Снетова Ольга
Проект в подготовительной группе «Культура и народные традиции русского народа»
Актуальность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не моем забыть о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихочев
Публикация «Проект в подготовительной группе „Культура и народные традиции русского народа“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
В настоящее время перед нами актуальной проблемой является утрата национальной традиционной культуры, разрушение которой ведёт к распаду в сознании народа представлений о значимости семьи, дома, рода – это то, что составляло традиционный жизненный уклад, национальный характер и дух, национальную историю и культуру нашей России. Также нельзя исключить в наше время подмену утраченной национальной культуры лжекультурой от западного мира, губя наши духовные ценности и сменяя их материальными. Дети – это будущее, в силе которого хочется быть уверенным. Но не возможно его создать совершенным в отрыве от настоящего и прошлого – это закономерная цепочка времён, которую укрепляет национальная культура, обычаи и традиции народа. Их отсутствие или забывание ведёт к тому, что молодёжь начинает принимать культуры чужих стран, отвергая устои своей родины и теряя самобытность своего народа. Именно это и ведёт нашу современность к проблемам общества, нравственно развивая его на низкой ступени: дети и молодёжь не знают своих предков, свои корни. А самые страшные последствия всего этого – это потеря чувства патриотизма и гражданской ответственности, гордости за свой народ и Родину. Поэтому необходимо хранить обычаи и традиции своего народа, изучая свою историю, свою культуру – всё то, что является самым ценным и важным в деятельности народа.
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Информационная карта проекта
№ Матрица проекта
АВТОРЫ ПРОЕКТА
1 Полное название учреждения, реализующего проект
2 Адрес учреждения
3 Электронный адрес, сайт учреждения Электронный адрес:
Официальный сайт
4 Авторы проекта
(фамилия, имя отчество) Снетова Ольга Николаевна, воспитатель
5 Руководитель проекта (фамилия, имя отчество), заместитель заведующей по УВР
ОПИСАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА
1 Название проекта «Культура и традиции русского народа»
2 Вид проекта Социально-познавательный, групповой
3 Предметная область «Познание» формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
4 Проблемное поле проекта Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений
5 Состав участников Педагоги, дети подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет, родители
6 Продолжительность 1 месяц
7 Цель проекта Повышение познавательной активности детей
8 Задачи: Дети дошкольного возраста:
Образовательные задачи:
познакомить участников проекта с национальными обычаями и традициями культуры русского народа.
познакомить участников проекта с национальным декоративно-прикладным творчеством.
познакомить участников проекта с национальными костюмом русского народа и его элементами;
способствовать освоению обычаев, традиций фольклора (песни и танцы в единстве) и внедрение его в современную жизнь.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно получать и в доступных формах и фиксировать новую информацию, связывая ее с уже имеющимися знаниями.
Развивать способность использовать различные формы коммуникации в общении и взаимодействии друг с другом.
Развивать сосредоточенность внимания, мелкую моторику рук, воображение.
Воспитательные задачи:
формировать у участников традиционные духовно-нравственные ценности, а также чувства причастности к истории своего рода и семьи, историко-культурной общности судьбы России и российского народа.
воспитание участников как духовно-нравственных развитых личностей.
Родители:
Повысить компетентность родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.
Выявить и использовать в практической деятельности позитивный опыт семейного воспитания.
Повысить активность родителей в совместной деятельности с педагогами по воспитанию детей, используя различные формы сотрудничества с семьями воспитанников, вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность.
9 Краткое содержание проекта Проект «Культура и традиции русского народов» является одним из этапов работы по воспитанию детей дошкольного возраста, направлен на развитие представлений о важности труда каждого человека.
Структура проекта предполагает формирование представлений о культуре и быте русского народа раньше, воспитывается доброжелательное отношение к многонациональной России.
Технологии реализации проекта представлены интеграцией средств, методов и форм.
Средства:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
сказки;
пословицы;
загадки;
поговорки;
ручной труд.
