Анна Климова
Проект «Удивительные возможности живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Удивительные возможности живописи»
Актуальность проекта
Передовой педагогический опыт показывает, что на современном этапе развития общества недостаточно просто чему – либо научить ребенка. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Реализация самостоятельной, практической и творческой деятельности детей в области художественно – эстетического развития нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие личности ребенка.
Публикация «Проект „Удивительные возможности живописи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».
Знакомясь с выдающимися художественными произведениями, дошкольники учатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России, усваивают нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, знакомятся с бытом и трудом людей в различных сферах деятельности, особое место живопись занимает в развитии речи. С помощью живописи развивается мыслительная деятельность: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь (внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника, так же она способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций). Искусство способствует восприятию различных чувств и формированию первоначальных основ мировоззрения. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.
Важным представляется то, что формирование всесторонне развитой личности дошкольника происходит в едином процессе ознакомления детей с изобразительным искусством, с народным творчеством, культурой, эстетическими ценностями, с природой родного края. Произведение живописи богаты по своему идейному содержанию и совершенны по художественной форме. По этому они формируют художественный вкус дошкольников, способность понять и оценить прекрасное, не только в искусстве, но и в жизни, природе, быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом и воздухом.
Таким образом, возникает противоречие между возможностями живописи как средства всестороннего развития личности дошкольника и недостаточным его использовании в педагогическом процессе.
Цель проекта : Всестороннее развитие дошкольников в процессе ознакомления с живописью.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с русскими художниками и их произведениями и вызвать у детей устойчивый интерес к живописи;
2. Побудить родителей и детей к активному взаимодействию с педагогами, стимулируя желание искать дополнительную информацию по теме;
3. Разработать систему занятий по ознакомлению детей с живописью (перспективное планирование на учебный год);
4. Повысить уровень знаний педагогов и родителей о возможностях воздействия живописи на всестороннее развитие ребенка.
Тип проекта
По времени – долгосрочный;
Длительность проекта – сентябрь – апрель (2013-2014 уч. г.)
По доминирующей в проекте деятельности – практико – ориентированный;
По характеру контактов – внутригрупповой;
По количеству участников – коллективный;
Возраст детей – 5-6 лет;
Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители;
Продукт проектной деятельности – перспективное планирование, цикл занятий, материалы и дополнительная информация по теме.
Ожидаемые результаты
1. Формирование у детей системы знаний о художниках и их произведениях;
2. Систематизация методической информации;
3. Подбор литературы и разработка перспективного плана по ознакомлению детей с живопись;
4. Систематическое использование в работе циклов занятий по ознакомлению детей с живописью;
5. Насыщение методической базы дополнительной информацией и материалами к занятиям по ознакомлению детей с живописью.
Основные этапы проекта
1 – создание практико – ориентированной проблемы
Придя на занятие по ознакомлению детей с живописью, выставляю репродукции с изображением осеннего пейзажа. По ходу занятия слушаем музыку, зачитываем отрывки из стихов, которые помогают восприятию живописной картины. Дети соотносят музыкальные и литературные произведения с репродукцией и обосновывают свой выбор, но есть одна репродукция (Саврасов А. К., «Осень. Деревушка у ручья», к которой нет подходящей музыки и стихотворения. Встает вопрос: «Что же делать?».
2 – выдвижение гипотез по разрешению проблемы
Дети предлагают привлечь библиотекаря, который еженедельно приходит к ним и попросить его помочь сделать подборку стихов об осени. А так же, обратиться к музыкальному руководителю с просьбой подобрать музыкальные произведения. Неожиданно Валя вспоминает, что не так давно ее сестра – школьница учила очень красивое стихотворение об осени и обещает попросить маму, чтобы она его нам записала и т. д.
3 – распределение на группы
После того как мы определились, что нам необходимо для дальнейшей работы, предлагаю детям обсудить эту проблему дома с родителями и привлечь их к совместному поиску информации, а может быть и дополнению нашего плана решения проблемы. Тем самым, обсудив проблему и пути ее решения еще раз, дети со своими родителями объединяются в микро-группы, для сбора необходимой информации.
4 – практическое разрешение проблемы:
- создание фонотеки классической музыки, детских песен;
- подборка произведений литературы (рассказов и стихов, русского фольклора (пословицы и поговорки);
- подборка иллюстраций для рассматривания;
- выставка детских работ по рисованию, аппликации, лепке и ручному труду;
- экскурсии в Выставочный зал, Зимний сад КДЦ «Арктика»;
- прогулки и экскурсии;
- формирование электронного каталога произведений живописи;
- конкурс рисунков «Времена года»;
5 – представление результатов
Вся собранная, с помощью родителей, педагогов, библиотекаря информация накапливалась, обобщалась и систематизировалась. После обработки собранной информации:
- написан перспективный план по ознакомлению детей с живописью, с указанием источников и подборкой дополнительных материалов;
- разработан ряд конспектов занятий: «О чем и как говорит живопись», «Краски вечерних пейзажей. Рассматривание картины И. И. Левитана «Летний вечер», «золотая осень. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень», «Такая разная осень. Рассматривание и сравнение пейзажных картин «Золотая осень» И. И. Левитана и «Октябрь» Е. Е. Волкова», «Зима» И. И. Шишкина» и др. ;
- подготовлены тематические презентации: «Здравствуй осень золотая», «Приметы Осени», «Осень глазами художников», «Русская пейзажная живопись», «Натюрморт», «Первобытное искусство», «Пейзажная живопись. Русские художники пейзажисты» и др. ;
- проведены консультация для педагогов о влиянии живописи на развитие ребенка : «Русская пейзажная живопись», «Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста», «Осень, воспетая поэтами и живописцами в произведениях искусства» и др. ;
- семинар – практикум для педагогов «Природа зимы в произведениях художников»;
- тематическая неделя «Зимние забавы», «Осенние этюды»;
- для родителей выставлялись папки – передвижки «поэтический образ природы в детском рисунке», «Искусство и воспитание», «Учимся наблюдать за природой» и др. ;
- открытое занятие для родителей, с применением собранной информации «Идет волшебница Зима…»;
- мониторинг обогащения знаний детей и уровня сформированности представлений о живописи.
Список литературы
1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. -2000. - №1. - С. 8-11.
2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О. С., Парамоновой Л. А. - М. : Просвещение, 2001. - 160с.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб. : Детство-Пресс, 1997. - 224с.
4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – с. 272 / Библиотека программы «Детство»
5. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 – 7 лет. М., «Просвещение», 1969. – 111 с.
6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М. : Просвещение, 2005. - 146с.
7. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. - М., 2005. - 160 с.
8. Краснушкин Е. В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 -9 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
9. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.
10. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи. //Искусство в школе. с. 39, 2010.
11. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М. : Издательский центр “Академия”, 2008.
12. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М. : “Академия”, 2000.
13. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 2003. - 208с
14. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи : Кн. для воспитателей дет. сада. – М. : «Просвещение», 1992. – 126 с., 16 л. ил.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)