Ольга Зайцева
Проект в подготовительной группе «Мы живем в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе
«Мы живем в России»
2021-2022 уч. гг
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Сергей Михалков
Гражданско – патриотическое воспитание в наше время является одной из самых важных ступеней в воспитательной работе с дошкольниками. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируются первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Мы живем в России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Но как - бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо.
В наше время считается, что патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к своей семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его страна. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно– экологическим своеобразием родного региона. Каждому человеку необходимо знать и помнить прошлое своей семьи, своего города, своей страны. Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром. Ему необходимы - мир, согласие и любовь. И начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей дружеской, теплой, уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства любви к родному детскому саду, улицам, по которым он ходит, родной семье и начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство – любовь к своей Родине, своему Отечеству. Поэтому необходимо так показать детям их родной город, рассказать о стране, в которой они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей родиной, гордости и любви. Достигнуть этого можно путем ознакомления дошкольников с историей и культурой родного края.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель проекта :
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.
Задачи:
• Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
• Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
• Создать предметно-развивающую среду.
• Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
• Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Участники проекта : - дети подготовительной группы – воспитатель – родители
Вид проекта– групповой, информационный, практико– ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации– с 12 сентября 2021 – по 15 мая 2022.
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта) Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки:«Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»;
Фотоальбомы: «Мой любимый город», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России»,
«Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Презентация проекта «Я часть России»
Открытое занятие «Родной край»
Итоговое занятие «Мы патриоты» - викторина
Ожидаемый результат
Для детей:Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины. У детей более глубокие знания о России.
Для родителей:Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
Этапы проведения и реализации проекта :
• Информационно-накопительный:
o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
o Постановка целей и задач.
o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Организационно-практический (основной)
Перспективный план
месяц № п/п Тема недели Программное содержание Работа с детьми
сентябрь 1 Мир вокруг нас Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.
Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства Занятия, беседы о разных странах и их жителях.
Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.
Дидактические игры
«Иностранец», «Кто в какой стране живет».
Подвижные игры детей разных стран
2 Разноцветные люди Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности
Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений. Фотовыставка
«Разноцветные люди». Рисование на тему
«Разноцветные дети».
Дидактическая игра
«Иностранец».
Подвижные игры детей разных стран
октябрь 3 Наша страна - Россия Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»
Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина»
4 Как жили славяне Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой
Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского
народного быта, фольклорный праздник
«Веселая ярмарка»
5 Богатыри земли русской
Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Выставка детских рисунков «Богатыри земли русской». Театрализованные игры
6 Русские народные промыслы Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами
эстетического воспитания
формировать чувство
восхищения творениями народных мастеров Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскимими, калининскими, каргопольскими игрушками. Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.
Рассматривание образцов хохломы, гжели и т. д.
7 Осенины Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку Занятие в фольклорном стиле.
Изготовление украшений, разучивание стихов, песен, танцев.
ноябрь 8 Климатические зоны России
Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы Занятия, знакомство с географической картой России. Дидактические игры:
«Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова»
9 Жизнь людей на Севере
Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях Занятие, беседы о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Чтение стихотворений, художественной литературы. Тематическое рисование
10 Русский лес - чудесный лес
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства
Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека»
11 Что такое заповедник?
Познакомить детей с назначением природных
заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.
Рисование на тему «Красная книга России»
декабрь 12 Голубые реки России
Познакомить детей с названиями крупных рек России : Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций. Рисование «Озеро-сказка».
Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей
13 Какие народы живут в России Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию : русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества
Занятия, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Чтение стихотворений, художественной литературы. Прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ
14 Государственные символы России - флаг, гимн Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране Занятия, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы
15 Государственный символ России
- герб
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством Занятия, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб»
январь 16 Что значит быть гражданином?
Права и
обязанности гражданина РФ
Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско- патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство»,
«гражданин» Занятие, беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн»
17 Знаменитые россияне
Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов
18 Знаменитые спортсмены России
Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди -
«настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот» Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из журналов и газет, фотовыставка, рассказы детей о знаменитых спортсменах.
Чтение стихов.
Подвижные спортивные игры на улице.
Проведение спортивной олимпиады в детском саду
февраль 19 Главный город нашей страны
Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России.
Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой.
Воспитывать гражданско- патриотические чувства
Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, просмотр видеофильмов, фотовыставка
«Главный город», выставка детских рисунков
20 История Московского Кремля
Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля Занятие, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву.
Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля. Рисование на тему
«Древняя Москва».
Выставка детских рисунков на тему «Московский Кремль»
21
Города России
Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт- Петербург, Новгород,
Новосибирск, и т. д. Формировать представление о том, что Россия - огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну
Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов, фотовыставка
«Города России». Чтение литературных произведений о городах России
22 День защитников Отечества
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины
Праздник «День защитников Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных
март 23
Мамин праздник
Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики Утренник «Мамин день», рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек.
Фотовыставка «Моя мама». Рисование на темы: «Мама дома», «Мама на работе»
24 Масленица
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора Занятие-развлечение, беседы о масленичной неделе,
символическом значении блинов, чучела Масленицы. Рисование: «Встреча весны».
Спортивные состязания
25 За что мы любим свой город. Уточнить представления детей о родном городе.
Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско- патриотические чувства Экскурсия по родному городу, рассматривание иллюстраций, тематическое рисование.
Рассматривание открыток с видами родного города.
Фотовыставка «Я в родном городе».
Дидактическая игра «Что в родном городе есть»
26 История возникновения герба Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города - гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства Экскурсия по родному городу, беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города
апрель 27 Флора и фауна родного края
Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края
Экскурсия в краеведческий музей, беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки
28 Знаменитые земляки
Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими Занятие, прослушивание стихов, литературных, музыкальных произведений о Москве в годы Великой Отечественной войны,
выставка рисунков «Москва во время войны»
29 Многонациональ ная
родина
Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны Экскурсия в краеведческий музей, беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов.
Чтение стихотворений, литературных произведений.
30 Занятие – викторина «Что мы знаем о России»
Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства Занятие – викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно – прикладные промыслы.
Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
май 31 День Победы
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства
Занятие для детей и родителей «День победы»; Разучивание стихов, песен, инсценировок;
Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной Войны.
Итоговое занятие
«Мой край»
Обобщить и систематизировать знания детей о России,, воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
Занятие – викторина.
Презентационно – завершающий
Итоговое занятие «Мы патриоты» - викторина. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми.
Реализация проекта способствует сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказывает благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствует приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на прошлое нашей страны, но и желание с гордостью говорить о настоящем и будущем России.
Литература:
Н. В Алешина,. Патриотическое воспитание дошкольников : Конспекты занятий[Текст] / Н. В. Алешина. – 4. изд., доп. – Москва : Перспектива, 2008. – 237,
Н. Г. Зеленина, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.)[Текст] - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2015, 96с.
Ривина, Е. К. ,Герб и флаг России : Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами[Текст] / Е. К. Ривина. – Москва: АРКТИ, 2005. – 61 с