Методы:
познавательно-развивающие: проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуации;
диалогово-рефлексивные: беседы;
игровые: подвижные, дидактические, словесные и др.
Формы организации деятельности:
игровая;
интеллектуально-познавательная;
познавательно-исследовательская;
рефлексивная.
10 Система показателей результативности проекта повышение познавательной активности детей;
наличие методических рекомендаций для родителей;
оценка работы с родителями по данной проблеме;
анализ мероприятий (досугов, образовательной деятельности.
11 Ожидаемые результаты Дети:
расширение и закрепление знаний о культуре и традициях русского народа;
формирование у детей системы ценностей в современном мире;
Родители:
активизация участия родителей совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в художественно-эстетической деятельности;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
13 Описание продукта, полученного в результате проекта 1. Продукты деятельности педагогов: методический и практический материал по проекту «Культура и традиции русского народа» (пословицы и поговорки, сказки, загадки, конспекты непосредственно образовательной деятельности, методические рекомендации для родителей и др.).
2. Продукты деятельности детей: рисунки, коллажи.
3. Продукты совместной деятельности детей, родителей: ручной труд, рисунок.
14 Интеграция образовательных областей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи Содержание
1. Формировать позитивных установок к различным видам труда и творчества;
2. Расширять представления о родном крае.
3. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
4. Углублять и уточнять представления о Родине — России.
5. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. ;
6. Развивать сосредоточенность внимания;
7. Сформировать гуманное отношение друг к другу;
8. Обогатить словарный запас;
9. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
10. Развитие литературной речи;
11. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса. У детей будет сформирован навык взаимодействия с родителем, как средства получения информации.
Профессии на Руси. Детям необходимо знать особенности различных профессии и пользу, которую они приносят обществу.
У мальчиков и девочек есть любимые книжки. В них рассказывается о тех людях, на которых дети мечтают быть похожими: на храброго Ивана-царевича, добрую, трудолюбивую Марью-искусницу, нежную и заботливую Аленушку. Герои данных сказок показывают детям, что нужно относиться к окружающему нас миру с добротой и лаской, так же учат быть трудолюбивыми.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Физическое развитие»
Задачи Содержание
1. Формирование представлений о здоровом образе жизни;
2. Овладение его элементарными нормами и правилами. Приобщение к здоровому образу жизни, через питание и формирование полезных привычек. Познакомить с особенностями питания людей на Руси.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи Содержание
1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд, музыка);
2. Развитие детского творчества;
3. Воспитывать в ребёнке положительные эмоции во время художественного творчества;
4. Воспитывать самостоятельность;
5. Развивать чувство формы и композиции;
6. Приобщение к музыкальному искусству. Совместная деятельность по развитию навыков художественно-эстетического развития мальчиков и девочек в совместной деятельности с родителями.
Песни и музыкальные игры развивают представления ребёнка об окружающем мире и способствуют его позитивному принятию.
15 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта оборудование для просмотра мультимедийных презентаций (ноутбук, проектор, мультимедийный экран);
оборудование для сюжетно-ролевых игр «Дом. Семья»;
тетрализация;
схемы действий, отражающие культурные эталоны поведения; сюжетные картинки;
дидактические игры;
материал для художественно-эстетического творчества;
художественная литература по теме проекта.
16 Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№ ЭТАП Содержание деятельности Сроки
1 Подготовительный 1. Педагоги:
– Анализ содержания предметно-развивающей среды для реализации проекта;
– Подбор необходимого материала для оснащения предметно-развивающей среды группы;
– Подбор дидактических игр для реализации проекта;
– Подбор художественной литературы, для чтения и рассказывания мальчикам и девочкам. Октябрь
2 Вводный 1. Педагоги:
Обогащение предметно-развивающей среды с целью реализации проекта,
Консультации для родителей с информацией о проекте.
2. Работа с детьми:
Опрос детей, с целью выявления знаний детей по данной теме.
3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Проведение индивидуальных консультаций с родителями с целью вовлечения их в реализацию проекта. Октябрь
3 Практический 1. Педагоги:
Оформление и структурирование материала по проекту.
