Кирш Жанна
Проект «В детский сад хожу без слёз»
Педагогический проект
«В детский сад, Хожу без слёз».
Введение
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но очень часто они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей.
Публикация «Проект „В детский сад хожу без слёз“» размещена в разделах
Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинской сестры, во взаимодействие с родителями.
Тип проекта : групповой, социальный.
Срок реализации: сентябрь-ноябрь 2022г.
Участники проекта : дети, родители.
Итоговый продукт: фотоматериал,, брошюры, буклеты, консультации ….
Цель проекта : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи проекта.
Задачи проекта :
- Изучить научную и методическую литературу, разработать план работы по теме адаптация и ранняя социализация детей 3 до 4 лет.
Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
- Предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку.
- Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
- Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Ожидаемые результаты:
Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
.
Реализация проекта с родителями :
Задачи: Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
Этапы проекта Содержание работы Ответственные
I этап Подготовительный Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ. Заключение договоров с родителями.
Заведующая
Воспитатель.
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания)
Педагог-психолог
Воспитатели.
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к детскому саду» Педагог-психолог
Воспитатели.
Консультация для родителей: «Адаптация в детском саду».
Педагог-психолог
Воспитатели.
II этап
Основной Мастер-класс для родителей по изготовлению нетрадиционного оборудования, для развития мелкой моторики пальцев рук. Воспитатели.
Проведение информационных и тематических мероприятий. (Встречи, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, консультирование родителей по вопросам адаптации воспитанников.) Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
Проведение совместных праздников и развлечений: «День матери», «Мамочку мою очень я люблю», «День рождения группы». Воспитатели
Музыкальный руководитель.
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации в газете «Детвора») Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Специалисты ДОУ
Воспитатели
III Этап
Заключительный Анкетирование родителей по итогам адаптации. Педагог-психолог
Воспитатели
Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей к ДОУ Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
Родители
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания в детском саду и дома.
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
Выпуск стенгазеты для родителей с фотоснимками детей «Я уже большой. Я уже не плачу!»
Воспитатели
Родители
Реализация проекта с детьми :
Задачи: Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.
Этапы проекта Содержание работы Ответственные
I этап
Подготовитель-ный Подбор и изучение необходимой литературы. Составление плана работы, подбор методик.
Воспитатели
Знакомство с ребенком на основе медицинских документов (анамнеза, диспансерного листа) Старшая медсестра
Организация развивающей среды в группе. Воспитатели
Разработка и оформление адаптационной карты на каждого ребёнка.
Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Воспитатели.
Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Педагог-психолог
Воспитатели
II этап
Основной Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе. Воспитатели
Педагог-психолог
Заполнение адаптационных листов. Воспитатели
Прогнозирование течения адаптации по результатам анкетирования, выявление групп «риска».
Антропометрия в первый и последний день адаптации. Воспитатели
Педагог-психолог
Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул)
Старшая медсестра
Воспитатели
Наблюдение за состояние здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое и психическое здоровье) Старшая медсестра
Педагог-психолог
Воспитатели.
Ведение адаптационных листов Воспитатели
Использование элементов телесной терапии, игровых методов взаимодействия с ребенком. Воспитатели
Диагностика нервно-психического развития детей.
Педагог-психолог
Проведение коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома Педагог-психолог
Воспитатели.
Проведение совместных праздников и развлечений: «День матери», «Мамочку мою очень я люблю», «День рождения группы». Воспитатели
Музыкальный руководитель.
III Этап
Заключитель-ный Мониторинг протекания процесса адаптации. Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей. Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
Приложение № 1.
Модель работы с детьми
Первый день
Содержание работы Рекомендации
Воспитатель встречает детей и родителей в приемной комнате, здоровается, предлагает выбрать шкафчик для одежды и переодеться. Ребенок сам выбирает понравившуюся картинку. Родители помогают разместить в шкафчике вещи ребенка.
Воспитатель приглашает детей и родителей в групповую комнату. Показывает игровое оборудование. Приглашает поиграть
Экскурсия по групповой комнате:
• “Здесь живут мои игрушки”.
• Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!” Игрушки должны соответствовать возрасту. Желательно наличие заводных, музыкальных, разборных игрушек. Ребенок по желанию может взять любую игрушку.
Знакомство с умывальной и туалетной комнатой. Ребенок ищет на вешалках для полотенец уже знакомую картинку и вешает полотенце.
Во время умывания воспитатель использует худ. поэтическое слово.
Завтрак: “На столе готова каша, где большая ложка наша!” Детей и родителей приглашают за стол. Во время усаживания за стол воспитатель использует худ. Слово (“Вкусная каша” Александровой). Дети завтракают. Родители пробуют и побуждают ребенка к еде. Воспитатель использует худ. После завтрака проводятся гигиенические процедуры.
Игра Родители с детьми свободно играю по желанию детей. Наиболее активных детей воспитатель привлекает к совместной игре.
Прогулка: Знакомство с прогулочным участком и игровым оборудованием. Воспитатель проводит эксперименты с водой и песком.
Чтение стихотворения Ю. Энтина “Золотая горка”
Сыпь песочек из совка в синее ведерко!
Поднимайся в облака, золотая горка!
Горка не послушалась и сама разрушилась!
До чего ж непрочная ты, гора песочная!
Подвижная игра “Догони мяч”. Часть песка в песочнице заранее полита водой. Приготовлены в необходимом количестве песочные наборы (ведра, совочки, формочки).
Воспитатель сравнивает постройки из сухого и влажного песка.
Родители непосредственно участвуют во всех проводимых игровых моментах.
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры.
Воспитатель организует пальчиковые игра “Ути-ути” О. И. Крупенчук
“Ути-ути, полетели,
На головушку сели
Поклевали – поклевали
И домой улетали!” Родители управляют руками ребенка:
– машем руками ребенка;
– кладем ладони ребенка ему на голову;
– “клюем голову ребенка его пальцами;
– руки с головы “слетают” и машут.
Повторяют несколько раз.
Обед: “Час обеда подошел, сели с мамами за стол” Детей и родителей приглашают за стол. Во время усаживания за стол воспитатель использует худ. слово (“Маша обедает” С. Капутикян). Дети завтракают. Родители пробуют и побуждают ребенка к еде.
Дети уходят домой.
В этот и последующие дни дневной сон дома в соответствии с режимом дня ДОУ.
Второй день
Прием детей. Дети с помощью родителей отыскивают свой шкафчик для одежды. В шкафчике ребенка лежит игрушка, наиболее понравившаяся ему накануне. Ребенок переодевается и заносит игрушку в группу. Воспитатель предлагает ребенку игровые действия с этой игрушкой, но уже в групповой комнате (покачать куклу на качелях, прокатить Мишку с горки и т. д.)
Утренняя гимнастика проводится на основе потешки “Ути-ути”. Движения выполняют по показу воспитателя.
Гигиенические процедуры.
Завтрак. “Буль-буль-буль бежит водица”… и др.
Экскурсия в музыкальный зал. Музыкальный руководитель приходит в групповую комнату к детям с знакомится с детьми и приглашает к себе в гости.
Наблюдение за растениями (подбираются растения с крупными листьями и цветами).
Воспитатель обращает внимание детей, что у растения есть листья и цветы. Листья зеленого цвета, а цветы красного. Любуются. Воспитатель объясняет, что цветок хочет пить. С помощью детей поливает цветок.
Активизация словаря: лейка, поливать, цветок.
Приговаривает:
У меня живет цветок, он бы много выпить мог.
Дам водички – он глотает и немножко подрастает.
Воспитатель предлагает детям тоже попить воды.
Прогулка.
Наблюдение за растительностью участка (цветы, трава, деревья). Учить различать и называть.
Игра “Мыльные пузыри”.
Игры с выносным материалом. Воспитатель использует художественное слово, народные потешки о растениях и цветах (“Травушка-муравушка”, “Одуванчик” и др.).
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. Перед обедом воспитатель проводит пальчиковые игры по своему выбору (“Ладушки”, “Сорока-сорока”, “Пальчик-пальчик” и др.)
