Лариса Белюнова
Проект в подготовительной группе «Профессии железнодорожников»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта:
Актуальность: Актуальность профориентационной работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Темочки:
- Железная дорога, поезд
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Социальная, научная и практическая значимость ранней профориентации: поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги; представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей; представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.
Цель проекта: Создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом.
Задачи проекта:
• Познакомить дошкольников с многообразием профессий на железной дороге.
• Обеспечить через ознакомление дошкольников с основными профессиями железнодорожного транспорта знакомство с группой смежных профессий.
• Активизировать работу по пропаганде правил безопасного и этичного поведения на железнодорожном транспорте.
• Привлечь родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для осознанного выбора будущей железнодорожной специальности.
• Обобщить опыт работы дошкольной организации по теме: «Ознакомление детей с железной дорогой и трудом железнодорожников»
Тип проекта: долгосрочный
Информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию о железнодорожном транспорте и профессиях, задействованных на железной дороге, и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы).
Начался наш проект с фотоотчёта от родителей: «Дети и железная дорога».
Мы с детьми сделали две стенгазеты: «Знакомство с железной дорогой» и «Путешествие на поезде» по которым дети составляли рассказы и делились впечатлениями. После проведения бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о профессиях людей, работающих на железной дороге. И поэтому наш проект получил название именно: «Профессии железнодорожников». У детей было много вопросов на которые предстояло найти ответы.
Родители были нацелены на помощь в создании среды. Так появился уголок железнодорожника, в котором есть и книги, и форма железнодорожника, и разнообразные конструкторы железной дороги, и модели железнодорожного транспорта, атрибуты к сюжетно-ролевой игре. Мы разработали и изготовили дидактические игры.
Основной этап работы включал в себя серии занятий с использованием презентаций о железной дороге, и видео о профессиях железнодорожников. На которых мы расширяли и систематизировали представления о современных профессиях на железной дороге – машинист, проводник, составитель поездов, диспетчер, обходчик пути, сигналист, монтёр пути, кассир кассы продажи билетов.
Благодаря увлекательной встрече с сотрудником железной дороги дети познакомились с формой и атрибутами железнодорожников, узнали о правилах поведения на железной дороге. Интерес к этой теме всё больше разгорался! В конце встрече дети просто завалили его вопросами.
К сожалению в нашей группе нет родителей, которые работают на железной дороге, но вот наша Любовь Иршатовна, младший воспитатель, раньше много лет проработала на железной дороге и мы взяли у неё интервью, а бабушка Ярослава тоже любезно согласилась дать внуку интервью. Так мы познакомились с профессией товарный кассир.
Закрепить знания о том, какие инструменты помогают в работе железнодорожникам, развивать умение соотносить орудия труда с профессией помогла интерактивная игра. А просматривая мультфильмы, мы актуализировали знания детей о безопасности на железной дороге.
Расширять представления о железной дороге нам помогали книги. Это и энциклопедии, и художественная литература и книги с заданиями. Дети узнали об истории возникновения железнодорожного транспорта, о двигателях локомотивов, что такое депо, о башмаках на дороге и ещё много интересного.
Изготавливая картину в фойе детского сада, мы обсуждали составные части локомотива, что приводит в движение колёса и конечно же беседовали о профессии машинист.
Спасибо родителям, они принесли несколько видов конструкторов «Железная дорога», которые дети с удовольствием собирали, закрепляя навыки конструирования. Работали всегда очень дружно, что способствовало сплочению детей группы. Дети учились добиваться совместного результата, как настоящие бригада путейцев- строителей железных дорог. А в дальнейшем эти постройки становились объектами сюжетных игр.
Дети с удовольствием становились и обходчиками пути, и сигналистами, и машинистами, и проводниками. В игре мы углубляли представления детей о значимости труда железнодорожника. Воспитывали уважение к человеку труда.
Сюжетно – ролевые игры:
«Строим поезд. Железную дорогу»
«Путешествие по железной дороге»
«Машинист и составитель поездов»
«На диспетчерском пункте»
«Быть примерным пассажиром разрешается»
«Ремонт путей»
Закреплять знания детей о труде железнодорожников: о том, какие инструменты помогают в работе. Развивали умение соотносить орудия труда с профессией. Развивали умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью.
Интерес к железной дороге поддерживался на всех занятиях. Например, на математике сравнивали количество пришедших на медкомиссию машинистов и проводниц. Узнали, что у машинистов здоровье должно быть как у космонавтов. Познакомившись с профессией - составитель поездов, прибавляли и вычитали вагоны в поезде. Изучая часы, выставляли на макете время отправления поезда и время прибытия.
Знакомясь с профессией- путейцы, рисовали их в работе. В свободной деятельности детям предлагали раскраски, которые закрепляли знания о форме железнодорожников. С удовольствием дети делали пластилинографию после просмотра мультфильма: «Паровозик из Ромашково»
А также проявили творческие дизайнерские способности, придумали новые логотипы для железнодорожников.
Дети с удовольствием приняли участие в вернисаже. Нарисовали разные сюжеты железной дороги, и самих железнодорожников.
Родители тоже не остались в стороне вместе с детьми мастерили книжки малышки о профессиях и приняли участие в выставке совместных работ.
Конструируя поезд из брошенного материала, мы приняли решение сделать макет. И на протяжении всего проекта, изучая мир железной дороги добавляли рельсы для поезда, дома для города железнодорожников, вокзал, депо, лес вокруг, знаки дорожного движения. В итоге на макете появились и пассажиры на перроне и встречающие их машинист и проводники. А на путях трудятся кропотливо путейцы, выполняя свою трудную, но интересную работу. Макет и стал результатом нашего проекта. Теперь дети могут играть в режиссёрскую игру, используя свои знания.
И может благодаря этому проекту кто-то из наших детей вырастет и станет железнодорожником.