Галина Сапрыкина
Проект «Моя семья» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, без чего не может существовать человек. Придя в новую группу, многие дети не могли назвать имена членов своих семей, рассказать, кто кому кем приходиться. Они недоумевали, что значат слова, семья, родители, родственники. Так возникла проблема: низкий уровень знаний о себе, своих родителях и родственниках, семейных традициях. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья». У детей появилось возможность и желание разобраться в непростых родственных отношениях.
Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста представление о семье и семейной принадлежности.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- Создание необходимых условий для реализации проекта: подбор наглядных и дидактических материалов, произведений фольклора, загадок, стихов, сказок на тему.
- Сообщение родителям о проектной деятельности в группе: сбор семейных фотографий для создания фотоальбома «Моя семья», рисунков к выставке «Семейная ладошка».
- Создание картотеки пальчиковых, дидактических игр.
II этап – основной:
Совместной деятельности с детьми:
Познавательная деятельность:
- Беседы: «Как тебя называют дома?», «С кем ты живешь?», «Что делает ваша семья утром?», «На кого ты похож?», «Есть ли у животных семья?», «Что умеет твоя бабушка?», «У вас дружная семья?», «В какие игры вы играете дома вместе?», «Как вы помогаете родителям?».
- Рассматривание сюжетных картинок о семье.
- НОД «Моя дружная семья», «В деревню к бабушке».
- Просмотр диафильма «Где моя мама?»
Коммуникативная деятельность:
- Игровые упражнения «Покатаем куклу на саночках», «Накорми куклу Машу», «Покачаем куклу Катю», «Как утешить куклу Олю»,
- Игровая ситуация «Кукла умывается», «У нас гости», «Как Нина вернулась с прогулки и промочила ноги»
- Инсценировка песенки в переводе С. Маршака «Перчатки»
- Игры: «Назови ласково», «Найди сходство и различие», «Придумай имя», «Знакомство с Колобком», «Назови свою семью», «Дружная семья», «Цветок добрых дел».
- Чтение стихотворения И. Батовой «Семья», потешек «Ладушки», сказки К. Чуковского «Цыпленок», сказки «Три медведя».
Изобразительная деятельность:
- Рисование «Воздушные шарики для сестрёнки и братишки», «Мои родители и я».
- Аппликация «Красивый дом с окошками для семьи», «Угостим гостей яблоками и ягодами».
- Лепка «Блины - оладушки для дедушки и бабушки».
Игровая деятельность:
- Хороводная игра «Кто у нас хороший?», «Карусели», «Пузырь», «Кто позвал тебя, узнай».
- Подвижные игры «Лошадки», «Еду-еду в гости к деду», «Наседка и цыплята», «Бубенцы».
- Пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «Строим дом», «Моя семья», «Как у бабушки Наташи», «Мальчик-пальчик, где ты был?»
- Дидактические игры: «Найди пару варежек», «Подбери платок», «Собери бусы», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно», «Бабушкины помощники».
- Драматизации сказок «Волк и козлята», «Репка».
- Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».
Конструирование
- Строительство домов для семьи из больших кубов, мелкого строителя, лего, счётных палочек, магнитных кружков.
Работа с родителями:
- Проведение родительского собрания «Речевое развитие детей в младшей группе, создание в семье речевой среды для детей»
- «Круглого стола» - «Роль игры в развитии ребёнка».
- Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности», «Семейные ценности – залог успешного воспитания»
- Памятки: «Заповеди для родителей».
III этап - заключительный
Презентация проекта «Моя семья» для педагогического коллектива ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: формирование представлений о своей семье, о её членах: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Продукты проекта: фотоальбом «Моя дружная семья», выставка семейных рисунков «Семейная ладошка», книжка-малышка «Семья-это здорово!», детские работы по художественному творчеству, картотека пальчиковых и дидактических игр.
Итог проекта.
В результате проведения комплексной работы по формированию семейной принадлежности у детей появилось желание еще больше узнать о своих родных, близких и далеких. Дети называют свою фамилию, имена своих родных, разбираются в родственных отношениях, кто кому кем приходится в семье. Точно знают, кто такие родители, что воспитатель им не родственник. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «День рождения», «Гости». Многим родителям понравилась идея сделать самодельный фотоальбом «Моя семья», рисунки «Семейные ладошки». Приняли решение: завести копилку любимых совместных игр, рассказывать о них, играть вместе в детском саду.
Проект «Моя семья» является первым шагом в патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное восприятие детьми ближайшей среды, которой является его семья.