Cветлана Ивкова
Проект «В гостях у Мойдодыра» (формирование КГН у детей раннего возраста во всех видах образовательной деятельности).
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область «Физическое развитие», которая направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
Публикация «Проект „В гостях у Мойдодыра“ (формирование КГН у детей раннего возраста во всех видах образовательной деятельности),» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организованна, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения
1. Предмет исследования
Условия необходимые для формирования КГН у детей раннего возраста.
2. Проблема:
отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Вопрос
Как организовать деятельность воспитанников, чтобы процесс формирования КГН прошел успешно?
3. Гипотеза
Если ребёнка постоянно приучать к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек, а также это будет способствовать развитию навыков самообслуживания.
Возможные риски: не все дети могут применять на практике полученные навыки и умения.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – режим дня». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки самообслуживания. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип самоорганизации, самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил самообслуживания, гигиены.
4. Проверка гипотезы
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста во всех видах деятельности.
Задачи:
1. Закреплять представления о правилах личной гигиены.
2. Формировать у детей :
умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды,
навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).
4. Закреплять знания о сенсорных эталонах.
5. Развивать речь, память, внимание.
6. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы.
7. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении здоровья детей.
Участники: педагоги,
воспитанники,
родители,
медперсонал.
Тип проекта - игровой
5. Предполагаемые результаты:
У детей будут сформированы навыки :
самостоятельно и правильно пользоваться мылом, мыть руки перед едой, после посещения туалета, по мере загрязнения;
насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место;
пользоваться расческой и носовым платком;
правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
самостоятельно (с небольшой помощью взрослого) одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи;
Родители примут участие в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
Объединятся интересы семьи и ДОУ в вопросах формирования КГН у детей раннего возраста
Дети получат представления о сенсорных эталонах: форме, величине, цвете.
Повысится уровень развития речи детей.
6. Реализация проекта
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
определение форм и методов реализации проекта,
составление плана,
подготовка дидактического и наглядного материала,
разработка материалов для работы с родителями,
изучение педагогической литературы.
Методы:
Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример;
Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение;
Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок.
Формы :
Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Игры – занятия с элементами экспериментирования.
Сюжетные, дидактические игры и упражнения.
Художественное слово.
Чтение художественной литературы.
Праздники и развлечения, беседы.
Работа с родителями.
2. Реализационный.
Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, и практической деятельности.
Мы работаем с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад. Поэтому первоочередной задачей (после адаптации) является воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Многие родители чрезмерно опекают детей, все делают за них сами, поэтому стремление к самостоятельности у детей нет.
На начало учебного года мы провели мониторинг сформированности КГН у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ и исходя из его результатов,
чтобы заинтересовать детей, привить желание самим выполнять действия, связанные с их формированием, мы разработали план, включающий в себя все виды деятельности, в которых у детей появляется возможность в игровой форме самим учиться : есть, умываться, пользоваться предметами первой необходимости и т. д.
При этом развивается речь, память, внимание, обогащается словарь детей. Дети знакомятся со свойствами предметов, их качеством, сенсорными эталонами: цветом, формой, величиной.
Дидактические и сюжетные игры с предметами
«Кукла в гостях у ребят»
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ, КУКЛА КАТЯ!
Здравствуй, кукла Катя!
Куклу раздеваем, в гости в группу приглашаем!
Помочь детям запомнить названия предметов одежды, цвета последовательность раздевания после прогулки; воспитывать бережное отношение к одежде; развивать внимание, речь. Мелкую и общую моторику; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.
Развязали шарф.
Шарфик полосатенький.
Куда надо положить шарфик?
В шкафчик Вещи надо убирать.
Не придётся их искать.
«Купаем куклу»
Знакомимся со свойствами воды, предметами необходимыми для умывания.
Кто тут будет — куп-куп,
по водичке — хлюп, хлюп,
в ванну быстро — прыг, прыг,
в ванне ножкой — дрыг-дрыг?
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется.
«И сами умываемся, ни сколько не стесняемся»
И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нем не забывает:
Взрослого, младенца,
Вытрет полотенце.
«Напоим куклу чаем»
Таню в гости приглашаю,
Чаем с плюшкой угощаю.
Пей, Танюша, чай!
Пей и не скучай!
Закрепляем навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
обогащаем игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
закреплять знание чайной посуды.
«Кукла обедает вместе с детьми"
Усваиваем сенсорные эталоны: цвет, величина.
Учимся держать правильно ложку, самим есть, аккуратно
Я пластмассовый горшок,
Всем детишкам я дружок.
Подбегайте и садитесь,
Не стесняйтесь, потрудитесь!
Вы штанишки снять успели?
«Да! Успели! Еле-еле!»
Молодцы!
«Стираем, сушим и гладим одежду для куклы»
Не мешайте нам сейчас, Мы развесили белье,
стирка срочная у нас, куклино и мишкино,
я и Машенька, вдвоём мама вешает мое
управляемся с бельём и еще братишкино
Развиваем: коммуникативные навыки, речь, мелкую моторику, сенсорные эталоны, обогащаем словарь детей, желание детей выглядеть чистыми и аккуратными.
Праздники и развлечения.
«Мойдодыр в гостях у ребят»
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
Ручки мыли, Щечки мыли, И теперь мы чистые зайчики пушистые!
Вместе с Мойдодыром раскладываем массажные дорожки, и делаем зарядку.
Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять
Мойдодыр подарил салфеточки, научил деток вытирать носик.
Игры с салфеточками – «Лучики для солнышка» - знакомимся с бумагой, ее свойствами.
Получилось весеннее солнышко
С Мойдодыром мы играли И ни сколько не устали. Вот немножко отдохнем И опять играть начнем!
Художественное слово.
Чтение художественной литературы.
Для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.