Трощенко Ирина
Проект «Учимся говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся говорить»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Краткая аннотация проекта
Проект «Учимся говорить» направлен на развитие словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста посредством метода моделирования. Его реализация нами рассчитана на 2 года. Исполнителями и участниками проекта являются учитель-логопед, сурдопедагог, дети с нарушением слуха, воспитатели группы, родители. Данный опыт может быть использован логопедами детских садов как один из методов в работе по развитию словесной речи слабослышащих детей старшей и подготовительной групп.
Публикация «Проект „Учимся говорить“» размещена в разделах
АКТУАЛЬНОСЬ ПРОЕКТА
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л. С. Выготского, М. М. Алексеевой, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями слуха, у которых нарушены все стороны речи, приводящая к снижению социализации ребёнка в коллективе сверстников и взрослых.
Словесная (устная) речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования словесной речи у слабослышащих дошкольников представляют собой актуальную, значимую проблему, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Поэтому особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы формирования словесной речи у детей с нарушением слуха и поиск новых методов и приемов обучения, так как каждый логопед в своей работе ставит перед собой цель – найти наиболее эффективные средства, способы и приемы работы, которые помогут преодолеть речевые недостатки у детей.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренко С., Л. М. Хализева и др.). Ряд авторов придаёт большое значение формированию моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л. И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю. Ф. Гаркуша). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. Модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т. п. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Главная цель проекта : способствовать развитию развитию словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.
Задачи:
Отобрать и проанализировать литературу, необходимую для осмысления темы проекта и сопоставление своего опыта с отраженным материалом в литературе по данной проблеме;
Подобрать методику для исследования формирования словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста;
Провести обследование формирования словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста;
Составить перспективный план по развитию словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста посредством с использованием метода наглядного моделирования;
Сформировать картотеку наглядных материалов для работы с детьми (картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др.)
Организовать работу по реализации перспективного плана по развитию словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста:
Формировать навыки построения связных высказываний;
Обучать лексико-грамматическому оформлению связных высказываний;
Развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
Активизировать и развивать ряд психических процессов (восприятие, память, воображение, мышление, тесно связанных с формированием навыков устного речевого высказывания.
Провести цикл семинаров, лекций, практикумов, консультаций для воспитателей групп компенсирующей направленности в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе.
Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей путём знакомства с методом наглядного моделирования
Сформулировать выводы по результатам исследования формирования словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. Выявить динамику и эффективность данной работы.
Объект исследования: дети с нарушением слуха (слабослышащие).
Предмет исследования: развитие словесной речи слабослышащих детей дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В теории и практике логопедии под нарушением слуха (у детей с нарушенным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.
В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития (Р. Е. Левина и др., выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. У дошкольников с первым уровнем речевого развития отсутствует общеупотребительная речь. В общении они используют вербальные средства: звуки, звукоподражания. На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке, о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. Дети с третьим уровнем речевого развития уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи.
В течение двух лет должна проводиться коррекционная работа, особое внимание уделялось формированию словесной (устной) речи.
29.12.2023