Ильина Виктория Викторовна
Проект «Узнаем тайну мыльных пузырей»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «Узнаем тайну мыльных пузырей»
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
Сроки реализации: Краткосрочный с 17 февраля по 21 февраля. Возраст детей: от 3 до 4 лет.
Участники проекта : Дети 3-4 г., воспитатели группы, родители.
Публикация «Проект „Узнаем тайну мыльных пузырей“» размещена в разделах
АКТУАЛЬНОСТЬ: Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления об окружающем мире, им предоставляется возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
И тогда нам стало интересно:
- Из чего делают мыльные пузыри?
- Сможем ли мы изготовить такой раствор, чтобы пузыри долго не лопались?
- А всегда ли мыльные пузыри круглые?
- Каких размеров можно надуть мыльные пузыри?
- Как появились мыльные пузыри?
- Можно ли самим придумать средства для выдувания мыльных пузырей?
- Что можно делать с мыльными пузырями?
Познание – творческий процесс, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развивать в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность.
Цель проекта : Поддержание и развитие в ребенке интереса к познаниям,
открытиям, исследованиям; формирование у детей элементарных представлений из чего делаются мыльные пузыри и как их можно использовать в игровой деятельности в детском саду и дома
Задачи проекта :
- создавать условия для исследовательской деятельности, развития познавательных и творческих способностей детей;
- познакомить детей со свойствами воздуха и воды;
- формировать представления детей о свойствах мыла;
- изучение разнообразия мыла;
- воспитывать культурно гигиенические навыки детей;
- обогащать и активизировать словарь детей сопутствующими проекту понятиями, развивать психические процессы;
- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей и средствами для выдувания;
- способствовать развитию в детях уверенности в себе, стремление доставлять радость окружающим, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со взрослыми;
- развивать воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности;
-Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
- приобщать родителей к творческому взаимодействию с детским садом.
Объект исследования: мыло; мыльные пузыри.
Предмет исследования: свойства мыльных пузырей.
Методы исследования:
- наблюдение;
- просмотр книг, фильмов и мультфильмов;
- проведение экспериментов и опытов.
Предполагаемый результат: сформировать у детей первоначальные знания о воздухе, воде, мыле и возможности соединения их вместе;
использование различных предметов для образование мыльных пузырей;
систематизировать и повысить качество работы с детьми по развитию познавательных способностей через различные виды продуктивной деятельности;
приобщение родителей к творческому процессу в ДОУ
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Непосредственно образовательная деятельность с элементами экспериментирования: «Чудеса мыльных пузырей».
Продукты проекта : Рисунки, выполненные нетрадиционным способом; Поделки из пластилина.
Содержание практической деятельности по реализации проекта состоит из 3 этапов.
1 этап - организационный. Определение проблемы и поиск пути её решения. Беседа с детьми на тему: «Как появляются мыльные пузыри». Поиск путей решения данной проблемы привел к основному направлению: дать расширенные знания детям о воде, воздухе, о свойстве мыла и их совместном использовании для получения пузырей.
2 этап – основной.
Сбор информации.
Знакомство с разнообразием мыла.
Знакомство с историей возникновения мыльных пузырей.
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, энциклопедий.
Чтение сказки: «Пузырь, соломинка, и лапоть». М. Яснова «Мыло бывает разным преразным».
Загадывание и чтение стихотворений по теме проекта.
Опыт-эксперимент: «Воздух повсюду»; «Взаимодействие воды с другими веществами», «Знакомство с пеной»; «Игра с пеной»; «Разложи пену по формочкам»; опыты с разными средствами выдувания.
Нетрадиционная техника рисования: «Разноцветные мыльные пузыри для веселой детворы»;
Лепка: «Пузыри для Капитошки»;
Подвижные игры: Игры с водой и мыльной пеной «Веселые кораблики», «Раздувайся пузырь»; «Поймай мыльный пузырь».
3 этап – заключительный.
Игра-эксперимент:«Чудеса мыльных пузырей»
Презентация проекта.
Фотоотчет.
В результате реализации проекта активизировалась познавательная активность детей:
1. наши воспитанники узнали о способах приготовления раствора для мыльных пузырей;
2. расширили знания о воде, воздухе, мыле;
3. узнали о свойствах мыльных пузырей, что они легкие, наполнены воздухом и могут летать;
4. познакомились с художественным словом: загадками, стихотворениями, сказкой.
Конспект экспериментальной деятельности
во второй младшей группе
Тема «Путешествие в страну мыльных пузырей».
Цель: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления.
Задачи:
Образовательные
• Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.
• Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей.
• Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями
Развивающие
• Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
• Активизировать коммуникативные умения и навыки детей: Способствовать развитию диалогической речи, продолжать формировать умения отвечать на вопросы.
• Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
Воспитательные
• Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость.
• Способствовать развитию в детях уверенности в себе, стремление доставлять радость окружающим, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со взрослыми
• Поддерживать интерес к здоровьесберегающим предметам (мыло, вода).