Обед “Бери ложку, бери хлеб, отправляйся на обед!” Воспитатели докармливают детей.
После обеда дети уходят домой.
Третий день
Прием детей Воспитатель беседует с родителями о самочувствии ребенка дома после посещения д/с.
Воспитатель показывает как действовать с игрушкой и предлагает переодеться и зайти в группу поиграть. Дети входят и играют.
Утренняя гимнастика:
Утята с мамою шагают и тихонько напевают,
Погуляли и попели и за мамой полетели,
Здесь жучки и зерна есть, можно вкусно их поесть,
А теперь водицы попьем мы из корытца.
Взмах один, взмах другой, полетели все домой.
Летели, летели и на травку сели. На основе потешки “Ути-ути” :
Дети шагают за воспитателем.
Легко бегают по группе.
Приседают, стучат пальчиками о пол.
Наклоняются вперед-назад
Бегают по группе, машут руками.
Переходят на ходьбу, приседают.
Гигиенические процедуры. Завтрак Дети самостоятельно стараются найти свое полотенце. Учатся снимать и вешать его. Детей приглашают к столу.
Детям предлагают настольные дидактические игры: “Прокати шарик с горки” Детям дают деревянные цветные шарики и предлагают прокатить их с горки ( усложнение игры: прокатить шарик с горки в воротики).
Экскурсия в спортивный зал. Знакомство с помещением. Детям предлагают игры с резиновыми мячами разного диаметра: “Прокати мяч”, “Догони мяч”, “Мой веселый звонкий мяч”, “Мячик” – вот какой, вот какой мячик пестрый, озорной. Никогда не плачет, по дорожке скачет. Мяч в руках я подержу и ребятам покажу. Кому дать? Кому дать? Кто же будет мяч кидать? Мячик Коленьке дам, мячик Коля бросит сам. Игры планируются на разные виды движений: бег, прыжки, катание мяча. Во время игр, воспитатель привлекает ребенка к совместной игре, для установления более доверительных отношений.
Подготовка прогулки.
Прогулка: наблюдение за ветром с использованием худ. слова:
Машет ветками береза,
Наклонился василек,
И качается травинка
И порхает мотылек.
Кто их дети раскачал?
Кто проказника узнал?
– Это ветер-ветерок раскачать деревья смог!
Игры с песком, водой. п/и “Вертушки”. На прогулке вносятся дополнительно новые формочки, лейки.
Внести вертушки по количеству детей для наблюдения за ветром. Воспитатели привлекают ребенка к совместным игровым действиям.
Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.
Обед: “Повара нас удивили, и обедать пригласили”. Дети обедают. Медицинский персонал информирует родителей о физиологических нормах основных продуктов.
После обеда дети уходят домой.
Четвертый день
Прием детей.
. Дети самостоятельно находят свой шкафчик для одежды.
.
Подготовка к завтраку. Завтрак воспитатель организует завтрак.
Экскурсия в уголок ИЗО деятельности.
Подготовка к прогулке.
Прогулка: наблюдение за воробышками; кормим птиц; п/и “Воробышки летают”; игры с выносным материалом; индивидуальная работа. После наблюдения за воробьями воспитатель читает стихотворение Н. Тимофеевой “Воробей” :
Я спросила воробья:
– Где живет твоя семья?
На заборе и на ветке,
И в заброшенной беседке,
На асфальте, на траве –
Воробьи живут везде.
– А ответь-ка, воробей,
Что тебе всего милей?
– На твоем окошке
Зернышки и крошки! (Воспитатель показывает корм и предлагает покормить птиц)
В гнезде воробышки живут (дети сидят на корточках)
и рано утром все встают (встают, потягиваются, отряхиваются)
Довольно в гнездышке сидеть,
Пора на солнышко лететь (дети “летают”, бегают в среднем темпе)
Будь осторожен воробей
Крадется кошка из дверей (при появлении игрушки-кошки, дети убегают). Воспитатель привлекает к совместной деятельности наименее активных детей и вступает с ними в контакт.
Подготовка к обеду. Пальчиковые игры.
Обед: “Дружно сели за обед – ничего вкуснее нет”. воспитатель проводит консультацию для родителей об организации питания в домашних условиях.
