Елена Алексеевна Пахолкова
Проект в средней группе «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя,Хохлома!
П. Синяковский
Паспорт проекта
Возраст участников
Дети 5 -6 лет
Вид проекта - творческий
По продолжительности выполнения проекта :
Публикация «Проект в средней группе „Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
краткосрочный (1неделя).
Актуальность проекта
В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди?
Как работали и как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило?
Какие они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь,
к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Цель проекта : Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам и явлениям, к творчеству мастеров.
Задачи проекта :
1. Превратить обучение в действительно увлекательную игру.
2. Усовершенствовать и обогатить предметно-развивающую среду в группе.
3. Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей.
4. Повышать интерес детей к знаниям, традициям и ценностям русского народа.
5. Знакомить детей с художниками Хохломской росписи.
6. Развивать умение выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики.
7. Закрепить у детей знания о народных промыслах.
8. Развивать умение самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
9. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Образовательная область Содержание
Физическое развитие Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.
Социально-коммуникативное развитие Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством.
Речевое развитие
Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.
Познавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров.
Форма работы:
изучение литературы по теме;
беседы;
занятия по теме;
изучение продукта детского творчества;
организация выставки работ детей;
оформление консультации для родителей о народном промысле – Золотой Хохломе;
создание презентации.
Предполагаемые результаты проекта :
дошкольники могут воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства;
эмоционально откликаться на красоту природы, одежды и убранства помещений; проявлять интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, дизайну;
самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
владеть комплексом технических навыков и умений в разных видах изобразительной деятельности;
проявлять индивидуальное творчество в декоративной деятельности.
Этапы реализации проекта
Этап Деятельность на этапе
Организационный этап
-Изучение литературы по организации предметно-развивающей среды в группе
-Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи.)
- Подбор произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения
-Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами
-Подготовка картотеки подвижных народных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики
-Подбор фото и иллюстраций для альбома «Хохломская роспись», «Элементы хохломской росписи»
-Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Обогащение РППС в группе.
Этап реализации
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы: «Народные промыслы города Семенова», «Золотая хохлома», «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции хохломского узора», «Колорит хохломской росписи».
2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Изготовление деревянной ложки», «В гостях у семеновских мастеров», «Русская изба».
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов:
Чтение стихов:
* Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»
* П. Синявский «Хохломская роспись»
* Ю. Николаева «Чаша»
* отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
2. Разучивание стихотворений, частушек о народных промыслах.
3. Чтение русских народных сказок («Жихорка», «Василиса Премудрая», «Царевна Лягушка»).
Художественно творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, изделий народных мастеров.
2. Знакомство с технологией составления хохломского узора из простейших элементов хохломской росписи (травяной орнамент, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки).
3. Лепка: «Украсим ложечку точеную, ручку золоченую».
4. Рисование элементов хохломской росписи.
5. Рисование в полосе «Хохломской узор».
6. Аппликация «Украсим ложечку точеную, ручку золоченую».
7. Рисование. «Хохломской завиток».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Горелки с платочком», «Цепи кованые», «Жмурки», «Ручеек», «»Сиди, сиди Яша».
2. Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Узнай роспись», «Собери узор», «Предметы русской старины», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Разрезные картинки»; художественно-дидактические игры «Обведи и раскрась», «Дорисуй и раскрась», «Составь узор», «Собери целое».
Музыкально-фольклорная деятельность.
1. Слушание произведений музыкального фольклора: прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание стихов и частушек о Хохломе.
2. Музыкально-дидактические игры.
Работа с родителями.
Родителям предлагалось:
1. Консультации: «Знакомство детей с хохломской росписью», «Мир Золотой Хохломы».
2. Совместная деятельность детей и родителей - пластилинография «Хохломской горшок».
3. Рекомендация в выходные дни посмотреть видеоролики: музей «Золотая Хохлома», музей «Народных промыслов», музей «Дом Семена ложкаря»
4. Участие родителей в организации мини-музея «Колорит хохломской росписи»
Результативный этап
- Выставка работ совместной деятельности детей и родителей «Хохломской горшок».
- Создание совместно с родителями мини - музея в группе «Колорит хохломской росписи».
- Игровое развлечение для детей «Забавы с Жихаркой».
- Театр деревянных ложек – театрализация р. н. с «Кот, петух и лиса»
- Презентация проекта.
Интересы участников проекта
Группа Интересы участников проекта
Дети • Получат возможность превратить процесс обучения и воспитания в настоящую увлекательную игру
• Расширят навыки театрализованной и проектной деятельности
• Получат возможность поучаствовать в театрализованной деятельности.
• Получат дополнительные знания по истории народных промыслах города Семенова.
Педагоги • Повысят уровень профессионализма в вопросах организации проектной деятельности, а также в вопросах интеграции образовательных областей.
• Получат возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию навыков театрализованной деятельности.
Родители • Получат возможность принимать активное участие в организованной образовательной деятельности.
• Получат дополнительную возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию навыков театрализованной деятельности.
Полученные в ходе реализации проекта результаты
У детей нашей группы заметно повысился интерес к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного хохломской росписи и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к творчеству народных мастеров. Дети владеют определенным уровнем знаний о русском фольклоре. Развиваются художественно-творческие способности, интегративные качества. Формируется осознанное отношение к Родине, ее традициям, любовь к русскому фольклору, красоте родной природы.
Вывод: Таким образом, данная тема очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. исправ. и допол. – М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
2. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
3. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
4. Н. Г. Зеленкова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа)-М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
5. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
6. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
7. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
8. Л. Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.
9. М. М. Борисова Малоподвижные игры игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет – 2-е изд., испр. и доп. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
10. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
11. Т. С. Комарва Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
12. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.
13. И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.