Лариса Тимофеева
Проект в младшей группе «Всё о мыльной пене»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» города Дубны Московской области.
«Всё о мыльной пене».
Разработала проект
воспитатель высшей категории
Тимофеева Лариса Вячеславовна.
Публикация «Проект в младшей группе „Всё о мыльной пене“» размещена в разделах
Проект "Всё о мыльной пене". Знакомство младших дошкольников со свойствами мыльной пены.
Автор:
Тимофеева Лариса Вячеславовна,
воспитатель
МАДОУ №25 «Золотой ключик"
г. Дубна.
Актуальность
Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, большое внимание мы уделяем сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребё нка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям детей младшей группы детского сада.
Большое удовольствие детям младшего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения детям. Педагоги помогают ребёнку почувствовать разнообразие тактильные ощущения при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Игры с пеной помогают детям поближе познакомиться с белым цветом и его оттенками, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт.
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
1. Развивать наглядно-образное мышление, речь, внимание, моторику, координацию движений;
2. Формировать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая».
Методы исследования:
При реализации проекта, использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, самостоятельное выполнение детьми опыта, игры с пеной, как наиболее соответствующие цели проекта и возрастным особенностям детей данного возраста.
Значимость данного проекта определяется потребностью развития личности в деятельности, а также непосредственным участием ребёнка в проводимых опытах.
Гипотеза проекта :
Предполагаем, что игры с водой и пеной- это стремление к познанию их свойств, всё это делает игру интересной для детей.
Объект исследования: вода, мыло, мыльная пена.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Срок реализации: один месяц.
Участники проекта :
- воспитатели, родители, воспитанники младшей группы.
Дети являлись полноправными участниками проекта – принимали активное участие в проводимых играх-экспериментах.
I этап – Подготовительный:
1. Постановка цели и задачи.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор художественной литературы (стихи, пословицы, сказки).
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
6. Анкетирование.
II этап – Основной.
Форма работы:
Беседы: «Где живёт вода»,
«Для чего нам нужна вода и мыло»,
«О волшебнице воде», «Какая пена?»
НОД:
«Мыло и вода – наши лучшие друзья»,
«Какая же ты водичка?»
«Ах, какая пенка!»
Презентации: «Мыльные пузыри».
Опыты:
«Знакомство с пеной», «Мыльные пузыри», «Игры с пеной», «Рисуем пеной по зеркалу», «Разложи пену по формочкам», «Пенящие волны», «Разноцветная вода».
Художественное творчество:
Рисование «Волны»,
Аппликация: «Пена» (из ваты).
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский: «Мойдодыр», М. Бойковой: «Пена», «Мыльные пузыри».
Лэпбук: «Маленький исследователь».
Взаимодействие с родителями:
Консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой и пеной».
Фото стенд: «Опыты с пеной».
Дидактические игры: «Кораблики», «Весёлые пузыри», «Разноцветная вода».
Сюжетно – ролевые игры: «Купаем куклу Дашу», «Стираем платочки».
III этап - заключительный.
Итоговым результатом стала презентация проекта воспитанницы младшей группы «В» Зайцевой Елены и её родителей «Мы с папой –волшебники».
Заключительным мероприятием было проведение игры – опыта: «Ах, какая пенка!», в которой дети закрепили знания о свойствах воды, пены.
Вывод:
Результатом проекта «Все о мыльной пене» явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах пены.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекала родителей к активной помощи. Родители дома проделали ряд опытов с водой, пеной, воздухом. Проводили исследования, отвечали на детские вопросы, которые возникали у ребёнка по ходу выполнения опытов. Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий. У детей сформировались предпосылки к поисковой деятельности.
Повысился уровень любознательности, наблюдательности. Пополнился словарный запас, активизация речи детей существительными, глаголами, прилагательными. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы
Опыт № 1 «Знакомство с пеной».
Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло.
Ход проведения:
Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.
Проговаривают:
«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,
Будут ручки чисты, чисты, чисты».
Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.
Опыт № 2 «Мыльные пузыри».
Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
Оборудование: мыльные пузыри.
Ход проведения:
Педагог предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь.
«Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот – какие посмотри!
Все они воздушные
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!»
Опыт №3 «Купаем куклу Дашу».
Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре.
Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка
Ход проведения:
Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т. д.
Опыт №4 «Стираем платочки».
Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.
Оборудование: ёмкость, платочки, мыло.
Ход проведения
Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.
Опыт № 5 «Игра с пеной».
Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.
Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.
Ход проведения:
Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.
Опыт № 6 «Рисуем пеной по зеркалу»
Цель: развивать творческое мышление.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло, кисточки или губка.
Ход проведения:
Педагог предлагает детям рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки малышей, у кого что получилось.
Опыт № 7 «Разложи пену по формочкам».
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.
Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости.
Ход проведения:
Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Опыт № 8 «Пенящие волны».
Цель: развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: губка, мыльница, два таза (один с водой, второй с пеной).
Ход проведения:
Дети наблюдают за тем, как педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.
Опыт № 9 «Ах какая пенка!».
Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность.
Оборудование: венчики по количеству детей, ёмкости с водой
Ход проведения:
Педагог показывает детям, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом.
Литература:
1. Е. В. Баранова в помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» - г. Ярославль: Академия развития, 2009 г.
Спасибо за внимание