Анжелика Щедринова
Проект «Условия раскрытия одаренных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является организация работы педагогического коллектива МБДОУ № 12 в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.
Публикация «Проект „Условия раскрытия одаренных детей“» размещена в разделах
Эта работа будет осуществляться через исследовательско - образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности. Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в МБДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.
Проект рассчитан на два учебных года, с 2021 по 2023 г. г., включает в себя несколько этапов реализации (аналитический, подготовительный, диагностический, организационный, заключительный этапы). При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшее эта работа будет продолжаться. Планируется на основе проекта наработать программно-методические материалы по взаимодействию МБДОУ с семьей, учреждениями дополнительного образования. Координатором проекта является старший воспитатель детского сада. Исполнителями проекта воспитатели дошкольных групп. Для реализации проекта создана инициативная группа педагогов, в состав которой вошли: педагог-психолог, музыкальные руководители, воспитатели старших групп. Цель проекта : создание условий в МБДОУ по выявлению и развитию детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.
Основные задачи проекта :
1. Сравнительный анализ реального положения дел в конкретном детском дошкольном учреждении (успешность педагогического процесса, наличие методов и методик развития и обучения детей с повышенным уровнем способностей и т. д.).
2. Проведение сложных видов диагностики по выявлению детей с различными видами способностей, создание банка данных детей МБДОУ № 12, имеющих ярко выраженные способности.
3. Повышение профессионального и творческого уровня педагогов на 20-30%.
4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.
5. Оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.
6. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе работы над реализацией проекта планируем создать и апробировать организационную модель психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в условиях детского сада в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии. Определяющим при разработке технологий работы с одаренными детьми должно стать органичное встраивание их в целостный образовательный процесс. Но для того, чтобы это встраивание происходило естественно, максимально безболезненно, необходима определенная и достаточно серьезная подготовка педагогов, взаимосвязь деятельности всех специалистов МБДОУ в решении поставленных задач.
Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Изучая талантливых детей, психологи характеризуют одаренность следующим образом : «Одаренность – это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни». Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Для любого творческого процесса характерна его индивидуальность и самобытность. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С. Л. Рубенштейн, Б. М. Теплов, В. А. Моляко. Правда, все это всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей в наше время.
Государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития и отношений со взрослыми и сверстниками. Концептуальной основой для организации работы с одаренными детьми является программа Л. А. Венгера «Одаренный ребенок». Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности : познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Не менее важна и должна быть детально проработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми, анкетирование взрослых (родителей и воспитателей, индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик.
Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно-образовательную деятельность. Из 25 педагогов 12 человек (49%) с высшим образованием, 3 человека с высшей и 7 с первой категорией (40 %).
Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию:
• Профессиональный уровень педагогов:
Высокий - 60%
Средний - 40%
• Творческий потенциал педагогов:
Высокий - 47%
Средний - 53%
• Способность педагогов к инновационной деятельности:
Высокий - 42%
Средний - 58%
Достаточно высокий уровень обученности (85%) и воспитанности (84%) детей БДОУ № 258. При 100% успеваемости выпускников на «4» и «5» учатся в начальной школе 70% детей. Потенциал детей, проявляющих ярко выраженные способности – 20 - 25%.
В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях:
• Театральная студия «Сказка»
• Студия хореографии «Капелька»
• Кружок подготовки к школе
Вместе с тем были выявлены противоречия между:
• разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов к их раскрытию;
• возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;
• необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;
• стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.
На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.
Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МБДОУ, но и внедрение новых. Одной из таких планируемых форм является кружок «Умники и умницы» на базе старших групп. Цель которого: максимальное раскрытие интеллектуального потенциала детей на основе развивающих игр. Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
Формы работы с одаренными детьми :
- проекты индивидуальные, групповые, семейные;
- кружки и секции;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
- опытно-исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями одаренных детей :
- родительский клуб;
- индивидуальные консультации психолога;
детско-родительские проекты.
Формы работы с педагогами:
-Ожидаемые результаты выполнения проекта
В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.
В процессе работы над проектом планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду МБДОУ, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Также планируем приобрести интерактивную доску, которая поможет педагогам широко использовать инновационные технологии развития детей. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования в МБДОУ. Для этого будут привлечены не только существующие, но и дополнительные ресурсы и возможности. Надеемся на тесное сотрудничество с родителями и другими социальными институтами для развития способностей детей.
В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.
педагогическое проектирование;
Оценка результатов проекта
Методы диагностики в ходе проекта :
1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).
2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
3. Специальные методы ( деятельность психолога МБДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).
4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).
6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
7. Конкурсы, фестивали, выставки.
Оценка качества реализации проекта :
1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.
2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).
3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).
4. Анкетирование родителей.
5. Открытые показы.
Практическая значимость результатов
Мы считаем, что комплексный подход к обследованию и сопровождению детей с повышенным уровнем способностей будет способствовать благополучному развитию их личности и дальнейшей успешной социализации. В значительной мере реализация проекта будет решать проблему психолого-педагогического просвещения родителей и преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы.
При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу с одаренными детьми, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.