Умарова Вагидат
Проект по расширению представлений об осени у дошкольников «Унылая пора, очей очарованье»
Актуальность:
За компьютером и современными, с ядовитыми красками, мультфильмами дети лишены спокойной созерцательности. В проекте мы хотим привлечь внимание детей к красоте осенней природы, её богатству красок, явлений. Именно поэтому А. С. Пушкин так восхищался осенью, именно поэтому на красоте осенней природы мы и хотим привлечь детей к творческому созиданию. В этом нам помощниками станут старые советские мультфильмы, картины великих художников, стихи, песни, рассказы о чудесах осенней природы. С помощью экспериментальной деятельности мы планируем дать толчок к познанию окружающего мира живой и неживой природы. Совместно с родителями из природного материала создать выставку «Осенний калейдоскоп», создать Книгу сказок, альбом загадок, сочиненных детьми, сшить кукол – дочек Осени – Сентябринку, Октябринку и Ноябринку. Проект завершат праздничные мероприятия, конкурс чтецов, выставки работ детей.
Публикация «Проект по расширению представлений об осени у дошкольников „Унылая пора, очей очарованье“» размещена в разделах
Цель:
Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Сформировать бережное и заботливое отношение к живой и неживой природ.,
Задачи:
Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.
Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
Обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову.
Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Воспитывать экологическую культуру детей.
Воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями).
Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени
Предполагаемый результат :
Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
Развитие продуктивной деятельности детей.
Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
Развитие детского творчества.
Чтение наизусть стихотворений об осени.
Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
Используемые виды деятельности:
• НОД;
• Игровая;
• Чтение художественной литературы;
• Изобразительная;
• Труд;
• Конструирование из природных материалов;
• Исследовательская.
Продукт проектной деятельности :
• Выставка «Унылая пора!»
• Подведение итогов проекта.
План работы по проекту :
1. Подготовительный этап
-Составление плана совместной работы по проекту;
-Подбор материала и оборудования;
-Подбор художественного материала;
-Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта.
2. Практический этап
Образовательные области
Формы работы с детьми
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей,
фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса»;
«Приметы осени»;
«В гости к осени».
Конструирование и ручной труд из природного материала:
«Ежики в лесу», «Осенний калейдоскоп» - выставка
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?», «Почему птицы улетают на
юг?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра,
осенним дождём);
-за красотой и богатством осенних красок;
-за цветником;
-за перелетными птицами;
-за насекомыми;
-за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»;
«Ищем приметы осени».
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Игры-эксперименты:
- солнечные зайчики догоняют друг друга.
- у кого тень интереснее;
- угадай, чья тень;
- какого цвета солнечный луч;
- очистим воду;
- сколько выпало осадков;
- ковер на воде;
- испытание кораблей;
- невидимка-воздух;
высокие волны.
1. Почему солнце светит днём, а звезды – ночью?
2. Роль света в жизни растений и животных.
3. Животные, обитающие в условиях холода и жары.
4. Роль солнца в жизни человека. Солнце и наше здоровье.
5. Вода в жизни человека, животных, растений.
6. Загрязнение водоемов.
7. Ветер, ветер ты могуч.
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»;
«Что я видел в парке?»;
«Осенняя сказка», «Загадка про Осень».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание
стихов и загадок.
Словесные игры: «Опиши словами осень!»;
«Осень в лесу»;
«Вспомни – назови»;
«Один – много»;
«Будь внимательным»;
«Осенние деревья»;
«Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени;
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;
К. Бальмонт «Осень»;
Н. Сладков «Осень на пороге»;
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»;
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;
Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»;
Г. Снегирев «Как птицы к зиме готовятся»
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин осенних инструментов», «Семья собирается на прогулку в
лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный
мешочек», «Отгадай загадку – проиграй на инструменте отгадку!», «Что было бы, если из
леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней
природы».
Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом»
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для
гербария, уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание
корней деревьев опавшей листвою.
Беседа: «Осенние хлопоты человека»;
Художественно-эстетическое развитие
Интегрированные занятия:
«Воспоминания о лете», «Осенняя сказка», «Краски Осени», «Тучка по небу гуляла», «До
свидания, журавушка!», «Осенний сон».
Аппликация:
Коллаж «Чудесное дерево»;
Рисование:
«Осенний листочек»;
«Золотая осень» (пейзаж);
«Краски осени»
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень», рассматривание иллюстраций на тему
«Осень в лесу»
Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.
Лепка
«Осеннее дерево»;
«Овощи на тарелке»;
«Мухомор»
Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность:
Рисование «Ветка рябины»;
Рисование «Чем нам осень нравится»;
Аппликация «Мухомор»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Октябрь»;
Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»
Пение:
«Веселый огород»;
«Осень золотая» сл. и муз. Л. Старченко;
«Осень, осень, осень»,
«Что нам осень принесет?»
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку», «Осенний оркестр», «Музыкальный
волчок».
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя»
Досуги, развлечения:
Конкурс чтецов «Золотая Осень»
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем
альбом «Осень»);
«Осень - рыжая подружка»
Физическое развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью?»;
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
«Разноцветный зонтик»;
«Съедобное - несъедобное!»;
«Бывает-не бывает»;
«Хитрая лиса»;
«Перелёт птиц»
Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён»;
«Листопад»;
«Грибы»
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Работа с родителями: стендовая информация для родителей;
консультация «Профилактика гриппа в осенний период»;
конкурс семейных поделок из даров осени «Осенний калейдоскоп».
3. Результаты проекта
- В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об
осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с
рассказами, стихами, песнями, музыкой осенней тематики, у детей расширился и
активизировался речевой запас;
- Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки, песенки
и небольшие сказки об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
1 этап. Подготовительный.
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин).
2 этап. Основной.
Форма работы Задачи
Беседа «Сколько красок у осени?».
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.
Занятие по теме «Осень»
Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.
Рассматривание репродукций картин
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень», Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.
Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями
Занятие «Деревья-наши друзья»
формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
НОД рисование «Золотая осень»
Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Крону деревьев изображать оттиском мятой бумаги
НОД по рисованию в старшей группе «Разноцветный лес»
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным
НОД по аппликации в "Осенние деревья".
Расширять знания детей о разновидностях деревьев; учить создавать красивый образ осеннего дерева.
Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе.
Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.
Лепка - " Гроздь рябины»". Формирование у детей умения создавать при помощи лепки гроздь рябины.
НОД «Путешествие в осенний лес»
Систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
Чтение художественной литературы.
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
К. Бальмонт «Осень»;
А. Майков «Осенние листья»;
Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;
В. Чаплина «Лес осенью»;
Г. Скребицкий «Осень»;
П. Молчанов «Последний лист»;
Т. Домаренок «Осенняя сказка»;
Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
загадки, пословицы, поговорки; Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Д/и
«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», д/и «Назови ласково», «Какая бывает осень?». д/и «Найди самый красивый листок», Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;
Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу», «На даче»; Закрепить знание детей названий деревьев.
Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе.
Экскурсия по участку детского сада.
Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.
Взаимодействие с семьё й: Папка - передвижка «Осень - чудная пора».
Сбор природного материала,
Консультация «Как провести с ребёнком осенний день»,
Создание альбома «Мы и осень»
оформление раздевалки с использованием работ детей
Итоговое развлечение «Веселые овощи»
Итоги проекта :
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения:
• в своих рассказах;
• в рисунках;
• в музыкально-ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей :
- С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.
Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.