Наталья Устинова
Проект «Управление методической службой ДОУ». Деловая игра «Родительское собрание».
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Родительское собрание».
Тема: «Будем знакомы»
Легенда: Родительское собрание проводится на базе ГДОУ № 5 Центрального района. В ДОУ возникла проблема по организации и проведению родительских собраний. На основании полученного запроса в помощь педагогам нами была разработана Деловая игра (родительское собрание) на тему «Будем знакомы».
Публикация «Проект „Управление методической службой ДОУ“, Деловая игра „Родительское собрание“,» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Цель: Повышение компетентности воспитателей в организации
и проведении родительских собраний в ДОУ.
Задачи:
1. Формирование из педагогов коллектива единомышленников, способных воплощать новаторские идеи в практическую деятельность;
2. Знакомство педагогов с достижениями психолого-педагогической науки;
3. Вовлечение каждого педагога в творческий поиск;
4. Выявление и изучение опыта педагогических находок и достижений.
Подготовка:
1. Анкетирование родителей;
2. Материалы для практического использования в работе;
3. Русские народные пословицы о воспитании;
4. Оформление выставки фотографий «Семейный досуг».
Описание ролей:
Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
'Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, нера-ботающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Роли:
…– воспитатель;
…– воспитатель;
…– тревожная бабушка;
…– активная мама;
…– активный и занятой папа;
…– озабоченная здоровьем ребёнка мама;
…– безразличная мама;
…– родитель, считающий идеальным своего ребёнка.
Описание места проведения:
Игра проводится в музыкальном зале, высокие стулья стоят рядами, на столе стоят ручки в стакане и бумага для записей.
Для деловой игры мебель расставлена таким образом:
Стулья расставлены кругом по принципу глаза в глаза.
Ход деловой игры (родительское собрание) :
Звучит 1-й куплет песни «Родительский дом».
Дорогие родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры наших детей. Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем, без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уюта и радости в детском саду - невозможная задача. Каким должен быть наш союз, что мы взрослые можем сделать для детей, чтобы их жизнь в группе была радостной и интересной? Об этом пойдет разговор на этой встрече.
Но вначале, не зря, же встреча названа «Будем знакомы», давайте познакомимся. (Звучит припев песни «Улыбка».) Пусть музыка известной песни «Улыбка» раскрепостит Нас, заставит улыбнуться. Ибо это является важным условием при встрече и знакомстве. Нашему знакомству будет сопутствовать и представление хобби членов ваших, семей. Итак, сначала представимся мы, воспитатели для этого мы поиграем в игру «Давайте познакомимся».
Игра «Давайте познакомимся».
Сядем по удобнее и будем передавать мяч друг другу, при этом называть себя по имени и отчеству, начинаем с нас: «Меня зовут Светлана Евгеньевна» и передаёт мяч другому воспитателю и т. д.
Перед началом собрания мы предлагали вам поучаствовать в изготовлении семейных альбомов «Семейный досуг». Давайте выслушаем желающих родителей …. – родитель, считающий идеальным своего ребёнка). А теперь разрешите вынести на ваше рассмотрение план нашей совместной работы на год. Определяются мероприятия по плану, кроме часов семейных увлечений, ответственный, то есть, кто может помочь в реализации каждого мероприятиям. Чтобы эти встречи состоялись, предлагаем рассмотреть некоторые острые вопросы.
Тревожная бабушка: «А какие оздоровительные мероприятия будут проводиться в группе для моего Васеньки?
Воспитатель: «Мы вам предоставим оздоровительный маршрут Васеньки»
Тревожная бабушка: «А Васеньки это можно?»
Воспитатель: «Всё будет согласованно с медицинскими работниками, и вы будете своевременно информированы»
Активный и занятой папа: «Не отвлекайте бабушка, давайте вернёмся к насущным вопросам. Давайте говорите, сколько сдавать денег»
Воспитатель: «Обратитесь в попечительский совет ГДОУ с этим вопросом»
Воспитатель: «Давайте поговорим об организации детских праздниках (мероприятия)»
Активная мама: «Чем я могу помочь в организации праздничных мероприятий? У меня много разных карточек, скидок в детских магазинах, в канцтоварах и т. д.»
Воспитатель: «Очень хорошо нам очень нужна ваша помощь, будем иметь в виду» «Какие у вас есть вопросы?»
