому саду»
Составление памяток, рекомендаций для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями».
Ведение дневников наблюдений за ростом посаженных отростков цветов.
Обмен впечатлениями по работе над проектом.
Результаты проекта
У детей появился ярко выраженный интерес к живой природе. Большинство ребят научились называть и различать комнатные растения.
Сформировалось представление о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Усвоились нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Дети усвоили: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
Обогатился словарный запас детей по данной теме.
Расширилась экологическая среда группы.
Обогатилась развивающая среда в группе.
Активизировалась познавательная и творческая активность детей, родителей, повысилась компетентность педагогов.
Заключение:
В работе по проекту мы пришли к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном пространстве эффективнее осуществляется не только в ходе НОД, а в интегрированных циклах занятий, наблюдений, работе в уголке природы и т. д. Такие виды деятельности объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Деятельный подход, предполагает полноправное сотрудничество педагога и ребенка. Содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательно-исследовательское развитие детей. Идет углубление знаний, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемыми предметами и явлениями (растения, питание, тепло и свет, вскрытие причинно-следственных связей, формирование не только представлений, но и простейших понятий.
Очень надеемся, что проведенная нами работа поможет сформировать у детей правильное мировоззрение и понимание окружающего мира.
Список используемой литературы
1. О. Соломенникова «Ознакомление с природой в старшей группе»
2. Рабочая программа под ред. Н. Е. Вераксы (старшая группа)
3. Атлас комнатных растений