2. Организация и проведение образовательной деятельности с детьми:
тематические беседы;(приложение 2)
проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозируемые ситуации;
продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
дидактические, сюжетно-ролевые игры;
составление Альбома «Культура и традиции русского народа»;
участие в досуговом мероприятии. (Приложение)
3. Взаимодействие с родителями:
участие в тематических выставках;
участие в обогащении предметно-развивающей среды группы;
участие в организации и проведении досуга (приложение 8) Ноябрь
4 Презентационный 1. Педагоги:
организация презентации проекта;
2. Воспитанники:
Проведение досуга;
участие в защите проекта;
выставка творческих работ, выполненных мальчиками и девочками совместно с родителями во время реализации проекта.
3. Взаимодействие с родителями:
участие в досуговом мероприятии;
участие в оформление творческой выставки по итогам реализации проекта. Декабрь
5 Контрольный 1. Анализ-обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту.
2. Самоанализ воспитателя (рефлексия) по итогам реализации проекта.
3. Анализ итогов реализации проекта в группе. Декабрь
17 Организационные формы работы над проектом
№ Формы работы Название
1 Игровая деятельность 1. Сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья».
2. Дидактические настольные игры: «Сложи картинку».
2 Изобразительная деятельность 1. Рисование: «Раскраски», «Трафареты», «Любимое блюдо из теста»
2. Аппликация «Печем хлеб», «Изготовим муку».
3 Речевое творчество Тематические беседы: «» (приложение 2)
4 Чтение художественной литературы 1. Пословицы и поговорки. (приложение 3)
2. Загадки (приложение 3)
3. Русский народный фольклор : (приложение 4)
5 Музыкальная деятельность Прослушивание песен:
6 Выставки Выставки: «Знакомство с тестом», «Любимое блюдо из теста»
7 Самостоятельная деятельность детей 1. Рисование «Любимое блюдо из теста».
2. Дидактические игры
8 Групповое обсуждение 1. Как получается хлеб?
2. Что можно испечь из теста?
3. Какие виды теста бывают?
9 Взаимодействие с родителями 1. Проведение индивидуальных бесед, с целью привлечения к активному участию в реализации проекта;
2. Разработка консультаций для родителей;
3. Участие в оформлении тематической выставки;
4. Участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды группы;
5. Участие в организации и проведении досуга.
18 Форма представления презентации 1. Педагоги:
подготовка сборника для педагогов ДОУ по теме проекта : систематизация фотоматериала, мультимедийных презентаций, дидактических и методических материалов, разработанных во время реализации проекта.
2. Воспитанники:
Досуговая деятельность;
выставка творческих работ, выполненных мальчиками и девочками совместно с родителями во время реализации проекта.
3. Взаимодействие с родителями:
Участие в оформлении тематических выставок;
Участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды группы;
Участие в организации и проведении досуга.
Приложение 1
Сюжетно-ролевые игры
«Семья»
Цель:
Формирование у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Задачи:
1. Способствовать обогащению социально-игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
2. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, навыки общения со взрослыми и ровесниками
3. Развивать диалогическую речь детей, используя в речи формы вежливости.
4. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.
Методы и приемы:
1. Обогащение содержания игры внесением новой игрушки (куклы).
2. Беседа о возможных действиях детей в той или иной роли.
3. Наводящие вопросы.
4. Раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка.
5. Подведение итогов.
Игровой материал:
кукла, набор специальных игрушек «Детский парикмахер», халаты, «деньги», кошельки, муляжи, фруктов, кондитерских изделий, бананы, разделочная доска.
Предварительная работа.
Беседы: «Как мы играем с куклами», «Какая бывает посуда», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».
Беседы с опорой на личный опыт «Как мы ходили в парикмахерскую»,
«Как мы ходили за покупками в магазин», «В новом магазине много разных отделов», «Как работает продавец», «Вежливые покупатели» «Как я с мамой ходил в супермаркет».