Материалы и оборудование:
• Емкости с водой на каждый стол
• Трубочки для коктейлей
• Мыло с мыльницами на каждого ребенка
• Полотенца на каждого ребенка
• Баночка с готовым раствором для игр с мыльными пузырями
• Подносы
Для воспитателя:
• Коробочка, в ней мыло
• Жидкое мыло для показа
• Жидкое мыло, глицерин, прозрачный стаканчик с водой, ложка, готовый раствор для показа конечного итога
• Кружка с мыльным раствором, обрезанное горлышко от бутылочки
• Поднос, раствор, трубочка
• Готовый раствор для пузырей (покупной, шерстяная варежка
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, сегодня мы с вами попали в лабораторию.
- А кто работает в лаборатории? (ответы детей)
- Какую одежду носят лаборанты? (ответы детей)
Сегодня, я буду вашим профессором лаборатории, а вы мои лаборанты, ну а гости, которые сегодня к нам пришли – это интерны, студенты. Давайте на них посмотрим и поприветствуем. Сегодня мы будем проводить опыты и учить наших студентов.
Опыт №1- Обнаружение воздуха в пространстве»
Ощутить давление воздуха при помощи веера.
Материал: цветная бумага разного формата, простой карандаш.
Описание: Положи каждый лист «гармошкой» так, чтобы получился веер. Проверь какой веер при обмахивании создает самый сильный поток воздуха.
Опыт №2- Взаимодействие воды с другими веществами»
Наблюдение процесса попадание воздуха в воду.
Подготовить стакан с водой, трубочку для коктейля.
Описание: что произойдет, если в воду попадет воздух? Проверить свои предположения. Отпустим в стакан с водой соломинку и начнем в нее дуть. Что появляется? Какой формы эти пузыри? Они остаются на дне или поднимаются вверх? Как вы думаете почему? (Воздух легче воды)
Опыт №3- «Мыло. Разнообразие мыла» Предлагаю всем надеть халат, шапочку и маску. Присесть за свои рабочие места, и мы с вами посмотрим, с чем же нам предстоит работать, что внутри коробочки мы еще не знаем. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. И мы, как настоящие ученые будем изучать этот предмет, для этого у нас есть помощники (глаза, нос, уши, рот, руки).
Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Вы его сразу узнаете, но ни в коем случае не говорите его название, пока мы не опишем все его свойства (Достаю из коробки мыло и показываю).
1. Первый наш помощник – глаза.
- Глаза нам помогут увидеть какой формы этот предмет? ( ответы детей: прямоугольный, овальный, круглый)
- Какого цвета этот предмет? (синий, зеленый, желтый и т. д.).
2. Следующий наш помощник – нос.
- Нос может узнать имеет ли запах этот предмет? (ароматный, душистый, пахучий)
3. Следующий помощник - руки.
- Какой на ощупь это предмет? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый)
Скажите, что это за предмет? (мыло).
- Для чего нужно мыло людям? (умываться, стирать, мыть руки и т. д.).
- Ребята, мыло бывает жидкое и твердое. (показываю твердое мыло и жидкое)
д/ и: «Чудесный мешочек»
- И сегодня в нашей лаборатории мы будем делать мыльные пузыри. А помогут нам в этом предметы-помощники, которые стоят на ваших столах. А это…
(перечислить детям предметы, которые находятся на столе)
-Что надо сделать с мылом, чтобы получить мыльные пузыри? (разбавить в воде)
- Ребята, назовите правила работы с мылом (не трогать руками глаза, рот).
Опыт 4- «Твердое мыло и вода»
- Посмотрите, что в емкостях? (вода).
- Потрогайте пальчиками, какая вода (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха).
- Возьмите мыло, опустите его в воду и хорошенько размыльте.
- А теперь уберите мыло в мыльницу, вымойте руки в воде, вытрите руки о полотенце и скажите, какая стала вода? (мутная)
- Возьмите трубочки в рот и подуйте на эту воду так, чтобы образовались мыльные пузыри. Уберите трубочки и посмотрите, получилась ли в емкостях пена? (нет)
-Почему? (вода не мыльная, а мутная)
Вывод: Из мутной воды от мыла мыльные пузыри не получатся.
Опыт 5 - «Получение специального раствора для мыльных пузырей»
-Ребята, сейчас мы вместе проделаем другой опыт - изготовим специальный раствор, чтобы получились мыльные пузыри. Но, обратите внимание, что частью этого раствора является вещество, с которым можно работать только взрослым. Детям это вещество брать запрещено. Поэтому раствор будут готовить взрослые, а вы ребята будете наблюдать и в конце увидете, что же получилось.
- Берем жидкое мыло, воду, глицерин. Смешиваем их тщательно между собой и получаем специальный раствор для мыльных пузырей. Из такого мыльного раствора можно выдуть пузыри и они будут очень прочными. А теперь давайте попробуем надуть мыльные пузыри.
Вывод: Для того, чтобы получились мыльные пузыри, нужен специальный раствор.
Итог:
Дорогие друзья, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей, родителей)
Ребята мы с вами на славу потрудились, у нас получились потрясающие пузыри, на этом наша работа в лаборатории подходит к концу, а за старания я хочу подарить вам вот такие короны «Страны мыльных пузырей.
Спасибо!