Динара Кузнецова
Проект в средней группе «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Цель проекта : Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта :
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формирование грамматического строя речи.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи
Предполагаемый результат.
В процессе реализации проекта
Дети:
• В результате возникшего интереса к играм будут самостоятельно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игровые логоритмические упражнения;
• Совершенствовать звуковую культуру речи, закреплять в играх поставленные звуки;
• Развивать словарь, грамматический строй речи, связную речь, коммуникативные навыки;
• Активизируются психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
• Использование игр позволит снизить у детей утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность.
Родители:
• Повысят уровень педагогической компетенции в области коррекции речи детей средствами игровых технологий;
• Повысят уровень активности, педагогической культуры родителей.
• В ходе игры сформируется положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.
Актуальность проекта. Актуальность проблемы
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путм спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов, во время игр дети овладевают навыками правильной речи. Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры, игры на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм, артикуляционной гимнастики.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребнка невозможна!
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и
всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя
игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и
запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре
наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности
личности ребенка. Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет
организацию игрового пространства в группе.
Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое
оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы -
заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного
использования объекта, на собственном примере показывают детям, как
пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики,
объясняют действия). В группе среднего дошкольного возраста воспитатели
вместе с детьми изготавливают множество предметов - заместителей, так
как задача педагога - научить детей отражать роль словесного, без опоры
на реальный предмет.
В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети
разворачивают любые сюжетно - ролевые игры, объединяясь в небольшие
группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включнного партнра:
он просит ребнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и
беря на себя определнную роль.
Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют е среду, изменяя е в ходе развития сюжета.
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение
самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги
стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении
сюжетов речью и оригинальными событиями.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному
явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная
деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя
персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным
ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как :
- дидактические игры,
- игры на развитие речевого дыхания;
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
-артикуляционные игры,
-пальчиковые игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Первичное обследование ноябрь 2017г Повторное обследование май 2018г. Динамика
Связная речь
Высокий 3д-15%
Средний 10 д-50%
Низкий 7д-35%
6 - 30%
13 - 65%
1 - 5%
Положительно 95%
1 ребенок без динамики
Звуковая культура речи
чч
Высокий 3д-15%
Средний 9д-45%
Низкий 8д-40%
5 - 25%
13 - 65%
2 - 10%
Положительно 90%
2 ребенка без динамики
Развитие словаря
Высокий 2д-10%
Средний 11д-55%
Низкий 7д-35%
6 -30%
14 - 70%
0
Положительная динамика
100%
Грамматический строй речи
Высокий 2д-10%
Средний 10д-50%
Низкий 8д-40%
6 - 30%
12 – 60%
2 – 10%
Положительная динамика 90%
2 ребенка без динамики
ЛИТЕРАТУРА
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
2 .Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
3. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
4. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
6. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
7. Е. А. Тимофеева «Подвижные игры»;
8. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
9 .М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
10. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
11 .М. А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
12. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;