Дидактические игры:
«Дочки – матери», «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом» «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)»
«Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы».
«Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишние», «Опиши – мы отгадаем»
Работа с родителями:
Обеспечение атрибутами к игре: газетами, журналами, пустыми коробками из-под сока, конфет, чая (для магазина) и др.
Структура занятия.
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
2. Сюрпризный момент
3. Распределение ролей игры «Семья»
4. Совместная с воспитателем игра
5. Итог занятия.
Игровые роли:
Мама, папа, дочка, кукла, бабушка, дедушка, парикмахер, клиенты парикмахерской, продавец, посетители, водитель автобуса, кондуктор автобуса, пассажиры, инструктор ДПС
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/15/konspekt-syuzhetno-rolevoy-igry-semya-dlya
«Дом, семья»
Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа.
Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
Приложение 2
Тематические беседы
«Костюмы народов мира»
Цель: формирование представлений о народных костюмах мира.
Задачи:
• познакомить дошкольников с особенностями народных костюмов мира, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
• развитие национального самосознания, повышение самооценки;
• обогащать словарный запас;
• развивать представление о странах и населяющих их народах.
Словарь: костюм, народ, племена, национальность, народный костюм, традиции, быт, статус, особенности, поясная одежда, плечевая одежда, узор, табакерка, щиколотка, регион, Республика Татарстан, народ Масаи, Шотландия, Турция, Бурятия.
«Народные промыслы России»
Цель: знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев.
Задачи:
• познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, с их характерными особенностями;
• развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству, воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность;
• прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров;
• вызвать интерес у детей к истории русского народного творчества.
Словарь: обычай, работящие, трудолюбивые, гончар, роспись, резьба, лепка, народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, полховско-майданская роспись, русская матрёшка, элементы росписи, миска, ярмарка, прялка, домашний обиход, ставни, керамические, топтал, кружал, войлочные, галоши, ремесленники.
«Кукла-оберег»
Цель: формирование художественно-творческих качеств у дошкольников.
Задачи:
• познакомить с историей народной тряпичной игрушки, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, многообразием традиционных русских кукол, с технологией изготовления народной тряпичной куклы;
• развивать творческую фантазию, познавательную активность;
• воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков, бережное отношение к продуктам рукотворного творчества, внимательность, терпение, аккуратность, творческое отношение к выполняемой работе.
Словарь: предки, безликие, берегиня, талисман, кукла-оберег, современные куклы, обрядовая кукла, лоскуток, Древняя Русь, испокон веков, традиция, Неразлучники, Подорожница, Пеленашка, Птица Радость, Зольная, Крупеничка, Мужик Богач, Баба Яга, Ведучка, Кубышка-Травница, Желанница, Очистительница, Десятиручка, Рябинка, Благополучница, Успешница, Девка-Баба, День и ночь, Колокольчик, Спиридон Солнцеворот.
«Пословицы и поговорки - мудрость русского народа»
Цель: знакомство детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками, с ценностями пословиц и поговорок и воспитание интереса к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Задачи:
• способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся;
• познакомить с пословицами и поговорками русского народа;
• развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц, творческое воображение, мышление, умение ясно и четко излагать свои мысли, интеллектуальные способности обучающихся;
• воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, а также уважение к своим одноклассникам, к мыслям и высказываниям своих товарищей;
• выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;
• прививать интерес к устному народному творчеству.
Словарь: пословица, поговорка, мудрость, изречение, рифма, культура, быт, смайлик.
«Русский народный костюм»
Цель: знакомство о с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны.
Задачи:
• закрепить знания о русском национальном костюме, о значении деталей костюма;
• продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и обучающимся;
• обогащать словарный запас обучающихся;
• развивать речь обучающихся, через составление предложений, эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству;
• воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа.
Словарь: народный костюм, прошлое, сундук, доспехи, мощь, сорочка, душегрея, кокошник, порты, кафтан, узор, вышивка, оберег, орнамент, поколение, повседневная, рукав, подол, воротник.