Безразличная мама: «Никаких»
Воспитатель: «Раз у вас нет вопросов, давайте с вас начнём новую игру «Словесная – эстафета» (чтобы у меня вырос хороший сын (дочь, я должен (должна).
Ваше желание помочь нам в воспитании и организации интересной жизни детей, дает возможность надеяться, что никто не останется в стороне, поэтому мы решили отмечать все добрые дела на благо группы в этом экране (показывает большой лист ватмана).
В нем есть 3 графы:
в первой - фамилии, имена детей;
во второй - присутствие на собрании, для того, чтобы в конце хода определить самые дружные семьи, посетившие многие собрания все вместе;
в третьей графе условными обозначениями будут отмечены ваши добрые дела.
В конце нашего собрания мы предлагаем вам высказать своё мнение в письменном виде (раздаются листы).
Время проведения мероприятия:
Педагоги – 13.30 – 14.30 –Деловая игра «Будем знакомы»
(родительское собрание).
Родители – 17.30 ~ 18.30 – Родительское собрание.
Возможные риски:
1. Плохо организованная деловая игра;
2. Педагоги не вошли в роль;
3. Отсутствие участника игры;
4. Нежелание педагогов участвовать в мероприятии;
5. Неумение договориться с партнёрами (коллегами) по игре.
Вопросы к аудитории:
Давайте ещё раз обобщим увиденное:
Как воспитатель переключила внимание родителей от своих вопросов (частного порядка) к общему обсуждению мнения?
Было ли это эффективно, почему?
Какими приёмами пользовался воспитатель, чтобы побудить родителей к включённости их в процесс собрания?
Какого наличие или отсутствие у родителей интереса к изложенному материалу?
Целесообразность и результативность данного собрания?
Что в предложенной игре являлось для вас новым?
Решение:
Таким образом, данное мероприятие позволило нам придти к следующим решениям:
Данные методы работы с родителями можно применять в ДОУ;
Ознакомить отсутствующих педагогов с данными методами работы;
С помощью данных методов провести родительские собрания на группах;
Провести анкетирование родителей по итогам проведённых собраний.
Диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания.
Типы дисгармоничного воспитания Признаки
Потворствующая гиперпротекция 1. Воспитание ребенка - центральное дело жизни родителей
2. Ребенку уделяют много времени и сил
3. У ребенка проявляется собственнический характер любви
4. Ребенок воспитывается под «колпаком тревоги»
5. Чрезмерная забота о ребенке
6. Удовлетворяются все потребности и претензии ребенка
Доминирующая гиперпротекция 1. Со стороны родителей много замечаний, которые не
соответствуют возможностям ребенка
2. Много контроля
3. Воспитание с отрицательным знаком: «ты сделал хорошо, но
мог бы сделать и лучше»
4. Много требований, которые не соответствуют возможностям
ребенка
5. У ребенка боязнь осваивать что-то новое
6. Родители часто употребляют глаголы долженствования по
отношению к ребенку: «должен», «положено» и т. п.
Повышенная моральная ответственность 1. У ребенка много обязанностей и нагрузок, не
соответствующих возрасту
2. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания
3. Часть родительских функций выполняет ребенок
4. Ребенку предъявляются чрезмерные требования
5. тревожно-мнительные черты в характере ребенка
6. Ребенок, не умеет спонтанно играть, действовать
7. Ранняя взрослость у ребенка
Эмоциональное отвержение 1. Ребенку предъявляется много требований
2. От родителей можно услышать фразы типа: «Как ты мне
надоел» и т. п.
3. Много запретов
4. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил, внимания
5. Может проявляться подчеркнутая забота, утрированное внимание
6. Жестокие наказания
7. У ребенка низкая самооценка
Гипопротекция 1. Нерегулярное удовлетворение потребностей ребенка
2. Ребенок не получает поощрений
3. Ребенок не получает наказаний
4. Неустойчивый характер поведения у ребенка
5. Ребенку уделяется мало времени, сил и внимания
6. Игнорируются потребности ребенка
7. Требования к ребенку не предъявляются
Жестокое обращение 1. Применение строгих наказаний
2. Ребенку уделяется недостаточно сил, времени и внимания
3. Чрезмерность санкций
4. Не удовлетворяется потребность ребенка в эмоциональном
контакте с родителями
5. Негативная характеристика ребенка
6. Чрезмерное реагирование на незначительные нарушения поведения
Принципы взаимодействия с родителями :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педа-гогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положи-тельные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.