марина бокова
Познавательно-практический проект по сохранению и укреплению здоровья зубов с детского возраста «Улыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Улыбка»
Вид проекта : познавательно- практический
Продолжительность: ноябрь-апрель
Проблема: Сохранение и укрепление здоровья зубов с детского возраста.
На медицинских осмотрах у дошкольников выявляются заболевания зубов, челюстей уже с 2-3 летнего возраста. К врачу стоматологу родители приводят детей только в случае возникновения зубной боли. Такая ситуация во многом обусловлена неправильным отношением родителей к молочным зубам. Первые зубы рассматривают, как временное явление и поскольку они скоро выпадут заботиться о них не надо. И это крайне опасное заблуждение! Заботиться о молочных зубах очень важно, ведь именно они определяют правильное расположение постоянных зубов. Вовремя невылеченный зуб может повредить,а иногда и полностью погубить зачаток постоянного зуба. Кроме того здоровые молочные зубы способствуют правильному развитию челюстей, формированию правильного прикуса и правильному произношению звуков. Хотя многие знают, что наша местность представляет фактор риска для заболеваний зубов, причина тому недостаток минеральных веществ в воде. А если к этому фактору присоединяется неумение и нежелание ухаживать за зубами беречь их,то дети обречены на очаг хронической инфекции, заболевания желудочно-кишечного тракта, речевой и эстетический дефект.
Публикация «Познавательно-практический проект по сохранению и укреплению здоровья зубов с детского возраста „Улыбка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Зубы, уход за зубами. Проекты
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Для предупреждения и исправления данной ситуации в нашем детском саду был разработан познавательно- практический проект «Улыбка», продолжительностью 6 месяцев.
Участниками проекта стали; врачи стоматологического центра, воспитатели, дети, родители.
Главная цель проекта : сформировать у детей гигиенические навыки по уходу за полостью рта. Обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубочелюстной системы.
Задачи:
1. Организовать сотрудничество со специалистами ООО «Стоматология»- -расширить представления о зубах, влияния их 2. Организовать санитарно –просветительскую -научить правильно чистить зубы
3. Обучить детей гигиеническому уходу за полостью рта.
4. Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур и сохранению зубов. осознанному -5. Способствовать снижению тревожности при посещении врача стоматолога.
Гипотеза: при систематической работе в ходе реализации проекта -формируется мотивация к проведению гигиенических процедур по уходу за зубами.
Прочно усваиваются детьми знания, представления о зубах и влиянии их состояния на организм в целом.
Вовлекаются родители в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада по профилактике кариеса у детей.
Этапы работы над проектом
• подготовительный
• основной
• заключительный: Праздник «Береги зубы с детства». 1 этап. Подготовительный
Задачи Мероприятия Результат
Организовать взаимодействие со специалистами ООО «Стоматология» Личное обращение
Ознакомить педагогов и родителей с проектом. Планерка, Управляющий совет Учреждения, официальный сайт МБДОУ №2
Ответственный: Замзав. Положительный настрой на реализацию проекта
2 этап. Основной
Задачи Мероприятия
Результаты
Оценка профилактических мероприятий осуществляемых родителями по предупреждению возникновения кариеса у детей. Анкетирование
Определить индекс КПУ у детей экспериментальной группы Стоматологический осмотр детей старшей группы
Ответственные: врач-стоматолог Зуева Е. К Стоматологические карты с результатами обследования. Оказание консультативной помощи родителям по результатам осмотра детей
Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта Обучающие занятия ;выполнение гигиенических процедур,чистка зубов после завтрака,полоскание полости рта после каждого према пищи
Ответственные: врач-стоматолог, воспитатели старшей группы Овладение детьми гигиеническими навыками по уходу за полостью рта; профилактика заболеваний кариесом
Образовательная область Мероприятие Задачи
Физическая культура Подвижные игры «Я знаю правила здоровых зубов» Игра –эстафета «Кто больше принесет полезных продуктов для зубов» развивать ловкость, быстроту реакции.
Здоровье Обучение правильно чистить зубы специалистом.. Занятие «Каждый день чистить зубки нам не лень»
Чистка зубов после завтрака с использованием схемы последовательности действий, полоскание полости рта после каждого приема пищи Научить и закреплять умение правильно чистить зубы. Расширить представление о необходимости заботиться о здоровье зубов с детства,, уточнить знания о средствах гигиены.
Безопасность Решение проблемных ситуаций «Где моя зубная щетка?»
Беседы «Травмы зубов»
Беседа «Как нельзя вести себя при лечении зубов» Формировать стойкий навык пользования только личными предметами гигиены.
Воспитывать бережное отношение к зубам, умение исключать травмирующие факторы., в том числе в кресле у стоматолога.