Дети уходят домой
Пятый день
Прием детей.
Игровой момент “Теремок” В приемной помещается игрушечный домик. Внутри домика находятся мелкие фигурки зверей. Воспитатель привлекает внимание детей к домику, предлагает побыстрее раздеться и посмотреть “Кто в домике живет?” и достает кошечку. Привлекает детей к звукоподражанию, можно использовать потешку. Воспитатель предлагает посмотреть кто еще живет в домике и приглашает детей в группу.
Подготовка к зарядке.
Зарядка “Вышла курочка гулять”. Произносит “Ко-ко-ко!” и спрашивает детей: “Кто спрятался в домике?”. Достает курочку. Воспитатель проговаривает потешку “Вышла курочка гулять” и привлекает детей к совместным действиям по тексту потешки.
Подготовка к завтраку. Завтрак Воспитатель поощряет самостоятельность детей.
Обязательная организующая деятельность
Пальчиковая игра “Цыплятки” О. И. Крупенчук
Зерна курочка клюет
И цыплятки тут как тут
В воду уточка нырнет
А цыплятки не нырнут воспитатель показывает детям картину “Курица с цыплятами”. Обращает внимание детей на цыплят рядом с мамой-курицей. После показа картины проводит пальчиковую игру.
Гигиенические процедуры. Подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдение за солнечными зайчиками.
Просыпалось на заре солнышко за тучкой
Выпускало погулять солнечные лучики
Раз, два, три, четыре, пять
Стали лучики играть!
Игра-песня “Зайчик” муз. Старокадомского.
Скачет между травками быстроногий зайчик,
Смял своими лапками белый одуванчик,
Полетели высоко белые пушинка
Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.
Совместное сооружение из песка большой горки для машин.
Вспоминаем стихотворение “Золотая горка” Ю. Энтина
Индивидуальная работа с пирамидками большого размера. Учим собирать нанизывая колечки от большого к малому. Привлекает малоактивных детей. Воспитатель обращает внимание детей на солнечный зайчик и предлагает детям поймать его. Дети пытаются поймать его.
Воспитатель предлагает детям попрыгать как зайчики.
После игры рассматривают растительность на участке (травка, цветы).
Песок приготовлен заранее.
Используются машины небольшого размера, чтобы ребенок мог удерживать ее рукой. Катаем машины с горки.
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду.
Обед: “На прогулке нагулялись, очень мы проголодались!” Родители наблюдают за процессом кормления детей.
Экскурсия в спальную комнату. Воспитатель предлагает взять кукол и мягкие игрушки и пройти за ним в спальную. Показывает детям кроватки. И предлагает отыскать свою кроватку по знакомой картинке. В спальне звучит спокойная музыка. Предлагает уложить на свою кроватку игрушку. Звучит песня “Спят усталые игрушки”. Дети укладывают игрушки на постель. По желанию ребенок может полежать на своей кроватке. Дети оставляют игрушки в спальне. Прощаются и уходят домой.
После выходных дней воспитатель и дети утром “будят” игрушки и играют с ними.
Приложение № 2
Картотека игр
в адаптационный период
«Доброе утро!»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, детки! Все проснулись! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)
«Хоровод»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы все «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Прыгай веселей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений.
Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! --- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! --- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись--- кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.
Игра повторяется несколько раз.
«Солнечные зайчики»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений.
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
«Осенние листочки»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений;
взаимодействие детей.
Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
- Давайте назовем, какого цвета листочки.
- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
- А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.
«Игра с собачкой»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений;
взаимодействие детей.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Зайка»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
взаимодействие детей.
Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
«Пускание мыльных пузырей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.
Выводы: Практически все дети прошли легкую и быструю адаптацию, у некоторых детей адаптация прошла чуть посложнее. Для того, чтобы дети быстро и легко адаптировались прикладывались все усилия со стороны воспитателей и со стороны родителей. На данный момент все дети с удовольствием посещают детский сад, некорые даже в конце дня не хотят уходить домой. Так что дети нашей младшей группы ходят в детский сад без слез!