Социализация Сюжетно-ролевые игры, «Стоматологический центр», «У зайчика заболели зубы» коммуникативные игры,
Беседа «Как вести себя на приеме у стоматолога» «.Проверим наши зубки» Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых, дидактических игр. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению врача стоматолога,привычку следить за своими зубами и вовремя обращаться за помощью. Закрепить правила поведения у врача,развивать навык самоконтроля. Познакомить с инструментами для обследования и лечения зубов.
Труд Уход за предметами гигиены. Прививать привычку содержать в чистоте предметы ухода за зубами.
Познание Экскурсия в стоматологический центр.
Рассматривание моделей зубов, челюстей Иллюстраций,слайдов,видео презентаций о здоровье зубов
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыты с зубной пастой, камнями. На определение очищающих свойств предметов. На выявление вредного,разрушыющего действия на зубы механических воздействий,резкой смены температуры среды.
Эксперименты с яйцом. Способсвовали сделать вывод о вредном влиянии кислот на зубы и защитных функциях зубной пасты.
Дидактические игры: «Хорошо –плохо», «Составь целое», «Цепочка действий»
Дать знания о зубах, о том,что приводит к болезням. Расширить представления о влиянии состояния зубов на организм в целом Рассказать о способах сохранения зубов. На примере опытов наглядно подвести детей к выводам о необходимости следить за зубами. Уточнить знания о том,что вредно и полезно для зубов. Воспитывать умение находить решения в различных ситуациях.
Развитие речи Занятие: «Я знаю правила здоровых зубов»,
заучивание стихов о зубах,
отгадывание загадок,
сочинение рассказов на тему «Как зубы стали здоровыми», проведение артикуляционной гимнастики. Сказка «О веселом язычке,которому нужны здоровые зубы, чтобы хорошо говорить» Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Показать важность зубов, как одного из органов речи, способствующих правильному произнесению звуков.
Чтение художественной литературы Чтение сказок,стихов К. Чуковский «Мой Додыр»,Н. Коростелев «Королева Зубная щетка», А. Ангилова «Зубки заболели». Чтение стихотворений про уход за зубами Побуждать детей на примере художественного слова обращаться к взрослым с вопросами, суждениями о здоровье. Вызвать интерес через к художественное слово к гигиеническим процедурам.
Художественное творчество Рисование «Здоровый и грустный зубик», Коллаж «Полезные продукты», иллюстрации к сказке «Королева Зубная щетка».
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать здоровые и больные зубы и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках.
Музыка слушание музыкальных произведений «Здоровая и больная кукла» ,детских песенок «Улыбка»
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.
Санитарно- просветительская работа среди родителей и воспитателей
Ответственные: главный врач ООО «Стоматология» Зуева Е. К. ,Зам. зав. по ВМР Проничева, воспитатели Семинар для родителей
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию
. Приобретение необходимых средств и предметов гигиены, рекомендованных стоматологами.
оформление папок-передвижек
Размещение информации о правильном уходе за зубами. Рекомендации по проведению гигиенических процедур дома. Оформление стенда «Здоровые зубы здоровью любы»
Участие в празднике,викторине «Береги зубы с детства»
Вызвать осознанное отношение к проблеме профилактике и лечению заболеваний зубов у детей.
Заключительным этапом работы над проектом стал праздник «Береги зубы с детства»
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию потребности беречь зубы. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов, повысилась мотивация к сохранению зубов,. Дети узнали, что здоровые зубы необходимы не только для того,чтобы быть здоровым,но и для того чтобы правильно говорить и красиво улыбаться. Многие осознанно стали оказываться от сладостей. За время проекта 10 человек посетили врача стоматолога,4 из них с целью профилактического осмотра.
Мониторинг знаний детей по теме проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
-от чего могут заболеть зубы?
-назови полезные для зубов продукты
-назови, что вредно для зубов
-надо ли чистить зубы
-чистишь ли ты зубки, ?когда?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 5 детей (44,7%, на среднем уровне были знания у 7 детей (31,2%, совсем низкий уровень – у 7детей (24%).
Заключительная диагностика показала, что у детей появились конкретные знания об уходе за полостью рта. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, обучающих занятий «как правильно чистить зубы», проведенных специалистом. При проведениии опытов на наглядном примере дети сами сделали выводы. что полезно и что вредно для зубов. зачем надо чистить зубы. Многие дети осознали свою роль в сохранении здоровья.
Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 10 детей, средний уровень – 7детей, низкий уровень: 2ребенка,плохо посещающие детский сад.
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов, родителей, специалистов, детям вполне доступно овладение правильным уходом за зубами и осознание ответственности за свое здоровье.